mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Category:

Криница Журавушка.

Каждое мое велосипедное путешествие - это путешествие не только по местности, но и путешествие по своей памяти и по нашей истории.

DSCN76501

Конечной целью моего вчерашнего путешествия была как раз эта криница. Я до нее доехал, но уже под вечер. А до этого колесил по окрестной местности. Фигура Журавушки выполнена в современном стиле арт модерн. Пусть такой стиль никого не шокирует.

Криница эта сильно выручила жителей Лутугино в 2014 году. Тогда и в Лутугино не было света и воды. И криница эта поила половину Лутугино .Здесь выстраивались длинные очерди. Но водичка из криницы вытекает очень бодро и очереди продвигались быстро. Расположена эта криница на северной окраине Лутугино, вплотную с районом многоэтажек.

Путешествие я начал с той дороги, по которой ехал прошлый раз. От Юбилейного до поселка Ленина.

DSCN7618

Сейчас степь цветет и пахнет .Цветет наша серебристая маслина, цветет акация, цветет большинство полевых цветов. Степь наполнена неповторимым ароматом .А вчера еще и солнце не так сильно жарило и непередаваемый аромат цветов заполнил все вокруг.

DSCN7620

Кто то вывез в поле свою пасеку. Немного, с десяток ульев. Ее видно, если присмотреться. Видно цветные точечки ульев.

По этой дороге я уже ездил. И что бы немного разнообразить путешествие, свернул на полевую дорогу, которая шла по направлению к поселку Белореченский .Оттуда можно проехать в поселок Ленина и в Лутугино. Но полевая дорога вдруг завернула совсем в другую сторону, туда, куда мне не надо. И я, в свою очередь, поехал прямо через степь, напрямик.

Удивительные у нас места .Казалось бы, все распахано и застроено, но стоит свернуть чуть в сторону и ты попадаешь в девственную местность.  Степь ровная, можно ехать на велосипеде, но есть овраги.

DSCN7627

Начинается овраг не очень глубоким. Но вдруг, проехав метров двадцать, ты видишь, что овраг внезапно провалился вниз и глубина его то же метров двадцать. И в овраге и по краям оврага растут дубы. Растут сами, в естественных условиях. И воздух здесь наполнен уже ароматом дубовых листьев. Интересный аромат, немного пряный.

DSCN7626

Перекарбкался через овраг, слегка заморился и велосипед повел в руках. Увидел вдалеке что то похожее на полевую дорогу и поехал в ту сторону. Но это оказалась не простая дорога, а железнодорожная.

DSCN7630

Я в очередной раз уперся в ветку Харьков - Царицын. (Родаково - Лутугино - Изварино - Лихая). Поверхность рельс блестит. Нет налета ржавчины. Значит этой веткой пользуются.

DSCN7632

С одной стороны колеи идет водоотливная канавка. Я уж было подумал, что где то тут есть родник и вода течет оттуда. Но все оказалось несколько иным.

DSCN7631

Проехав еще немного, я увидел, что рельсы заходят в тоннель и канавка идет из тоннеля.

DSCN7633

Уникальный отрезок железной дороги. Между Родаково и Лутугино три тоннеля. Еще два уже за Лутугино. Сколько было сил, средств и времени затрачено при строительстве этой дороги. Но она стоила этого. Она прошла через весь тот кусочек Донбасса, в котором добывали самый качественный уголь.

Нельзя было оценить протяженность этого тоннеля, Он нырял под землю, а откуда выходил, не было видно. Я потом прикинул по спутниковому снимку его протяженность. Она меня поразила.

тоннель1

Больше двух километров .Протяженность горной местности. Наверное так было сделать проще, чем проводить дорогу вокруг и через широкие долины и овраги. Что бы потом еще строить мосты и виадуки.

DSCN7636

Это уникальное сооружение, связанное с тоннелем. Это комплекс для проветривания тоннеля. Видна небольшая вентиляционная башня. Я только не знаю, принудительно его вентилировали или за счет естественного потока.

Раньше через тоннель ходили паровозы. Что бы дым от паровоза не влиял на безопасность проезда и сделан был этот комплекс для проветривания. Да и тепловозный выхлоп не слаще паровозного.

История паровозного движения на этом участке не закончилась с наступлением эпохи тепловозов. Изначально сечение этих тоннелей было сделано под габариты паровозов и тепловозы в них не вписывались. Их потом немного раздали в ширину и высоту, не прекращая движения по ним. Но пока этого не было сделано, все на этом участке ходило под паровозами. И потом, когда уже пустили тепловозы, один паровоз оставили. И на это была своя причина.

Когда то в моем детстве, мои родители задумал и путешествие по Трансибу. Батя мог выписать бесплатный билет на поездку по железной дороге в любой конец Союза. И не только на себя, но и на семью. И мы доехали аж до Слюдянки. Станции восточней Байкала. Что меня тогда поразило. Трансиб был уже в основном электрифицирован, но на каждой крупной станции стояло очень много законсервированных паровозов. Покрытых пылью, с выцвевшей краской. Но их было очень много. Это был государственный транспортный резерв. На случай войны или других непредвиденных обстоятельств. Последний раз я видел с десяток таких паровозов в 1993 году на ветке из Шахт, Ростовской области до тупиковой станции Усть Донецкая. Но в этом городе был крупный речной порт на Донце. Это было важное стратегическое Западное направления. Поэтому и был там паровозный резерв.

Сейчас ничего такого нет. Котловая сталь по качеству не уступала броневой. И было время, когда танки Т 64 шли очень большой серией и брони не хватало, борта этих танков делали из котловой стали. Турки и израильтяне оценили качество котловой стали, когда куски этих паровозов уехали туда.

Паровоз ходил по этой ветке еще и по другой причине .Что бы машинисту повысить свою классность, одним из условий надо было иметь права машиниста паровоза. По выше изложенному. Паровозы стояли в резерве и надо было что бы ими умели управлять.  Все старые машинисты начинали с паровозов и у них все это было. Но приходила молодежь. И паровозы уже все поставили на прикол. И поэтому и ввели такое условие. И будущие счастливые обладатели паровозных прав проходили здесь практику. В полном обьеме, начианя от кочегара и до машиниста.

Паровоз здесь ходил до самого развала Союза.  Но в новом украинском государстве решили, что негоже позорится паровозами на своих дорогах и все паровозы, которые стояли у нее на базах запаса, отправили туркам и израильтянам на гвозди. Но паровоз тот, что ходил на этой ветке, не убили. Его поставили в депо Родаково и сделали из него котельную на колесах. Он подавал пар на отопление производственных зданий и для горячей воды в бане. Сейчас он до сих пор стоит в Родаково. Но стоит уже совсем неживой и бездыханный. Наверное многие из жителей Родаково удивялются, почему там стоит эта развалюха.



Tags: Донбасс, история, наш край
Subscribe

  • Что нужно знать о сумеречном украинском военном гении.

    Это пограничная река Деркул. Я фотографировал здесь за пару лет до войны. Это брод. Ему как минимум лет четыреста. Он так же обозначен на царских…

  • Юнна Мориц. Стихи о Донбассе.

    А не надо грозным басом Разговаривать с Донбассом, Там не будет базы НАТО, Это - всё, что видеть надо. Там Бессмертный Полк Детей, Он - превыше…

  • Провалился в пучину...

    садово - огородных дел. Как то внезапно наступило тепло. И навалились все огородные дела. Виноград, парник с будущей рассадой, ремонт и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments