mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Categories:

Юрьевка.

Докатил таки я с третьего раза до Юрьевки. Погода была особо не покатушная. Ветер .Туда ехал, дул вспинувинд. Обратно, как всегда, самое неприятное, вмордувинд. Порывы были такие, что останавливало велосипед. Но ничего, докатил засветло. Поездка была не просто покатушечная, а была одна определенная  цель, ради которой я пытался до Юрьевки доехать. И связана она была с одной маленькой страницей истории Донбасса. Я ездил исследовать одну давно заброшенную короткую железнодорожную ветку. От нее сейчас ничего не осталось, одна насыпь. Да несколько сопутствующих сооружений.

P00329-131823

"Начальник Екатерининской железной дороги К.Н.Ванифантьев заметил, что для государства южный вариант трассы более предпочтительный, нежели северный из следующих соображений. Во-первых, в случае проведения участка Родаково — Лихая по южному варианту, с Екатерининской (казённой) дороги снимается ок. 50 вагонов грузов в сутки, а по северному — ок. 110 вагонов в сутки, большинство из которых — с нефтеналивом. Кроме того, северный вариант проходит ок. 20 вёрст параллельно казённой дороге в непосредственной близости к ней. Во-вторых, на основе геологической разведки полагалось, что южный вариант трассы более целесообразный с точки зрения обслуживания Белянских и Ольховских месторождений, шахты которых смогут отправлять уголь (при южном варианте трассы) как на Харьков, так и на Лихую. В-третьих, Устав Общества Северодонецкой дороги гласил, что в первую очередь при со-оружении участка Родаково — Лихая будет построен участок Родаково — Успенское, что соответствует южному варианту трассы. А технические и финансовые трудности, о которых говорит Общество, по мнению Ванифантьева, не могут иметь решающего значения перед интересами промышленности.

В 1914 г. комиссия по новым железным дорогам под председательством Н.Ю.Стрынкевича рассмотрела и одобрила проекты ветвей, в т.ч. Белянских ветвей от ст. Сборная к рудникам Сутаган, Юрьевка, Брусиловского, копей Таганрогского и Брянского обществ (предложение общества Северодонецкой дороги; строительная стоимость 2,4 млн. руб.; строительство — за счёт облигационного капитала Общества). В этом же году правление общества Северодонецкой дороги по просьбе каменноугольных товариществ возбудила ходатайство перед правительством по вопросу строительства ветви Сборная — Новосильцевский рудник (12 вёрст). Ходатайство поддержано Советом Съезда горнопромышленников юга России."

Это небольшой отрывок из очерка ""Железнодорожное строительство в Донбассе: 1858–1918 гг. Факты, проекты, перспективы, альтернативы".
Сколько воды с того времени утекло. Уже нет полноценной ветки Родаково - Лихая. Она существует только до станции Изварино. Я в юности успел проехаться неоднократно по этой ветке. Вместе с батей, когда он ездил по ней на машинистом на дизель - поезде .Красивейшие места. Но продолжу дальше. Последний абзац, выделенный жирным цветом, как раз описывает ту ветку, исследовать которую я ездил вчера.

Покопался по своим картам. На трехверстовках ее не было. Нашел на карте германского генштаба времен ВОВ. Карты германского генштаба того периода  составлены на основе советских генштабовских карт довоенного времени. В первом приближении можно считать, что на них нанесена довоенная обстановка. Более раннего я ничего не нашел.

юр4

Интересная карта. Алчевск еще называется Ворошиловском. И автомобильная дорога проходит несколько не так, как сейчас. Сейчас дорога огибает Алчевск с юга, а на этой карте она идет по северной окраине города.

На карте, чуть правее и по центру, есть название станции Сборная. Только супостат ее обозвал по своему Ssbornaja. От Сборной, влево, отходит кусочек нужной нам железной дороги. Идет через Ssutogan. Возле Сутогана есть значок остановочного пункта .Значит по ней ездили люди. Интересно. Идет дальше, пересекает трассу на Алчевск - Ворошиловск и обрывается. И есть в верху карты небольшое полуколечко возле Lotikowo (Лотиково).

Вот спутниковый снимок этой дороги, Я ее обозначил розовыми точками. Насыпь хорошо просматривается из космоса.

юр51

Судя по следу насыпи, эта дорога должна была состыковываться с железной дорогой на Дебальцево. Возле станции Славяносербск (голубенький квадратик вверху и слева на карте.) Но есть возле Лотиковов одна загадка. Там местность круто идет вверх.

P00329-124859

Остатки насыпи перед домами в Юрьевке. Слева от трассы на Алчевск.

P00329-125353

А это уже справа от трассы. Видно водопропуск и так же остатки насыпи.

P00329-130405

А это дикарем укреплен откос холма, примыкающего к насыпи. Сама насыпь справа.

P00329-131349

Путепровод. Дороги уже давно нет, насыпь кое где осыпалась, а путепроводом пользуются до сих пор. Хорошо сделан. На совесть.

И на самой верхней фотографии мост через речку Белую .Наверное самый ценный и красивый обьект. Видно, что опоры выложены из дикаря, только верх уже бетонный. Наверное уже в наше время ремонтировали.

Надо бы  проехаться по насыпи с самого начала. От Сборной. Но надо что бы день был побольше. И за мостом через Белую насыпь пропадает. Часть перегорожена, к насыпи примыкает чье то сельхозхозяйство. А дальше она перепахана полем. Долго надо ехать до Лотиково.

P00329-131630

Речка Белая с моста. Посмотрел я на нее, на "прозрачность" воды, ощутил ее запах и сказал сам себе, что ловить рыбу я ни в Белой, ни в Лугани не буду.

P00329-135225

На горизонте три бугорка - терриконы шахты Лотиковской . Туда, куда по идее должна эта дорога приходить.

P00329-141734

P00329-141939

Путепровод издалека. На телефоне двеннадцатимегапиксельная камера. Барахло. Задний план никакой. Мой четырехмегапиксельный Никон на порядок лучше делает фотографии.

P00329-122948

За домами на склоне холма видно маленькие терриконы. Это не современные копанки. Это как раз те самые "рудники Сутаган, Юрьевка, Брусиловского, копей Таганрогского и Брянского обществ."

P00329-122318

Еще террикон, чуть поболее.

Мелкие шахты дожили до послевоенных времен. Только там были отраслевые шахты. Не от минуглепрома. Там была шахта Одесского пароходства. Добывала уголь для своих пароходиков. Там была шахта Юго - Западной железной дороги, управление которой так же находилось в Одессе. Добывали уголь для своих паровозиков. В этом месте Донбасс и Одесса слегка породнились через уголь.

Я нигде больше не нашел упоминаний об этом кусочке железной дороги. Да и скорее всего о ней уже и местные ничего не знают. Наверное, кроме меня, это больше никому не интересно. Печально.
Tags: Донбасс, история, наш край, шахта
Subscribe

  • Мой Дом.

    Три года назад, одним прекрасным ранним осенним вечером, моя любимая ласково бочком потерлась об меня и вкрадчивым голосом произнесла. А давай...…

  • (no subject)

    Ремонт мой близится к завершению. Поднадоел он очень, сил уже не хватает. Ни моральных, ни физических. Особенно по жаре. Не хочется потом ничего…

  • (no subject)

    У нас нет дома никакой живности, ни собаки, ни кошки. Соседские коты чувствуют у нас во дворе несколько свободно. И есть черная соседская кошка,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments