mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Categories:

Спят курганы.

DSCN7651

Мой земляк и френд по журналу shusek нашел информацию, что в Донбассе паспортизировано три тысячи курганов. Но это только те, которые исследованы и изучены. Я нашел несколько иное. Только в Донецкой области их насчитали восемь тысяч. Я думаю что и в Луганской области их не меньше. Очень много. Но мне не попадались материалы, в которых задавались вопросами, почему их так много в нашей местности. Чем будущий Донбасс привлекал тех людей, которые здесь жили в древности? Почему множественные именно наши места были выбраны в качестве последнего приюта для своих ушедших родственников?

DSCN7659

Мне попадалась интересная точка зрения, в том числе и известного историка Льва Николаевича Гумилева, на предназначения курганов. По их мнению, каждый кочевой род имел свой родовой курган, в котором хоронили своих усопших родственников. Родовой курган стоял в центре большого степного круга, вокруг которого кочевал род со своим скотом.  Размер этого круга определялся потребностями своей живности, овец, коней и коз, в корме. За сезон вся эта скотина опустошала отдельные участки степи - пастбища, буквально до черной земли. И пастбище - степь после этого восстанавливало растительность на этом месте в течении семи лет. И поэтому отдельный степной род возвращался на это место только спустя семь лет. И при этом кочевал и кружил вокруг родового кургана , в котором хоронил своих.

DSCN7675

Но это характерно для большой степи с ее необьятными просторами. А у нас нет таких мест. Местность наша холмистая. Наиболее удобная жизнь у нас  в основном на одном и том же месте. С соответствующим способом выращивания пищи. Который отнюдь не сильно походил на кочевой. Тогда насыпать курган отдельному и при этом немногочисленному роду, непростая задача. Однако курганы у нас высокие. Отдельные курганные комплексы очень большие.

DSCN7661

Можно предположить, что когда то давно будущая земля Донбасса была ареной стычек, ареной войны, в которой участвовали большие силы и курганы - это результат этих древних сражений.  Но во многих курганах найдены захоронения из разных эпох. Разница по времени некоторых захоронений достигает тысячелетия. Неужели здесь была такая постоянная война? такого не может быть.

DSCN7664

shusek пишет, что в Антрацитовском районе, по территории которого я ездил в прошлый раз, находится триста шестьдесят курганов.  Они там попадаются на каждом шагу.

DSCN7693

"Появление древнейших курганов принято относить к началу бронзового века и связывать с ямной культурой. Однако, в ходе исследований выяснилось, что древнейшие курганные погребения относятся к энеолиту. Именно в конце медно-каменного века появляется обычай сооружения насыпей над могилой, а также устройство кромлехов. При этом выбор места и устройства погребений в конце энеолита аналогичны тому, как это делали в последующее время племена ямной культуры. Поэтому едва ли случайно совпадение мест захоронений поздних энеолитических и ямных погребений. Правда, насыпи над энеолитическими погребениями по сравнению с ямным столь незначительны, что исследователям не всегда удается их проследить.

Считается, что обряд сооружения курганов (под курганами мы понимаем отдельную насыпь или значительную досыпку над погребением) характерен и для других культур эпохи бронзы Донбасса - катакомбной, многоваликовой керамики, срубной.

Но это не совсем так. Существование курганных насыпей над погребениями культуры многоваликовой керамики было нами прослежено на большом конкретном материале (Писларий, 1982, 1983). Наличие у племен культуры многоваликовой керамики этого обряда мы объясняем возрождением ямных традиций, обусловленных выделением из среды населения катакомбной культуры потомков ямного этноса. Оно прослеживается по некоторым присущим для ямной культуры чертам, в том числе и по обряду сооружения курганных насыпей над захоронениями. Каждому погребению культуры многоваликовой керамики соответствует или отдельный курган или значительная досыпка к существовавшей ранее курганной насыпи.

Для катакомбной культуры обряд сооружения курганов не совсем характерен. Все погребения этой культуры, как правило, впущены в полы курганов и имеют радиальную планировку. Лишь в очень редких случаях над некоторыми ранними и позднейшими погребениями в катакомбах сооружены курганные насыпи. Но поздние катакомбные погребения с насыпями, как мы уже отмечали ранее, - свидетельство возрождения в среде С. 14. катакомбной культуры элементов предшествующего ямного этноса, на базе которых складывалась культура многоваликовой керамики. Ранние же погребения в катакомбах, сопровождавшиеся курганными насыпями, относят к катакомбной культуре лишь на основе погребального сооружения, хотя инвентарь, находимый в них, ничем не отличался от инвентаря ямных погребений: яйцедонные сосуды, бронзовые ножи, шилья, тесла, серебряные подвески и т. д. В некоторых погребениях обнаружены и каменные стелы ямного типа. Внимательное изучение таких погребений приводит к убеждению, что это погребения ямной культуры, которые должны относится к позднейшему этапу ее существования и в которых нашел отражение процесс взаимодействия ямного этноса с пришлым населением катакомбной культуры.

Для срубной культуры, также как и для катакомбной, не характерен обряд сооружения курганных насыпей. Погребения обычно впускаются в курганную насыпь. Те редкие случаи, когда над срубными погребениями исследователи обнаруживали курганные насыпи, на поверку оказались не вполне достоверными. Многие исследователи, следуя за В.А. Городцовым, традиционно относили к срубным и погребения культуры многоваликовой керамики. Теперь, когда нами установлены критерии для различия этих погребений, стало ясно, что так называемые основные срубные погребения оказываются погребениями культуры многоваликовой керамики.

Следовательно, мнение о существовании в срубной культуре курганов с основными срубными погребениями несостоятельно. Особо остановимся на погребениях в каменных ящиках Донецкого края, открытых на вершинах гряд и отдельно стоящих высоток (Писларий, 1972). Количество их различно - от одного до десяти. Над некоторыми погребениями иногда встречается небольшая наброска камней, другие - окружены оградками из каменных плит. Эти погребения очень специфичны для Донбасса и требуют особого внимания и тщательного изучения. Их существование тем не менее не может повлиять на основной вывод, что для срубной культуры не характерен обычай сооружения курганных насыпей.

Итак, мы видим, что в эпоху бронзы в Донбассе курганы в основном сооружались лишь племенами ямной культуры и их более поздними преемниками - племенами культуры многоваликовой керамики. Племена катакомбной и срубной культур почти не сооружали курганных насыпей, но использовали курганы предшественников как кладбища.

Подводя итоги изучения курганного обряда в эпоху бронзы на территории Донбасса, мы приходим к необходимости выделения двух видов курганного обряда захоронения: сооружение курганных насыпей над погребениями и захоронение в чужих курганах без сооружения насыпи. Такое деление заставляет пересмотреть существующее на сегодня разделение С.15. погребений на основные и впускные. Под основными погребениями следует понимать такие, над которыми сооружена курганная насыпь или значительная досыпка. Впускными надо считать только те погребения, которые впущены в чужую насыпь и не имеют над собой насыпей или досыпок. Первый обряд характерен для ямной культуры и возродившей ее традиции культуры многоваликовой керамики, второй характеризует пришлые в своей основе племена катакомбной и срубной культур.

Способу курганного обряда захоронения мы придаем большое значение. До сего времени при определении курганной принадлежности погребений учитывались положение костяка, инвентарь и форма погребального сооружения. Нам представляется необходимым учитывать и способ курганного обряда захоронения, который может быть одним из ведущих признаков при решении вопроса этно-культурной принадлежности погребений.

Исследованием курганов начали заниматься еще в царской России. Продолжили заниматься этим и при Союзе. Сейчас все это замерло. Сейчас ассоциировать себя и свою жизнь с теми глубокими древностями не принято. Сейчас в приоритете несколько другие исторические ценности. Плохо это. Те люди, которые жили здесь многие тысячи лет назад и которые хоронили своих родственников на будущей нашей земле, первые ее заселили и освоили. Мы так же в долгу  у них. И отдание долга может заключаться в сохранении и исследовании этих древних мест. Люди, жившие здесь давным давно по достоинству оценили красоту здешних мест. Все курганы стоят на таких местах, с которых открываются такие виды, от которых дух захватывает.

DSCN7669

DSCN7698

DSCN7704

DSCN7697

DSCN76941

Tags: Донбасс, Луганск, история, наш край, наш маленький и хрупкий мир.
Subscribe

  • Зориновка.

    Когда то давно, задолго до войны, гуляли мы с ребенком в окрестностях хутора Малинового. Хутор стоит не очень далеко от печально известной…

  • И об экологии.

    В прошлом году чубатые потомки древних шумеров внимательно и с придыханием следили за состоянием Исаковского водохранилища. буквально каждый день на…

  • Виктор Леонидович Нусенкис.

    Еще один известный представитель донецкой элиты. Который давно уже живет в России и о своей прежней родине предпочитает не вспоминать. Наверное…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

  • Зориновка.

    Когда то давно, задолго до войны, гуляли мы с ребенком в окрестностях хутора Малинового. Хутор стоит не очень далеко от печально известной…

  • И об экологии.

    В прошлом году чубатые потомки древних шумеров внимательно и с придыханием следили за состоянием Исаковского водохранилища. буквально каждый день на…

  • Виктор Леонидович Нусенкис.

    Еще один известный представитель донецкой элиты. Который давно уже живет в России и о своей прежней родине предпочитает не вспоминать. Наверное…