mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Categories:

Путь из Зоны домой.

Нашел в интернете фотографию бельгийских домов, о которых я писал в предыдущей части.

кокс

Сделана эта фотография давно. Сейчас все закрыто высокими деревьями, из за которых видно только верхушки фронтонов. Сложены они в таком же стиле, что и здание на территории коксового завода. Стены из дикаря, а обрамление из красного кирпича. Выбора стройматериалов в то время особо не было. Но как красиво получилось. Сочетание естественного цвета камня и красного цвета кирпича. Хоть и остались развалины от них, но все равно очень красиво.

Территория Донбасса пронизана асфальтовыми дорогами. Обусловлено это густым расположением шахтерских поселков, которые выросли рядом с действующими шахтами. Сейчас многие шахты уже не работают, но поселки остались. И остались дороги, хоть они давно не ремонтируются и местами состоят из сплошных ям. Но они очень удобны в плане путешествий на велосипеде. Можно выбрать подходящую для возвращения домой. Что я и сделал.

Дорога домой проходила рядом с поселком Врубовский. Интересный поселок. Он расположен не на местности, а на площади. Основан в начале двадцатого века и первоначально состоял из мелких поселений,которые выростали вокруг таких же мелких шахт. Часть Врубовского примыкает к Успенке 1 и к коксовому заводу .Часть его стоит на северо востоке от Успенки, в нескольких километрах.

В начале двадцатого века шахтами Успенского рудника владел шахтовладелец Кукс. У него был четверо детей. Три дочери и сын.  Четыре крупных шахты, которыми он владел, он назвал по имени своих детей. Шахта Алиса в поселке Успенка 1, о которой я писал и которая примыкала к коксовому заводу. Шахта Надежда, которая располагалась в поселке Врубовский и дала жизнь самому поселку. Шахта Мария, которая стояла рядом с современным поселком Ленина, который изначально назывался Мария, по имени шахты. И шахта Михаил. Шахта Михаил расположена на северной окраине Лутугино и при Союзе сначала  называлсь Лутугинской Северной, а затем шахтой имени Ленина. С соответствующей иерархией и особым статусом среди шахт Донбасса, связанной  с именем Ленина.

DSCN7307

Старый террикон шахты Михаил. Справа, на заднем плане, видно город Лутугино.

шахта надежда1

Нашел  в интернете еще одну красивую фотографию Трубы коксового завода, затем террикон шахты Алиса и сзади, вдалеке, два террикона шахты Мария.

шахта надежда

Старая фотография здания шахтоуправления шахты Мария. Я проезжал рядом с этим местом. От асфальта к этому зданию вела дорога. Но она через несколько метров заросла так мелким лесом, что по ней невозможно было даже пройти. Здание построено до революции. Все так же в стиле промышленного дизайна начала двадцатого века.

Вся местность между Врубовским и поселком Ленина буквально устлана мелкими терриконами маленьких шахт. Наверное и сейчас можно взять лопату и начинать копать в любом месте небольшой шурф. И я уверен, через несколько метров от поверхности обязательно попадется угольный плат. Настолько богата эта местность залежами угля. Мелких шахт в этом  месте было около сотни. Наверное совсем не случайно бельгийцы, когда вбирали место для коксо - бензольного завода, выбрали место возле нынешней Успенки. Уголь для будущего завода там был везде.

Мелкие шахты так же сыграли свою положительную роль после того, как отгремела гражданская война и началось восстановление предприятий Донбасса. Все крупные шахты Успенского рудника были частично разрушены, частично затоплены. И до 1931 года уголь на коксовый завод шел из таких вот мелких шахт.

Заехал на высокий холм. И вдруг и внезапно обнаружил внизу железную дорогу. Долго ломал голову, что это за дорога и что это за холм.



Сзади видны терриконы шахты Надежда и поселок Врубовский.

Так это же ветка от Родаково до Лутугино, о которой я немного писал в очерке о Юрьевке.

DSCN7614

И я стою на вершине холма, а там внизу, тоннель. Небольшой, метров сто. В наше время наверное нагнали бы техники, срыли этот холм до основания, что бы дорога прошла дальше. В то время решили ,что тоннель вырыть было бы легче и быстрее.

А вообще, это кусочек очень интересной железной дороги, которая шла из Харькова до Царицына. Непростая судьба у этой дороги. Трудно принималось решение по выбору направления, по которому потом эта дорога прошла.

"История Южной железной дороги начинается во второй половине XIX века, когда в конце февраля далёкого 1868 года был вынесен на рассмотрение проект, а уже в начале марта на имя харьковского городского головы М. Шатунова из Петербурга поступила телеграмма такого содержания: «Наше ходатайство увенчалось успехом. Состоялось Высокое повеление о построении Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. Работы предполагается начать одновременно по всему пути. Поздравляем город! ». Таким образом было принято решение о строительстве магистрали,которое и началось в мае 1868 года с участка Белгород-Харьков. Уже через год в мае 1869 харьковчане встречали первый поезд. Регулярное движение по направлению Курск-Белгород-Харьков протяженностью 229 верст было открыто в июле 1869, а еще до конца того же 1869 заработало и направление от Харькова до Ростова протяженностью 538 верст.
Управление Курско-Харьковско-Азовской железной дороги находилось в Харькове. Его структура была следующей: возглавлял железную дорогу управляющий, работой служб руководили конторы движения, тяги, главного инженера, магазинного отдела, телеграфа. Важное значение имели канцелярия и расчетный отдел. В 1875 году в начальных служб добавились службы контроля сборки и ремонта пути."
https://www.pz.gov.ua/history?mid=600&lid=1

"В начале ХХ века часть Курско-Харьково-Азовской дороги, проходившая по землям Области Войска Донского, вошла в состав Екатерининской ж.д. В 1900 году была открыта ветка Царицын-Морозовская-Лихая, связавшая Волгу и восточный Донбасс."

Так начиналась история этой ветки.

"Начальник Екатерининской железной дороги К.Н.Ванифантьев заметил, что для государства южный вариант трассы более предпочтительный, нежели северный из следующих соображений. Во-первых, в случае проведения участка Родаково — Лихая по южному варианту, с Екатерининской (казённой) дороги снимается ок. 50 вагонов грузов в сутки, а по северному — ок. 110 вагонов в сутки, большинство из которых — с нефтеналивом. Кроме того, северный вариант проходит ок. 20 вёрст параллельно казённой дороге в непосредственной близости к ней. Во-вторых, на основе геологической разведки полагалось, что южный вариант трассы более целесообразный с точки зрения обслуживания Белянских и Ольховских месторождений, шахты которых смогут отправлять уголь (при южном варианте трассы) как на Харьков, так и на Лихую. В-третьих, Устав Общества Северодонецкой дороги гласил, что в первую очередь при сооружении участка Родаково — Лихая будет построен участок Родаково — Успенское, что соответствует южному варианту трассы. А технические и финансовые трудности, о которых говорит Общество, по мнению Ванифантьева, не могут иметь решающего значения перед интересами промышленности"
Железнодорожное строительство в Донбассе: 1858–1918 гг. Факты, проекты, перспективы, альтернативы

Так она продолжилась. И не последнюю роль при проектировании маршрута этой дороги сыграли залежи угля Успенского рудника. Участок Лутугино -  Успенка - это часть современной дороги из Лугаснка до Бразоля, о котором я то же писал.

В данном случае надо написать еще и вот о чем. В начале двадцатого века столица империи для использования в своих топок, печек и каминов использовала английский уголь .Сложилась парадоксальная ситуация. В то время в Донбассе свой уголь добывали сотнями миллионов пудов. Но была проблема доставки его в Москву и Петербург. Потому что морем доставит уголь из Англии было быстрее и дешевле. И эта ветка должна была решать проблему доставки донбасского угля.

Время катилось к вечеру, а путь мой приближался Луганску.

DSCN7610

DSCN7611Ф

DSCN7612

DSCN7613

DSCN7616

Я уехал, а красота осталась. Она никуда не денется. Если здесь не останется людей, она все равно будет радовать. Степных птиц и степных зверей...

Фото из интернета от Александра Белкина и Антона Горбачева.
Tags: Донбасс, история, наш край, шахта
Subscribe

  • Классика жанра.

    Пять стадий принятия неизбежного. 1. Отрицание 2. Гнев 3. Торг 4. Депрессия 5. Принятие Наверное, правильней надо написать - пять стадий осознания…

  • Стройка.

    Самая первая моя поездка за пределы Луганска в этом году была в средине апреля. Разминался после зимней сидячки. Поехал я на источник святого…

  • Как пэрэмога постепенно превращается в зраду.

    Комментарий официального представителя МИД РФ в связи с задержанием наблюдателя СЦКК 13 октября на линии соприкосновения в Донбассе украинскими…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments