mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Category:

Источник священномученика. Антипия.

Вчера ездил в еще одно наше интересное место. Недоезжая несколько километров до города Ровеньки, рядом с дорогой из Луганска, есть святой источник.

DSCN76831

Прикинул по карте что туда шестьдесят километров. Фактически получилось пятьдесят пять. В одну сторону. Дорога туда несколько напряженная. От Георгиевки до поворота к источнику нет ни одного ровного участка. В одном месте, на расстоянии в несколько километров перепад по высоте от восьмидесяти метров до двести девяносто метров. Но ничего, сьездил,  посмотрел,  набрал водички и вернулся обратно домой.

Вот что пишет протоиерей Алексей Авдюгин по поводу истории этого источника:

"Преполовение. Источник свщмч. Антипия

Преполовение Пятидесятницы (Преполовение Господне) или Преполовение  — малый господский праздник, отмечаемый через 25 дней после Светлого Воскресения. Отмечается всеми Православными церквями.


Преполовение – один из самых старых христианских праздников. Первое упоминание о нем относится к концу IV столетия. В церковной литературе о нем говорится впервые в грузинском переводе иерусалимской богослужебной книги.

Начиная с V столетия, встречаются торжественные песни, гимны, посвященные этому празднику. Многие из гимнов используются в богослужениях и сегодня.

День этот (всегда среда!) расположен посередине между Светлым Христовым Воскресением и Днем Святой Троицы. Он служит своеобразным связующим этих двух великих христианских празднований.

Вплоть до занятия Константинополя турками в 1453 году праздник Преполовения был одним из праздников Собора святой Софии — бывшего патриаршего православного собора Царьграда, некогда самого большого христианского храма в мире.

Продолжая чествовать Пасху, в Преполовение Церковь напоминает и о приближении дней Сошествия Святого Духа и Вознесения Господня:

В ознаменование «благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения», Православная церковь установила в этот день традицию крестного хода на водные источники, для малого освящения воды. Молясь в день Преполовения «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия», церковь совершает водосвятие — освящение воды на реках, озерах, в колодцах. В дореволюционной России жители деревень шли на поля, засеянные хлебом, где священник окроплял нивы освящённой водой, а крестьяне молились о ниспослании обильного урожая.

Традиции и обряды

В разных регионах и областях существуют свои традиции празднования Преполовения.

В этот день совершают крестные хода, где молятся о хорошем урожае, крепком здоровии людей и домашней скотины. Распространено освящение воды в озерах и реках. После этого ее используют для лечения разных недугов у людей и животных. Также принято поливать эту воду друг на друга.

Во многих среднерусских и южных областях до сего дня сохраняется обряд кумления. Женщины и девушки, которые достигли совершеннолетнего возраста, готовят большую общую яичницу и устраивают женские посиделки. На них мужчин не допускают.

В нашем регионе праздник Преполовения тесно связан с источником священномученика Антипия епископа Пергамского, который расположен вот здесь: 

Святыня земли ровенецкой

В посленаполеоновское время, то есть в далеком уже начале XIX века тихие и спокойные времена наступили в Российской империи. Нет, войны были, но далеко. На периферии. И воевала там регулярная армия с профессиональным войском и офицерами из кругов высшей и средней знати произошедших. В центре же России, в Малороссии, Белоруссии и за Уралом наполнялись города, села, деревни и станицы людом православным, землепашеством и ремеслами занимающимся. Больше всего, конечно, землей-матушкой кормились. Крестьянствовали.

И была тогда у помещиков, особенно черноземных губерний, одна, но пламенная блажь. Каждый год, по своей крепостнической воле, отправляли они на землю святую, в Палестины, своих «замученных тяжкой неволей» крестьян. С каждой семьи по человеку. По очереди. Как приходской поп благословил, а управляющий имением разрешил, или барин назначил.

Паломников собирали всем обществом. Наказов о молитвах, поклонах и литургиях с молебнами на Святой земле, у Гроба Господня было великое множество. Прощались не без слез. Дорога дальняя и часто не все могли ее одолеть. На нахоженном пути, частенько бугорки с крестами попадались. Кто-то, не дошедши, Богу душу отдал, к Его святыням направляясь, а другие до дома не добрались.

Представились, отмолившись и за себя и за весь род свой. Полгода в одну сторону, столько же пути на Родину, а шесть месяцев по святыням, церквам и монастырям палестинским - время немалое.

Одна из таких паломнических групп, где-то в середине позапрошлого века, решила с нахоженного паломнического пути свернуть, дабы сократить путь к родным домам и хатам. Были это крестьяне с Богучаровского уезда Воронежской губернии, то есть северные соседи наших благословенных земель, которые входили в те времена в территорию Всевеликого войска Донского.

Шли летом, торопились к жатве, поэтому и решили «срезать» часть пути, не заходить, как было принято, к мощам святителя Иоасафа Белгородского, а идти напрямки, через Миллерово, к Богучару, а там уже и до родных деревень рукой подать.

DSCN7688

Вечером остановились у начала сильно заросшей лесом и кустарником балки. Услышали шум воды и поняли, что сам Господь привел их к ночлегу. Когда немного спустились вниз, увидели небольшой водопад из бьющего из-под камней полноводного родника. Вода образовала небольшое озерцо и бежала в темную глубь, затянутую водорослями, тиной и небольшими камышами.

DSCN7691

Расположились на склоне, предварительно окружив место ночевки толстой меховой веревкой, преградой от змей, которые всегда расселялись на границе между сухой ковыльной степью и водой. Отмывшись от дорожной пыли, наелись горячей похлебки и, поблагодарив Бога за хлеб насущный и ночлег удобный, улеглись ночевать. Умаялись паломники. Путь нелегкий.

DSCN76901

Утром, с зарею, как и положено, первым поднялся староста. Удивившись легкости тела и полностью пропавшей, не от такого уж и долгого сна, столь долго копившейся усталости, решил еще подождать, не будить ходоков-молитвенников, и аккуратно, не шумя, спустился к кринице умыться. Встающее солнце играло в падающей воде разноцветными всполохами. Староста залюбовался красотой, перекрестил лоб со словами «Вся премудростию сотворил еси...» и тут же замер в изумлении. Из водопадных струй живительного родника на него смотрел человек в епископском облачении. Староста хотел было крикнуть, позвать кого-то, но смог лишь негромко сдавленно повторять, крестясь часто и мелко:

- Господи, что же это??? Господи, как же это???

Но его услышали. Спустилось еще несколько богомольцев-крестьян и с благоговейным ужасом уставились на водопад. В падающей воде стоял епископ.

Сколько продолжалась это видение неведомо, только сильнее заиграло солнце, водные брызги утратили свои радуги, и чудное видение растворилось в воде.

Надо сказать, что в те времена, народ был не только богобоязненный, но и знающий Закон Божий. Любимыми рассказами, в долгие зимние вечера, были жития святых. Знали наши предки на перечень не только подвиги мучеников и преподобных, но и как они выглядят ведали. В церковь то все ходили, а там образа на стенах да аналоях.

Когда отошли немного от восторгов, вскриков и причитаний, то спели молитву благодарственную, и тут же начали судить да рядить, кого это они в роднике увидели, кто им знак подал и для чего явился на зорьке?

Вот тут и вышла непонятная несуразица - никто не мог сказать, что же это за святой был из криницы на них смотревший. Не видел никто из богомольцев этого образа. Пока размышляли, да спорили, время подошло путь продолжать, и тут, другие странности определились. С изумлением смотрели паломники на свои чистые, без царапин, ссадин и больных мозолей ноги. Ведь вчера вечером крутило и саднило стопы от дороги дальней, болело тело, покрытое незаживающими ранками и свезенной кожей... А нынче - пропали болячки.

Особенно радовались те, кого зубы донимали. Где его выдернешь, без коновала? Сейчас же, улыбались богомольцы, чудесно освобожденные от изнуряющей боли. Не болели зубы!

Всю оставшуюся дорогу, а шли еще больше двух недель, только и разговоров было, что о чуде у криницы. Воду же из источника, каждый в котомке домой нес и берег сильней, чем святыни палестинские. К уездному Богучару пришли к вечеру. Заночевали во дворе церковном, под навесом. Хотя это уже и не сон полноценный был. Немного передохнули и с рассветом ранним засобирались, дома то родные рядом, день-два пути. Накануне же, вечером, многие пришли из местных, рассказы о краях дальних и святынях послушать, узнать, что за морями делается, да как иноземный и иноверный люд поживает. Когда же наши богомольцы о чудном явлении, с ними недавно приключившемся, рассказали, то многих сомнения одолевали, как это в наших краях, да в такое время грешное, подобное диво дивное происходит?

Но слова те об удивительном источнике в памяти крестьян отложились, а наутро, когда перед дорогой в храм Божий паломники зашли, чудо недавнее и подтвердилось. В притворе храма, с левой стороны, со стены смотрел на них тот же епископ. В нимбе над ним церковнославянской вязью, упавшие на колени богомольцы прочитали: «Святой священномученик Антипа, епископ Пергамский».

источник1

Отсюда и берет начало наш святой Антипьев в источник.

молебен

Молебен возле источника Антипия. Май 1908 года.

Слух о столь удивительном источнике быстро пронесся по югу России. К кринице потянудись верующие, больные и здоровые. В те времена лечением зубов обычно занимались ветеринары и коновалы, то есть те, кто занимался скотом. Не удивительно, что священномученик Антипий являлся их небесным покровителем. К святому месту потянулись мелкие и крупные скотопромышленники, и очень быстро (еще одно чудо!) здесь загудела ярмарка самой разнообразной худобы.

Сюда ехали и шли из Воронежа и Дона, из Херсона и Полтавы. Ярмарка шла на четвертой неделе по Пасхе, когда празднуется Преполовение (25 дней между Пасхой и Троицей).

Преполовение — всегда среда, причем дождливая. В этот день ярмарка затихала, ибо на источник шел крестный ход из слободы Ровенецкой и из села Ребриково и Картушино. Совершалось моление с водосвятием.

В 1914 году ярмарки прекратились, чтобы возродиться во времена НЭПа, но ненадолго. В начале 30-х заключать сделки и договоры уже было некому, да и не о чем. Крестные ходы и молебны еще несколько лет периодически совершались, а затем были запрещены. Безбожной власти не нужен был Бог и тем более наши зубы.

Во времена хрущевские, ребриковский председатель колхоза разрешил крестный ход с одним условием: «Дождика попросите, только отсеялись». Дождик пошел, а председатель положил на стол партбилет и до конца свои дней выше звания «колхозник» не поднялся.

С 1991 года возобновилась давняя традиция молебного паломничества на источник священномученика. Каждый год в Преполовение сюда приходят верующие и священство из Ровеньков, Ребриково, Ясеновского. Соборно совершается молебное пение и освящается вода.

Протоиерей Александр Авдюгин

Сведения о происхождении источника были найдены автором в архивах Всевеликого Войска Донского в г. Таганроге и в музее Донского казачества г. Новочеркасска

Опубликовано: в газетах «Голос Донбасса», «Ровеньковские вести», на сайтах «Православие Украины», «Донбасс Православный», в книге «Батюшкин грех и другие рассказы» (изд-во «Послушник», Киев, 2014 г.)
Tags: Донбасс, Луганск, история
Subscribe

  • Осень. Начало.

    Как можно определить, как у нас идут дела. Хорошо или плохо? Как работает власть? Вроде бы жизнь у нас идет чередом. Транспорт ходит, вода в…

  • ПРАВИЛА ИГРЫ БЕЗ ПРАВИЛ

    Я прочел эту повесть примерно в то время, когда она была опубликована. В начале восьмидесятых годов, еще до начала перестройки. Это было приложение…

  • Исповедная роспись.

    Исповедная роспись (Исповедальная ведомость, Духовная роспись, Великопостная роспись) — ежегодный отчётный документ, составляемый по каждому…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments