mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Category:

Бразоль.



Когда приходит время, исчезает и железная дорога. Разбирают полотно. Рельсы идут на переплавку, но все равно остается насыпь под рельсы. Она никуда не девается. А Старые Вокзалы? Они не исчезают, они не умирают. Они сразу возносятся на небеса. Вокзалы это заслужили. Своей длительной жизнью и службой людям. Скольким людям вокзалы продали билеты? А сколько людей вокзалы согрели во времена Зимней стужи? А сколько людей спасались от жары летом, внутри прохлады вокзалов? А скольким людям вокзалы давали приют, хоть даже и на одну ночь? Кто такое считал? Все считали, что вокзалы это должны делать и бескорыстно. Они и делали. Умершим людям ставят памятники, хоть иногда и маленькие. А вокзалам, хоть одному из них, хоть где нибудь, поставлен памятник? Нет. Вокзалы остаются только в памяти. Но и то, недолго. Уходят люди, которые помнят о Старых Вокзалах, уходит и воспоминание о Старых Вокзалах.




От станции Лутугино до Бразоля километров пять. Батя разгонял дизель - поезд километра полтора.



Дизель набирал ход в километров двадцать пять - тридцать. Потом батя сбрасывал обороты и дизель поезд докатывал до Бразоля по инерции.



DSCN7334

Шума дизеля на холостых оборотах было почти не слышно. А за окном был какой то сказочный пейзаж. Красивые места, очень. И создавалось впечатление, что дизель поезд не едет по рельсам, а парит среди всей этой красоты.

Борисовка, Грушка, Конопляновка. Сорок пять лет прошло, а я помню названия всех остановок на пути из Луганска в Бразоль.

Кто то видел паровоз в кино ( хотя там в основном везде фигурирует всегда один и тот же паровоз) Кому то повезло больше. Удалось покататься на поезде под управлением паровоза на каком то туристском маршруте. Но я уверен, сейчас никто не сможет управлять паровозом. Пусть даже если ему подробно обьяснят, как это делается. Мы поколение автоматических коробок передач и педалей газа.

Мое детство прошло на поездах, на локомотивах. По мере того, как батя осваивал очередной их вид, следом за ним, осваивал их и я. Катаясь иногда с батей в кабине локомотива.

Батя закончил школу машинистов в Луганске в конце пятидесятых годов прошлого века. И его направили работать в Миллерово. В то время уже и я начал принимать некоторые человеческие очертания. Правда самостоятельно я умел пускать только слюни и пузыри (ну и еще кое что, но то дело такое, жизненное).

Меня замотали в пеленки, упаковали и покатил я вместе с родителями в славный город Миллерово. В котором прошло мое первое вертикальное становление как и каждого человека.

Батя начинал кочегаром на паровозе. Наверное кое кто сегодня подумает, что паровозный кочегар это какой то отстой. Но это сегодняшний взгляд. А в то время каждый машинист паровоза начинал свою карьеру с кочегара. Что бы уметь водить паровоз, надо знать работу кочегара досконально.

Последние серии паровозов шли со шнековой подачей угля с паровозного тендера, а на остальных сериях был обычный наклонный лоток. И что бы уголь шел по нему, надо было сначала накидать его в лоток.

Слева помощник машиниста , справа сам машинист, а между ними постоянно мечется кочегар с лопатой. Работа у него такая. В кабине паровоза жарко. Машинист с помощником могут выглянуть в окно и слегка остыть, а кочегар - нет. Как китайский божок - из стороны в сторону. Помощник может предложить слегка заменить кочегара, что бы тот отдохнул. Но любой кочегар от такого откажется. Таков порядок и престиж.

Машинист должен всегда знать сколько у него пара в котле. На стоянке это одно количество. На ходу это другое. Для состава с порожняком надо уметь расходовать пар по своему. Для груженного состава надо уметь расходовать пар совершенно по другому. И что бы паровоз постоянно двигался, надо что бы всегда имелся запас пара в котле. А это зависит от работы кочегара. Топка должна гореть так, что бы она не зашлаковалась. Пара станет не хватать, паровоз может остановится и придется ее шурудить посреди перегона, прямо под паровоз, на шпалы. Которые могут и загореться от этого. Топку от шлака чистят в специально подготовленных местах.

Дом наш стоял прямо у железной дороги. Рельсы от двора были  отгорожены небольшим штакетником.  В доме было печное отопление и батя иногда, когда его паровоз проезжал мимо, сбрасывал  с тендера пару старых шпал на дрова. Иногда и я подлавливал его на таком занятии. Как то раз батин паровоз остановился прямо перед домом. Я сразу же просочился между штакетинами забора (или штакетины были прибиты широко или я был тоньше этих штакетин, но пролез). Перескочил через пути и прибежал прямо под паровоз. В кабину экипажа вела вертикальная лестница и мне, со своим взглядом на жизнь казалось, что кабина находится где то под небесами.

Батя берет меня под мышки и подает вверх, через лестницу. Сверху меня принимает помощник и вот я уже в кабине. Кругом свист, шипение и пышащий жар от топки. Батя открывает створки топки, что бы я посмотрел. А там страшная картина, горящий до оранжевого цвета уголь. Потом я с машинистом изучаю ручки, рычаги и многочисленные краники в кабине. Потом батя предлагает мне немного пореветь паровозным гудком. Поднимает меня вверх, до проволоки, за которую надо потянуть, что бы паровоз загудел своим специфическим гудком. Я тяну за проволоку, паровоз гудит. У-у-у. Машинист улыбается и говорит, что это не правильно. Показывает как. У. У-у. двойной гудок. Я повторяю, у меня то же получается, Все смеются и говорят - машинистом будешь. Потом точно так же бережно меня опускают на землю. И на прощанье дают большое яблоко. Красивое с розовыми бочками .Я, очень счастливый и с яблоком в руке, возвращаюсь во двор. Подхожу к маме и хвастаюсь яблоком. Мама спрашивает, где я его взял? Я говорю, на паровозе дали. У мамы начинают круглеть глаза, на каком паровозе? Приходится все рассказывать.

Потом батя перешел в помощники машиниста, потом сам стал водить паровозы. Плечо у них было от Россоши до Лихой. Правда они не ездили от Россошим до Лихой. Или от Миллерово до Россоши или от Миллерово до Лихой. И проносился батя мимо нашего дома быстро и без остановок. И мне больше не пришлось погудеть паровозным гудком.

Часто ездили по тому куску дороги, которая потом станет камнем преткновения между Россией и Украиной. Чуть дальше Чертково в сторону Миллерово. И потом из за этого, уже в наше время, построят обходной путь, мимо и рядом с границей.

(Батя умер осенью 2014 года, чуть чуть не дожив до того момента, когда этот кусок начнут строить. Умер на своей родине на севере Ростовской области, куда его перевезла сестра из Луганска летом 2014 года. Дорога эта потом прошла в нескольких километрах от того места, где его похоронили.)

А потом батя поедет на очередные курсы, переучиваться на тепловоз. Поедет учится в Воронеж. Из Воронежа он мне привезет двухствольное ружье, игрушечное. Которое станет предметом моей гордости. (во дворе ни у кого такого не будет и очень долго). Светло желтый лакированный приклад и блестящие никелированные стволы. Ружье это потом вместе со мной переедет обратно в Луганск и когда я пойду в первый класс, оно будет еще живым и работающим.

DSCN7320

DSCN73261

Железная дорога из Луганска до Бразоля на половине своего пути проходила вдоль русла речки Ольховки. Перед Бразолем Ольховка делала большой крюк и на этом крюке железная дорога, на участке чуть больше  километра, два раза пересекала русло Ольховки через небольшие мосты.



тэм

Когда мы обратно переехали в Луганск, батя перешел машинистом на маневровый тепловоз ТЭМ1. Я до сих пор помню его бортовой номер - 0549. Работал этот тепловоз в пределах Луганска из одного края города на другой. Чем то на поминал вездесущего рикшу, постоянно занятого своей работой. Батя был постоянно занять маневровыми работами и поэтому мое посещения тепловоза ограничивались тем, когда он стоял на вокзале, недалеко от нашего дома. Кабина этого тепловоз сильно отличалась от кабины паровоза. Она была какой то светлой и просторной.



Перед самым Бразолем железную дорогу пересекала дорога автомобильная. На переезде была будка дежурной и она, когда дизель - поезд неспешно подьезжал к Бразолю, встречала его у переезда, держа в руках развернутый флажок желтого цвета параллельно земле. Батя, проезжая мимо нее, приветствовал ее сигналом поезда. Она кивала ему в ответ.

Следующим локомотивом, который я так же начал постигать был тепловоз ТЭ3. Каждый тепловоз на железной дороге получил свое прозвище. Тепловозы серии 2ТЭ10 звали "Бугаями". И они действительно напоминали бугаев. Своим гулом и рвением. И как бугаи лекго тягали большие составы. Тепловоз серии 2ТЭ116 прозвали "Фантомасом". Из за того, что кабина на первых 2ТЭ116 была чуть ниже самого кузова. И образовывала ступеньку, как козырек.

тэ3

ТЭ3 получил прозвище "Тройка. Так очень не обидно и если можно так сказать, дают прозвища способным и работящим людям. По нашенски.

Тепловоз этот внутри кузова чем то напоминал первый трактор Фордзон Путиловец. Большущий дизель под потолок. Толстый главный генератор. И куча всего и всякого, наполненного в дизельном отделении. Но что самое  главное было в этом тепловозе, в НЕМ БЫЛ ТУАЛЕТ.

Сейчас наверное такое звучит странно и дико. Но тепловоз этот появился в ту эпоху, когда большинство жителей Союза пользовалось, выражаясь термином военных, сооружением №2. (сооружением №1 был сам дом, в которм жил люд). И сооружение это располагалось в стороне от дома, в конце сада или двора .А тут, внутри тепловоза, туалет. Закрытый от всех ветров кузовом. Машинистами Троек были люди, которые долгое время работали на паровозах. И там такой роскоши не было. Была конечно возможность в случае внезапного форс - мажора вылезть на паровозный тендер и там отфорсмажорится. Ощущая при этом свист набегающего ветра в ушах.

Туалет этот напоминал большой горшок, вместо дна в котором была дыра, идущая вниз. И вместо чугунного бачка для воды Эврика на домашних унитазах, рядом с ним стояло ведро с водой.

Когда Тройка набирала обороты и скорость, звук этот напоминал взлет самолета. Выли шестерни, гудела воздуходувка, гремел дизель. Но машинисты были довольны. Потому что по сравнению с паровозам, управление Тройкой было как недостижимая мечта. Не надо следить за котлом, не надо следить за паром, не надо загружать уголь на тендер и не надо в него постоянно заливать воду в танки. Повернул ручку контроллера и тепловоз пошел. Пошел - пошел и - пошел. И вот уже, почти незаметно, состав набирал ход, безо всякой головной боли.

D1-582_korolevo

В 1963 году на Донецкую железную дорогу начали поступать венгерские дизель поезда серии Д и Д1. К концу этого года первые такие поезда появились и в Луганске. После окончания соответствующих курсов на такой дизель поезд перешел и батя. Сначала помощником, а затем с 1964 года и машинистом. И с тех пор для меня началась эпоха дизель поездов, которая продолжалась до моего окончания школы.

Самым моим любимым маршрутом был маршрут от Новой Кондрашевки до Должанской .Поезд шел туда шесть часов. Перегоны были длинные и пустынные. И я под руководством бати начал потихоньку постигать управление таким дизель поездом. Сначала очень осторожно. Я на месте машиниста, руки на котроллере оборотов и тормоза, а сверху батины руки .В кабине локомотива был такой интересный прибор - скоростемер .В нем была специальная лента, разлинеенная линиями специальным типографским способом. По ней двигались самописцы, оставляя на ней следы. Графики работы органов управления. Эта лента была прообразом будущих различных черных ящиков. Кусок такой ленты отрывал каждый машинист в конце поездки и сдавал потом после смены на расшифровку. И поэтому на такой ленте самописцы фиксировали все нюансы. И могли так же фиксировать и мои первые робкие попытки. Постепенно я набирался опыта  и вскоре следы от моих движений на скоростемерной ленте стали ничем не отличатся от батиных. Конечно я садился очень редко и не надолго. Люди все таки в поезде. И батя допускал меня очень осторожно. Когда в поезде было очень мало людей. А так как я ездил с ним частенько, то и опыт пришел со временем.

Когда батя увидел мои успехи, однажды сказал. Я смотрю, тебе нравится управлять поездом и ты наверное хочешь стать машинистом, как вырастешь. Я тебе очень не советую, адская это работа.  Я к батиному совету прислушался .В машинисты я не пошел. Я пошел в шахтеры.

Дизель поезд на Бразоль после обеда отправлялся в 16 часов 22 минуты. Один из самых коротких маршрутов. Первоначально экипаж дизель поезда состоял из пяти человек .Машинист, два помощника в каждой кабине и две проводницы. В каждой кабине стоял чайник с водой. Алюминевый, как у товарища Сухова из фильма "Белое солнце пустыни" А как удобно было пить воду из такого чайника, прямо из его носика. Намного лучше чем с любой кружки или со стакана.

В Бразоле весь экипаж собирался в одном из вагонов перекусить .И я оказывался в центре внимания. Меня все угощали своим обедом. Он был неприхотливым и  простым. Но зато какими вкусными в дизель поезде. Дизель поезд приезжал в Луганск обратно в девятом часу вечера. Батя шел в депо, сдавать скоростемерную ленту. А я его ждал рядом. И потом мы вдвоем возвращались домой. А там нас встречала мама. Пришли мои работнички. Устали наверное,садитесь покушать .И мы с батей и с мамой садились за стол и я счастливый, вспоминал прошедшую поездку.

Счастливо  детство. Неповторимое.


Маршрут из Луганска до Бразоля отменят в 1998 году. И сразу же умрет этот маленький кусочек дороги от Лутугино до Бразоля, потому что это была тупиковая ветка и туда кроме дизель поезда ничего больше не ходило. И как только движение по этой ветке остановилось, ее начали курочить. Разобрали рельсы и порезали два моста через Ольховку. И все, она закончилась. С длинной своей историей.

Станция Бразоль располагалась в черте поселка Успенка.

"Ольховский чугуноплавильный завод находится в поселке Успенка1. Часть поселка Успенка - Успенка-1 - до сих пор называют Ольховкой. Поселок Успенка расположен на реке Ольховая в 25 километрах от Луганска, первое название поселка — слобода Ольховая. В 1750 — 1760 годах царское правительство с целью охраны южных границ государства размещало здесь переселенцев. Из переселенцев православной веры формировались гусарские полки.

кокс1

Совместно с Ольховским чугунолитейным заводом в 1898 году был построен Ольховский коксобензольный завод на 120 коксовых печей. Коксобензольный завод был основным потребителем угля Успенского рудника. Успенский рудник известен в истории как один из рудников Луганского литейного завода (при Луганском литейном заводе было три рудника — Успенский, Лисичанский, Голубовский). Из углей Лисичанского рудника кокс получался сильно рыхлый. А вот угли Успенского рудника по тем временам не уступали по качеству лучшим сортам угля Англии и Бельгии. Крупнейшими шахтами Успенского рудника считались шахты «Алиса», «Надежда», «Мария» и «Михаил», названные в честь детей шахтовладельца Кукса. От шахты «Алиса», расположенной менее 1 км севернее завода (впоследствии это территория АТП, а затем кирпичного завода), уголь на коксобензольный завод подавался по подземному тоннелю, который в годы Великой Отечественной использовался уже как бомбоубежище. От шахты «Надежда» (п. Врубовский) уголь доставляли маленькими вагонетками по подвесной канатной дороге. От шахты «Мария» (п.Ленина) - небольшими вагонетками по наземной узкоколеечной рельсовой дороге.

кокс

Производимый на Ольховском коксобензольном заводе кокс отвечал высоким стандартам качества и применялся на Лутугинском заводе для отливки валков.

Об Ольховском чугунолитейном, коксобензольном, о шахтах Успенского рудника сейчас напоминают только оставшиеся седые терриконы, кирпичные и каменные постройки."

Рядом со станцией Бразоль, примерно в километре он нее, в то время работал коксовый завод. Когда мы приезжали на станцию,в воздухе стоял запах коксового производств, весьма специфический. Это работал тот завод, который был основан как Ольховский кособензольный  завод. И ветка от Лутугино до Бразоля была построена к этому заводу в конце девятнадцатого века.  Я  хорошо помню этот коксовый завод. Пламя косовых батарей было видно прямо со станции.

В то время когда я с батей на дизель поезде ездил туда, станция Бразоль имела приличные размеры. Два длинных пакгауза, там лежал лес  и железо для близлежащих шахт. На станцию ставили вагоны под кокс из завода. На станцию регулярно приезжал состав с коксующимся углем из Воркуты для улучшения свойства кокса, получаемого из местных спекающихся углей. Очень живая станция.

DSCN7330

"В 1896 году бельгийское АО доменных печей и фабрик начало строительство Ольховского чугунолитейного завода (построен в 1898 году)в 1900 году завод производил 5,6 % чугуна России (разрушен в гражданскую войну и больше не восстановлен).
В 1898 году построен Ольховский коксобензольный завод (120 коксовых печей)
В 1970 г. коксохимический з-д награждён орденом Ленина
В 80-х остановлен"

До войны, в тридцатых годах прошлого века, продукты коксования, толуол и бензол из коксобензольного завода, поставлялись на Рубежанский завод № 20. Будущий Рубежанский казенный завод. Там из них делали взрывчатку. В основном тротил. Тогда это был один из основных заводов в СССР по изготовлению военных ВВ

История Успенки от https://vk.com/wall62760237_35099
Фото от http://www.train-photo.ru/
Tags: Донбасс, Луганск, история, наш край., наш маленький и хрупкий мир.
Subscribe

  • Давыдо Никольское.

    Все никак не собирусь дописать последнюю главу своего предпоследнего путешествия. Главу про село Никольское, которое раскинулось у подножия…

  • Большой Суходол.

    Следующим селом у меня на пути оказалось село Большой Суходол. На этом селе (именно "на", а не "в", на его истории) я…

  • Подгорное.

    Домой я собрался возвращаться другой дорогой. Половина этой дороги проходит параллельно руслу Донца. Она интересней и красочной. что бы выехать на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Давыдо Никольское.

    Все никак не собирусь дописать последнюю главу своего предпоследнего путешествия. Главу про село Никольское, которое раскинулось у подножия…

  • Большой Суходол.

    Следующим селом у меня на пути оказалось село Большой Суходол. На этом селе (именно "на", а не "в", на его истории) я…

  • Подгорное.

    Домой я собрался возвращаться другой дорогой. Половина этой дороги проходит параллельно руслу Донца. Она интересней и красочной. что бы выехать на…