mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Category:

Лисичанск.

Загибается очередной крупный промышленный центр в Донбассе, город Лисичанск. В последнее время мне стали попадаться многочисленные стоны и плачи по поводу дерибана Лисичанского стекольного завода Пролетарий. Не путать с Лисичанским стекольным заводом. Их в Лисичанске было два. Тут надо наоборот. Надо по этому поводу устроить грандиозное торжественное собрание, народные гуляния с банкетом и грандиозной пьянкой. Потому что стекольный завод стал последним крупным промышленным предприятием в Лисичанске, которое канул в лету.

Сначала был завод РТИ, резинотехнический изделий. Потом Лисичанский НПЗ, которые стоит и не работает давно и что с ним стало в последене время не говорит никто. Потом был Лисичанский содовый завод. А до этого были Лисичансикий завод Строммашина.  Первый Лисичанский стекольный завод. И многчисленные шахты Лисичанскугля. Шахта Одесская, шахта Мельникова, шахта Капустина, шахта Тошковская. Может быть некоторые шахты еще и мечутся в агонии, но не долго им осталось Смертельная болезнь никого не оставит в стороне.

А тут какой то Пролетарий, стекольный завод. Плюнуть, растереть и забыть. И умер он гораздо раньше, когда некоторые шаловливые ручки решили поиграться с газом, с ценами на него. А  стекло - это застывший твердый газ. Газа в стекле  ну очень много. Предсмертные муки его начались, когда на Украину хлынуло дешевое китайское сткло. И никто не пытался остановить этот поток хоть какими то пошлинами.

lissoda-demontag

А агония этого завода началась в 2011 году, когда от Лисичанского содовго завода не остаось ни одного кирпичика. Потому что продукция содового завода одна из составных частей и сырья для производства стекла. Содовый завод особенный. Свою историю он ведет еще с дореволюционного периода. И особенный он еще тем, что сырье на этот завод поставлялось так же особым способом. Соляной рассол для технологического процесса  шел по трубопровду из под Артемовска. А мел поставлялся из соседней Донецкой области по самой длинной подвесной дороге на просторах бывшего Союза.

Среди всех промышленных предприятий,  особо выделялась Лиссода. До войны, в дридцатых годах прощлого века, Лиссода выпускала 60 % всей соды Советского Союза. Завод этот ведет свою историю еще с дореволюционных времен.

"В устье речки Верхней Беленькой, тихо катившей свои кристально-чистые воды в Северский Донец, в конце 80-х годов XIX века стояло несколько крестьянских хат села Верхнего, или, как его издавна называли, Третья Рота. Лишь узкая лента одноколейного железнодорожного полотна, тянувшаяся поблизости от Попасной до Лисичанска, вносила некоторое разнообразие в обычный сельский пейзаж. Вскоре, однако, все вокруг переменилось, закипела, забурлила жизнь. На месте крестьянских усадеб на берегу Северского Донца развернулось строительство содового завода. Река подарила ему свое имя – назвали завод Донецким.

Этому предшествовали некоторые события. Бельгийский инженер и предприниматель Э.Сольве совместно с пермским купцом и промышленником И. Любимовым еще в 1881 году создали товарищество "Любимов и К° " для строительства содового завода в Березниках на Урале. Через шесть лет товарищество было реорганизовано в акционерное общество для производства соды в России под фирмой "Любимов, Сольве и К°", ставшее дочерним предприятием бельгийского содового концерна.

Сольве, занявший в акционерном обществе ключевые позиции, прибрал к рукам Березниковский содовый завод. Но это была только часть задачи, которую он ставил перед собой. Основная его цель состояла в том, чтобы проникнуть на юг России, в Донбасс. Собрание акционеров, состоявшееся 27 апреля 1889 года, приняло постановление о строительстве содового завода в селе Верхнем

Екатеринославской губернии. Оно предоставило правлению общества право покупать земли для этой цели, а также заключать договор с обществом крестьян села Верхнего на разработку на их земле каменного угля, мела, известняка и других материалов. Предварительная смета на строительство завода утверждалась в сумме 970 тысяч рублей.

Место для строительства содового завода было выбрано весьма удачно. Рядом – река Северский Донец. В десятках метров залежи мела. Уголь в достатке имелся в четырех километрах от завода, в Лисичанске, где богатые его залежи разрабатывались уже около сотни лет. Самая отдаленная сырьевая база – соляная копь – находилась под Бахмутом. Поблизости были и потребители соды: в Донбассе развивались металлургическая и другие отрасли промышленности. Словом, самой природой были созданы благоприятные условия для развития здесь содового производства.

Одним из важнейших видов сырья для производства соды является соль. Ее добывали в районе села Покровское под Бахмутом – на арендованной у крестьян земле. Со станции Деконская соль доставляли по железной дороге на завод. Здесь ее растворяли, и рассол подавался в производство. Все это требовало больших затрат. Значительно дешевле обходится растворение соли в недрах земли и перекачка уже готового рассола. Этот метод и был осуществлен акционерным обществом. С этой целью оно приобрело имение Карфаген, участки земли под рассолопромысел. В 1910 году началось строительство рассолопровода, а через два года он был введен в действие. Профессор Л. Ф. Фокин отмечал, что этот рассолопровод представлял собой одно из крупнейших сооружений подобного типа в Европе. Для приведения в действия насосных станций рассолопровода была сооружена первая в Донбассе трехфазная электролиния напряжением 20000 вольт на расстояние 35 километров...


...Заводские специалисты совместно с головным проектным институтом НИОХИМ еще в конце 60-х годов разработали программу полного обновления и технического оснащения всех участков производства кальцинированной соды, начиная от строительства зданий и заканчивая монтажом нового оборудования. Все научно-исследовательские работы по созданию новой колонной аппаратуры для содовой промышленности были выполнены работниками научно-исследовательского института основной химии на Лисичанском содовом заводе с участием сотрудников заводской ЦЗЛ. Проект, однако, долгое время не финансировался. Лишь создавшаяся критическая ситуация на заводе заставила министерство более реально взглянуть на проблему.

Вскоре по нашей проектной документации машиностроительные заводы Германской Демократической Республики стали изготовлять оборудование для завода. Началась коренная реконструкция содового производства, хотя ее темпы и теперь не могут удовлетворить коллектив.

В условиях действующего предприятия и сильно стесненной промышленной площадки осуществлять реконструкцию не так просто. Но силами Донецкого стройуправления, управления "Химмонтаж-54" и других строительно-монтажных организаций трестов "Северодонецкпромстрой" и "Промхиммонтаж" комбината "Ворошиловградхимстрой" в июне 1980 года была введена в строй новая карбонизация, а в ноябре того же года участок фильтрации и транспорт сырого бикарбоната натрия.

Установленные здесь новые карбонизационные колонны по сравнению с прежними увеличены в диаметре до 2,8-3,0 м. Возросла их высота. Производительность колонны достигает 250 тонн в сутки. Смонтированная здесь система автоматического управления процессом обеспечивает распределение жидкости по колоннам и поддержание ее уровня, температурный режим жидкости на выходе, расход газа первого и второго входов, автоматический отбор жидкости.

Заметные изменения произошли и на участке фильтрации. Здесь установлены более мощные вакуум-фильтры. Бели на старых поверхность фильтрации составляла 5,6 квадратных метра, то на новых фильтрах она достигла 32 квадратных метра. За счет увеличения мощности сократилось количество аппаратов, занимаемая ими производственная площадь.

Отдельные узлы и детали вакуум-фильтров выполнены из новых, современных материалов. Так, например, ранее в качестве фильтрующего материала использовали сукно из натуральной шерсти. В новых вакуум-фильтрах для этой цели применили сетку из нержавеющей стали.

Заново построено и отделение абсорбции-дистилляции. К монтажу первой колонны приступили в феврале 1984 года, а в марте 1985 года состоялся пуск нового отделения. 5 апреля 1985 года колонны всех трех элементов абсорбции-дистилляции были поставлены на новую рабочую нагрузку.

Принципиальные новшества в ходе реконструкции были внесены в оборудование отделения кальцинации. Раньше здесь работало 18 содовых печей различной мощности. Взамен их в новом здании отделения смонтированы четыре паровых кальцинатора. Первый пробный пуск парового кальцинатора осуществлен в июле 1986 года. В августе того же года он был включен в работу. С июня 1987 года постоянно действуют два паровых кальцинатора. В цехе смонтирована система автоматической транспортировки и дозировки сырого бикарбоната натрия в параллельно работающие содовые печи с применением индикаторов массового расхода в падающем потоке.

В новом отделении кальцинации и на других реконструированных участках заметно улучшились условия труда, снижена запыленность и загазованность. С целью улучшения охраны окружающей среды на заводе в XI пятилетке введен водооборотный цикл.

После провозглашения независимой Украины в 1991 году, завод начал испытывать первые финансовые трудности.

В период 1994—1999 годов была осуществлена приватизация завода с преобразованием в акционерное общество открытого типа — ОАО «Лисичанская сода». С 2005 по 2007 год предприятием владела группа компаний «Приват». В 2007 году завод был продан Русской содовой компании предпринимателей Михаила Гуцериева и Валерия Закоптелова.[источник не указан 2016 дней] В 2008 году завод перешёл под контроль структур «Бинбанка» Михаила Шишханова, которые остановили инвестиционные проекты и свернули внешнюю поддержку убыточного завода.

С 1991 по 2009 годы предприятие работало с перебоями, а с 2010 года перестало функционировать окончательно. 25 октября 2011 года Хозяйственный суд Луганской области признал завод банкротом, начался его демонтаж.

Содовый завод в Лисичанске полностью разрушили во время правления Януковича и его Партии Регионов, которую и сегодня в данном регионе представляют депутаты Верховной Рады Сергей Дунаев и Юрий Бойко. Мало того, по некоторым данным именно подставные фирмы Дунаева занимались демонтажем оборудования и металлических конструкций содового завода. Утверждает "Лисичанск-онлайн".

По состоянию на 2014 год, предприятие почти полностью разрушен.

Завод специализировался на производстве бикарбоната натрия аммиачным способом, а также выпускал хлорную известь, нашатырный спирт и другие продукты. Продукция экспортировалась во все части СССР, а после его развала — во многие страны мира. За годы работы завод произвел миллионы тонн кальцинированной соды.

В разные годы завод выпускал множество видов продукции. В последние годы он специализировался на выпуске таких товаров:
Кальцинированная сода
Бикарбонат натрия
Мел молотый
Хлористый кальций
Хлористый аммоний
Моющиеся средства"

Во времена СССР для подачи сырья из карьера была построена самая большая в Союзе подвесная канатная дорога. Длина ее составляла шестнадцать с половиной километров. Карьер, где добыавалось сырье для Лиссоды располагался в Донецкой области.

ВКД- 2008

"Лисичанская воздушная канатная дорога (ВКД) — грузовая канатная дорога, соединявшая Белогоровский меловой карьер и лисичанский содовый завод «Лиссода».  В 2013 году была полностью демонтирована.

Канатная дорога предназначалась для доставки сырья (мела) из Белогоровского карьера на содовый завод в Лисичанске. Считается, что дорога была построена в 1954 году, однако, по некоторым источникам, данная дорога уже была обозначена на топографических картах 1943 года.

Длина дороги: 16 563 метра. Скорость движения вагонеток: 9 км/ч. Основу дороги составляли 147 металлических опор. Сама дорога состояла из двух участков, соединяющихся на станции «Угловая» под небольшим углом друг к другу. Для обслуживания дороги был предусмотрен штат более 100 человек в двух бригадах: лисичанской и белогоровской.

Примечательно, что несколько километров канатной дороги проходило через жилой район Лисичанска. Согласно некоторым источникам, при строительстве дороги была предусмотрена 35-метровая зона отчуждения, которая в дальнейшем была самовольно застроена. По воспоминаниям же местных жителей, дорогу вели прямо через жилые дворы, и их владельцам содовый завод некоторое время выплачивал компенсацию.

После остановки в 2010 году Лисичанского содового завода ведущая к нему канатная дорога также перестала действовать.

На данный момент полностью уничтожена и сдана на лом."

Итересно, а гибель промышленности Лисичанска так же займет свое почетное место в украинских аналах истории?
Tags: Донбасс, Луганск, история
Subscribe

  • Что нужно знать о сумеречном украинском военном гении.

    Это пограничная река Деркул. Я фотографировал здесь за пару лет до войны. Это брод. Ему как минимум лет четыреста. Он так же обозначен на царских…

  • Юнна Мориц. Стихи о Донбассе.

    А не надо грозным басом Разговаривать с Донбассом, Там не будет базы НАТО, Это - всё, что видеть надо. Там Бессмертный Полк Детей, Он - превыше…

  • Провалился в пучину...

    садово - огородных дел. Как то внезапно наступило тепло. И навалились все огородные дела. Виноград, парник с будущей рассадой, ремонт и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments