mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Category:

Московское метро.

Moscow_Metro.svg

В этом году московский метрополитен отмечает свой юбилей. Дата не круглая, но пожилая и значительная. Восемьдесят пять лет назад была запущена первая очередь московского метро. Это общий  праздник. Праздник идущий корнями из общей нашей истории. И его допустимо отмечать везде, куда распростер свои обьятия Советский Союз. Московское метро продолжает строится. Продолжает расширятся и продолжает удивлять красивыми видами своих станций. Сейчас в строительстве новых линий метро применяется пятнадцать проходческих щитов. Огромных агрегатов, значительно ускоряющих строительство. Количество щитов, строящих московское метро, внесено в книгу рекордов Гинеса. Больше нигде такого нет.
На следующий год будет отмечаться следующая дата, связанная с московским метро .Девяносто лет назад под землю спустились первые метростроевцы. Сейчас массовое использование проходческих щитов связано со значительным развитием геологоразведки и развитием прогнозов и разведки расположения подземных пород. И поэтому можно выстроить трассу проходки щита в обход воды, плывунов и прочей прелести, которой очень много под землей. В начале строительства московского метро ничего такого не было. Глубже залегания фундаментов московских домов никто никогда не опускался. И люди, начавшие строительство метро тогда ,пошли под землю на свой страх и риск. Тот подвиг первых строителей вполне можно сравнить с освоением космоса. Только космоса подземного, где многое было не известно.

И тогда, на глубине сорока метров они впервые узнали что такое плывун. Водно - песчаная эмульсия. Самая большая опасность которая поджидает человека под землей. И тогда же впервые в России - Советском Союзе вынуждены были воспользоваться проходческим щитом.

Мы люди двадцать первого века, живущие в окружении многих вещей, которые появились уже после московского  метро и которые гармонично вписались в нашу жизнь и стали ее частью, в полной мере уже не способны оценить все то, что было сделано при  строительстве московского метро, которое началось в далеком 1931 году.

Девяносто лет назад люди начала двадцатого века сделали шаг в век двадцать первый. Технологиями века девятнадцатого соорудили подземный храм, который еще долго будет радовать глаза людям, пользующимся московским метро. Воздвигли подземный храм искусств. То что было сделано тогда, впору сравнить с освоением космоса. Люди технологиями той эпохи вышли в ближний подземный космос.

Проходческий щит того времени очень отдаленно напоминает проходческий щит нашего времени .Современный проходческий щит очень сложный агрегат, наделенный многими функциями. Тот проходческий щит был щитом второй свежести. Он использовался при строительстве Лондонского метро.

Я часто смотрю документальный фильм, посвященный началу строительства московского метро .Его часто показывают .И всегда я его спокойно смотреть не могу .Я его каждый раз проживаю. Вместе теми людьми, которые тогда спустились под землю .Я этот фильм смотрю не глазами ,Я его ощущаю своей шкурой. Потому что знаю что это такое. А московское метро , его первая очередь, была построена на лопату. Потому что лопата была тогда основным инструментом. И еще обушок или специальное шахтерское кайло. Потом уже кое где появились отбойные молотки. Да и то импортные.

Все московское метро, его подземные выработки, закреплены тюбингами. Такими специально отлитыми чугунными секторами. Крепь подземных тоннелей имеет круглую форму. Она состоит из многих чугунных колец, составленных из секторов - тюбингов. Кольцо диаметром семь метров содержит девять тюбингов. Высота тюбинга один метр. Ширина кольца то же один метр. Один тюбинг весит полторы тонны. Расстояние между подземными станциями два километра. Это две тысячи тюбинговых колец. Восемнадцать тысяч тюбинговых секций. Двадцать семь тысяч тонн чугуна. Но что бы это все сделать, надо для начала вынуть породу из под земли .А породы той море.

Полки тюбингов прокладываются свинцовыми пластинами. Тюбинги скрепляются болтами. На болт ложится обычная железная шайба. Потом специальная свинцовая. Потом с другой стороны одевается опять свинцовая шайба, потом обычная. Накручивается гайка. И после того, как все гайки обтягиваются, свинцовые пластины и шайбы обжимаются и получается абсолютное герметичное соединение. Этакая труба, диаметром семь метров и длиной в два километра.

Так делается для того, что бы в подземные тоннели не поступала вода. Но тогда, при строительстве первых тоннелей и станций метро столкнулись не просто с водой, а с водно - песчаной эмульсией. Плывуном.

Я имею опыт взаимодействия с  плывунами .С их самым отвратительным проявлением. С плывунами под высоким давлением. Все руки в ссадинах. Лицо закрыто прозрачным щитком, что бы не выбило глаза струей. Кругом песок .В зубах, в спецовке, в трусах, в сапогах. И непредсказуемое его поведение. Но мы в то время уже были вооружены современными технологиями борьбы с плывунами и опытом такой борьбы. Тогда люди столкнулись с этим впервые.

Плывун не возможно откачивать обычным насосом. Улитка такого насоса стачивается в диск за пару часов. За пару часов корпус насоса протирается насквозь. Прорыв плывуна ликвидируют так, как ликвидируют пробоину в морском судне. Забивают распорные стойки, забивают поперек доски и закидывают место прорыва всем, чем можно .Мешками с песком, породой, обрезками досок. Иначе его остановить нельзя.

При строительстве метро, с плывуном столкнулись на глубине сорок метров. На такой глубине давление плывуна может достигать четырех атмосфер. В  водопроводных трубах обычное давление две атмосферы.  А попробуйте рукой закрыть поток воды из труб при полностью открытом кране. Редко это у кого получится.

И когда плывун таки там остановили, вспомнили о проходческом щите. Щит того времени был больше похож на большую и передвижную крепь. Рабочего органа у него не было. Под защитой того проходческого щита породу все так же убирали вручную. Но щит этот имел одно неоспоримое преимущество, которое пригодилось в борьбе с плывунами. В полость щита, если отгородить его от остального тоннеля герметичной перемычкой, можно было нагнетать воздух и когда давление воздуха сравнивалось с давлением плывуна, его истечение останавливалось.

С помощью щита можно было  построить кессонную камеру. Часть забоя отгораживалось двумя перемычками. Кессонным шлюзом. Ширина его должна была быть такой, что бы можно было организовывать обмен вагонетками. Пустые вагонетки через открытую первую дверь загонялись в шлюз, дверь закрывалась .В шлюз нагнеталось давление, равное давлению в кессоне. Потом открывалась вторая дверь шлюза и вагонетки подавались в забой. При этом в шлюз ставились вагонетки с породой. Потом давление в шлюзе снижали до обычного и опять открывали первую дверь .И забирали вагонетки с породой. Легко писать. А порода шла тогда сплошным потоком.

Точно так же происходила смена людей в забое .Но эта смена имела и свои нюансы. Смена, которая шла на смену забойной, заходила в шлюз. Там подымали давление до давления в кессоне и открывалась вторая дверь .Смена попадал в забой .Со с меной, которая уходила из забоя, было несколько по другому. Они заходили в шлюз и оставались там. Давление  в шлюзе снижалось очень медленно. И на это были свои причины.

Первый кессон был применен при строительстве двух больших опор знаменитого Бруклинского моста в 1870 году.  Тогда на дно Гудзонова залива опустили два больших короба, подали туда давление  и это давление вытеснило воду и туда спустились люди. Московское метро строили на глубине сорока метров. .Давление плывуна там могло доходить до четырех атмосфер .Это соответствует глубине сорока метров. На такой глубине работают водолазы в специальном тяжелом оснащении. И тогда же при строительстве бруклинского моста впервые столкнулись со странной болезнью, которая охватила людей, работающих под высоким давлением. У них отнимались конечности, парализовывало мозг., останавливалось сердце. Уже после эту болезнь назовут кессонной и с ней впоследствии столкнутся подводные водолазы. Но впервые люди ощутили ее последствия при строительстве этого моста. От кессонной болезни тогда умерло несколько сот человек.

Методом проб и ошибок научились с ней бороться. При высоком давлении в крови растворяется азот воздуха. При этом уменьшается ее способность насыщать организм человека кислородом. При любых условиях, работа под давлением очень неравнозначна работе в обычной среде.Человек очень быстро устает. Но потом, когда человек покидает среду высокого давления и попадет туда, где давление быстро снижается, азот, растворенный в крови, начинает выделятся в виде пузырьков И начинает закупоривать кровеносные сосуды. В этом суть кессонной болезни. Что бы этот процесс происходил с приемлимыми последствиями для организма, давление нужно снижать очень медленно Примерно в течении двух часов.

Работа в кессоне никогда даром не проходит для работающего там. Это хроническая гипертония. Это ранняя смерть.

Мы, спускаясь в метро, видим финальную часть той грандиозной работы. Ее украшение. Но что бы появилось украшение, что бы по тоннелям побежали поезда, надо было вынуть миллионы тонн породы. Надо было смонтировать тысячи тонн чугуна.

Я много лет занимался подобным. Но сейчас подземная работа по уровню механизации намного превосходит то время. И я, когда смотрю кадры той далекой стройки, смотрю на это с восхищением. С пониманием того, какой грандиозный обьем труда был вложен и какой грандиозный подвиг был совершен.

Tags: метро, наш маленький и хрупкий мир., шахта
Subscribe

  • Фортуна, она поворачивается к каждому своим местом.

    Жил себе да был коммерческий проект под названием Северный Поток 2. Родился он ввиду титанических усилий Украины, что бы максимально усложнить…

  • Выписка из Общего курса граблеведения.

    Весь мир сейчас обсуждает то, что происходит в США. И это не преувеличение, а факт нашей сегодняшней жизни. Но вот что интересно, все смотрят на то,…

  • (no subject)

    Мысли, навеянные последними событиями в США. В грядущей революции в первую очередь надо брать Фейсбук. Будучи президентом США, покушение на самого…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments