mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Categories:

Интерсплав. Печаль.

DSCN7812

Каждый раз из каждой своей поездки я привожу какие то свои воспоминания. Но почему то получается, воспоминания эти во многом печальные.  Так получилось и в этот раз. Я проезжал мимо руин завода Интерсплав. В 2014 году на Украине, во имя какой то мифической интеграции в европейское сообщество, сломали государство. Пример жизни завода Интерсплав показал, что Украина имела не мифическоую интеграцию в Европу, а самую настоящую. И не просто в Европу, а в ее самую престижную отрасль, автмобилестроение. И еще пример завода Интерсплав показателен тем, что, доставшись Украине, завод этот за двадцать лет Украина превратила в руины. Типичная судьба многих бывших успешных советских предприятий. Сейчас все то, что касается этого завода трудно найти.

Только лишь краткая справка:

"Совместное предприятие с испанскими инвестициями "Интерсплав" образовано в 1989 году на базе Свердловского завода алюминиевых сплавов. Основное направление деятельности завода - производство вторичных алюминиевых сплавов (основные марки - DI231, DI226, UNI50, A380, ADC12, АК 12М2МГН, AK5M2, AB87), получаемых в результате переработки алюминиевых отходов и лома. Производственная мощность предприятия составляет до 80 тыс. тонн сплавов в год. Около 80 процентов продукции "Интерсплава" идет на экспорт. Основными ее потребителями являются автомобильные концерны (FIAT, Volksvagen, Nissan, Toyota и другие)"

Зато много материалов про то, какая война началась за контроль над этим заводом. Как и во всякой войне, всегда есть победители и пострадавшие. Но битву за Интерсплав не выиграл никто. Все оказались побежденными.

Я помню те времена. Тогда по Луганску ходили слухи об этом предприятии. О том, какая крутая там охрана, какие там заработки и какие замечательные условия труда на нем. Устроится тогда на этот завод можно было только по большому знакомству. Трудно сейчас в это поверить, глядя на руины этого завода. На металлургическое предприятие устраивались по блату.

DSCN7813

"2007 г. В Украине завод по переработке вторичного алюминия — украинско-испанское совместное предприятие «Интерсплав» (Свердловск, Луганская обл.) — остановил свою работу.

Борьба собственников завода за контроль над ним привела к вымыванию оборотных средств. Сейчас завод не может закупить сырье. «В ноябре загруженность была 50%, в декабре — 30%, а с января вообще остановились. Иногда работаем — если обращаются с давальческим сырьем», — сказал Виктор Болденков, генеральный директор СП «Интерсплав».

По словам Виктора Болденкова, конфликт среди собственников завода возник после того, как испанская компания Befesa Bilbao предприняла попытку сменить руководство предприятия. Доля испанской фирмы в уставном фонде СП «Интерсплав» составляет 50,8%. Государственной долей в размере 43,2% управляет Министерство промышленной политики. Еще 6% находится в собственности фирмы «УкрИс», которую учредил менеджмент завода. Как оказалось, именно эти 6% позволяют блокировать такие ключевые для предприятия решения, как изменение уставного фонда или смена руководства (по законодательству 1989 года, в котором было зарегистрировано предприятие в форме совместного). Генеральный директор «Интерсплава» говорит, что «УкрИс» предлагал испанцам купить 6%, но получил отказ. Спустя месяц оказалось, что в Киеве было зарегистрировано ООО «Интерсплав». «Урядовый курьер» опубликовал объявление о том, что якобы документы о регистрации СП «Интерсплав» утеряны, поэтому нас «приписали» в Киеве», — сказал Болденков. В дальнейшем СП «Интерсплав», которое значилось в государственном реестре предприятий под №193, удалили из этого документа. Вместо этого появилось ООО «Итерсплав» под другим номером. «Это было сделано с помощью компании ЗАО «Арсенал-СБС», в которой до прихода на пост замминистра промышленной политики работал Виктор Баранчук», — сказал Болденков. В это же время прокуратура Луганской области возбуждает уголовное дело против учредителей «УкрИс» — генерального и коммерческого директора, а также главного бухгалтера «Интерсплава». «За неуплату НДС в особо крупных размерах. В то же время бюджет должен вернуть заводу 25 млн. грн. НДС», — сказал Болденков.

Директор «Арсенал-СБС» Владимир Сичевлюк отрицает причастность этой компании к ситуации на «Интерсплаве». «Сейчас этим занимаются суды. По инициативе Минпромполитики и ФГИ», — сказал Сичевлюк. По мнению исполнительного директора

Антирейдерского союза предпринимателей Андрея Семидидько, хронология событий на «Интерсплаве» является примером рейдерской атаки. «Используя административные рычаги, предприятие пытались лишить статуса юридического лица. Это государственная форма рейдерства по заказу частных лиц, заинтересованных в полной приватизации или контроле над заводом «, — сказал Семидидько. В пресс-службе испанской компании выразили удивление, услышав, что «Интерсплав» имеет проблемы с регистрацией: «У нас нет никаких проблем с «Интерсплавом», и о каких-либо конфликтах нам никто ничего не говорил». Но во внутренние дела украинской компании, по словам пресс-службы, инвестор не вникает."


Завод этот был воистину золотой. Работал на алюминиевом металлоломе. Украине кроме всего прочего, досталось в наследство от Союза многие миллионы тонн алюминиевых изделий. По всей Украине было много приемных пунктов, в которых алюминиевый лом принимали за бесценок. И большая часть этого алюминиевого лома поставлялась на Интерсплав.  Это время было временем алюминиевого ужаса. Когда закончились советские алюминиевые ложки - вилки и алюминиевые кастрюли, начали курочить все подряд. У нас на улице, перед новым годом, сняли все алюминиевые провода. Отбили ввод возле трансформатора и потом спокойно снимали провода по всей улице. Залазили в дома, сараи и чуланы в поисках алюминиевых изделий. Курочили все из алюминия на производствах. Мой друг пред кончиной Союза заимел в пригороде дачу. На даче, вместо дачного домика, он поставил старую автомобильную будку от хлебовозки. Она вся была обшита алюминиевыми листами .Недолго музыка играла.

Коку то показалось несправедливым то, что валютная выручка от работы этого завода оседала в каких то не совсем понятных карманах. И захотелось подставить под это только свои карманы. Персоны, которые начали битву за этот завод очень известные.

"2009 г. В украинской металлургии, хоть черной, хоть цветной, найдется не так много объектов, за которые шла бы настолько протяженная и напряженная борьба, как за совместное предприятие "Интерсплав" (г. Свердловск, Луганская область). А все дело в том, что сравнительно небольшой завод обладает уникальной для страны технологией производства алюминиевых сплавов, которые до кризиса шли нарасхват на внешних рынках. Уже несколько лет подряд привлекательный актив пытается взять в осаду довольно влиятельная на Донбассе бизнес-группа братьев Андрея и Сергея Клюевых. Но пока менеджмент "Интерсплава" удачно отражает атаки на свою свердловскую крепость.

Положа руку на сердце, ситуацию с распределением прав и обязанностей между акционерами свердловского "Интерсплава" нормальной не назовешь. Менеджмент СП, владея всего лишь 6% акций предприятия через компанию "Укрис", на пушечный выстрел не подпускает к управлению общим имуществом ни иностранного мажоритария в лице испанской Befesa Aluminio Bilbao (50,8% акций), ни государство в лице Донецкого научно-производственного института цветных металлов. Но такая, по сути, узурпация власти на предприятии опирается на железобетонный законный фундамент, в котором десяткам судов не удалось пробить даже щелочки. Усиливает позиции нынешней дирекции тот факт, что на протяжении 20 лет "Интерсплав" работает в целом стабильно и успешно, не жалеет денег на социальную инфраструктуру своего региона, и при этом 80% своей продукции отправляет на экспорт, имеет свою зарегистрированную торговую марку на самой авторитетной в мировом ГМК Лондонской бирже металлов. В 2006 году бессменный генеральный директор предприятия Виктор Болденков обзавелся про запас и политическим «зонтиком», войдя в состав политсовета партии "Наша Украина". С помощью «зонтика» ему легче достучаться до высоких властных кабинетов не столько в родной Луганщине, сколько в стольном Киеве.

А стучать в последнее время приходится все чаще, поскольку давление на "Укрис" со стороны партнеров по СП не ослабевает. Первая черная кошка между основателями "Интерсплава" пробежала в 2004 году, когда бизнес-группа братьев Клюевых как раз достигла своего расцвета и с этого пика заметила у себя под боком перспективное предприятие. Тогда же она инициировала замену директора в донецком институте, представляющим государственные интересы в "Интерсплаве". В 2005 году Минпромполитики такую кадровую ротацию поддержало. Впрочем, уволенный директор НИПИ Вячеслав Золотухин к тому времени уже состоял в рядах основателей "Укриса", а длинную, как цыганская дорога, судебную тяжбу с руководством "Интерсплава" развязал новый руководитель института Владимир Кожанов.

Сегодня эта тяжба, пройдя по всем ступенькам от низового до Верховного суда, завернула уже на второй круг. Пересказывать перипетии процесса мы не будем - это утомительно, но последние сводки с юридического фронта таковы. В июле 2008 года Киевский хозяйственный суд принял решение о неправомерности включения ООО "Укрис" в состав учредителей СП "Интерсплав". В феврале 2009-го Апелляционный хозяйственный суд Киева это решение отменил. В марте Донецкий НИПИ цветных металлов подал кассационную жалобу на последний вердикт в Высший хозяйственный суд, но дата слушания дела пока не определена.

Как утверждают представители донецкого института, оспаривать участие "Укрис" в свердловском СП они имеют основания сразу по двум причинам. Во-первых, в 1992 году, ни Минпромполитики Украины, ни профсоюз, ни трудовой коллектив НИПИ цветных металлов не давали своего разрешения на передачу части институтских (по сути, государственных) акций частной фирме. Во-вторых, "Укрис" приняли в состав учредителей "Интерсплава" еще тогда, когда такого ООО формально не существовало.
Да, действительно, свидетельство о государственной регистрации "Укриса" датируется 25 августа 1992 года, хотя к тому времени компания с таким названием уже почти месяц ходила в соучредителях СП "Интерсплав". Впрочем, эту юридическую оплошность заметили и ликвидировали давно и оперативно: в ноябре того же 1992 года "Укрис" приняли в состав "Интерсплава" повторно. И под это решение учредителей уже никакой суд не подкопается. Согласия же трудового коллектива на передачу институтских акций новому участнику СП закон, как утверждают в команде Болденкова, и не требовал.

Кроме юридических, в дирекции "Интерсплава" имеется еще и куча моральных оправданий насчет того, почему к рулю СП даже близко не подпускают других учредителей. В частности, как утверждают источники на предприятии, бизнес-группа Клюевых (другое собирательное название - концерн "Укрподшипник") стремится к монополизму в сегменте металлургии цветных сплавов. У нее уже собралось достаточно много активов в этой сфере (Артемовский завод по обработке цветных металлов, НИИ "Вторцветмет" и "Цветметпереработка", СП "Донкавамет"), а также ряд предприятий, потребляющих алюминиевые и медные сплавы, но вот фронтальной жемчужины в данном ожерелье не хватает. Таким украшением для упомянутой ФПГ мог бы стать "Интерсплав", но пока он по большей мере стоит для нее костью в горле. Донецкий институт цветных металлов формально остается государственным предприятием, но сейчас он существует преимущественно за счет заказов "Укрподшипника". Поэтому как соучредитель "Интерсплава" и вздымает волны по указке из клюевского концерна. По крайней мере, генеральный директор СП Виктор Болденков в этом не сомневается.

Что касается испанских соучредителей "Интерсплава", то они заинтересованы не столько в развитии совместного предприятия, сколько в выгодной продаже украинских активов. А таких у компании Befesa целых два. Она владеет контрольными пакетами не только свердловского "Интерсплава", но и еще одного производителя алюминиевых сплавов на Донбассе -- СП "Донсплав". Последнее, правда, по мощностям в несколько раз уступает "Интерсплаву". Как и по эффективности работы. Контрольная доля в обоих СП досталась Befesa по наследству после того, как в начале 2000-х годов она поглотила другую испанскую фирму Remetal S.A., которая первоначально и была соучредителем "Интерсплава" с "Донсплавом". Согласно неофициальным данным, "Укрподшипник" готов выкупить оба пакета, но лишь после того, как Befesa поможет ему перехватить бразды правления в Свердловске. Покупать один "Донсплав" господа Клюевы не спешат, выкупать у испанцев контрольный пакет "Интерсплава" не видят смысла. Пока у Виктора Болденкова и его команды будет в кармане хоть одна акция СП, они могут гордо бросать "Но пасаран!" в лицо любым чужакам - хоть из испанского Бильбао, хоть из соседнего Донецка.

Устав "Интерсплава" составлен таким хитрым образом, что любые судьбоносные решения (например, о кадровых перестановках в руководящих органах, распределении прибыли и т.п.) необходимо принимать исключительно голосами всех соучредителей совместного предприятия. По этой же причине практически невозможно внести изменения в устав, которые бы предоставили акционерам, владеющим сегодня свыше 90% акций "Интерсплава", больше свободы в управлении предприятием. Консенсусом в Свердловске сегодня и не пахнет.

Беспросветность ситуации иногда побуждала оппонентов "Укриса" действовать даже на грани юридического фола. В частности на основании заявлений от Befesa как мажоритарного участника СП об утере учредительских документов наблюдалось несколько попыток перерегистрировать "Интерсплав", но уже не в Свердловске, а в Киеве, и уже в форме общества с ограниченной ответственностью, что автоматически лишало бы "Укрис" всех рычагов влияния на общий бизнес.

Ведь в ООО любые вопросы решаются простым большинством. Но довольно быстро юристам Болденкова удалось доказать неправомерность таких перерегистраций и вернуть все на круги своя. Как утверждают, не без помощи Виктора Тополова и других влиятельных политиков из находящейся тогда при власти "Нашей Украины".

Правда, позже, когда правительство поменялось, "Интерсплаву" довелось пережить несколько неприятных визитов налоговой милиции, сопровождавшихся изъятием документации на предприятии. Но дирекция ответила на это организованными протестами и забастовкой в Свердловске, так что разводить стороны пришлось уже местной администрации. При этом каждая из сторон так и осталась при своем мнении.

У налоговиков ведь с "Интерсплавом" свои счеты. Они видят в совместном предприятии насос, выкачивающий из государственной казны средства в виде возмещения НДС. По подсчетам Луганской ГНА, за 10 последних лет "Интерсплаву" вернули из бюджета более 300 миллионов гривен, тогда как общая сумма его налоговых отчислений за этот же период едва достигает 100 миллионов гривен. Диспропорция получается. Но и в этом случае несовершенство украинского законодательства играет на руку СП. Как отмечает его гендиректор Виктор Болденков, "Интерсплав" прошел более 600 судебных разбирательств по поводу возврата НДС, вплоть до Европейского суда по правам человека, и в конечном результате доказывал свою правоту.

Хотя даже это не всегда помогало. В 2007 году, например, "Интерсплаву" не возмещали практически ничего, в 2008-м задолженность по НДС сократилась почти на 10 миллионов гривен, но все равно, как считают на предприятии, еще 14 миллионов его законных гривен зависли в бюджете. Кстати, этот способ зарабатывания денег является еще одним объяснением того, почему контроль над "Интерсплавом" настолько интересен другим участникам СП или стоящим за ним сторонам. Ведь на бюджетных компенсациях по НДС можно и кризис переждать более-менее комфортно.

Справка "Минпрома": Совместное предприятие с испанскими инвестициями "Интерсплав" было образовано в 1989 году на базе Свердловского завода алюминиевых сплавов. С 1 июля 1989 года оно действует в условиях самофинансирования и самоокупаемости. Основное направление деятельности предприятия - производство вторичных алюминиевых сплавов (основные марки - DI231, DI226, UNI50, A380, ADC12, АК 12М2МГН, AK5M2, AB87), получаемых в результате переработки алюминиевых отходов и лома. Производственная мощность предприятия - до 80 тыс. тонн сплавов в год. Около 80% продукции "Интерсплава" идет на экспорт (в более чем 20 стран мира). Основными ее потребителями являются автомобильные концерны (FIAT, Volksvagen, Nissan, Toyota и др.). Значительная часть свердловских сплавов реализуется через Лондонскую биржу металлов. В 2008 году "Интерсплав" экспортировал продукции на 17,6 миллиона USD. При этом он получил по итогам прошлого года чистый доход (выручку от реализации) более чем в 91 миллион гривен и убыток более чем в 9 миллионов гривен."

DSCN7814

Когда я подошел к разрушенной проходной завода, где то в глубине территории завода пару раз гавкнула какая то собака. И замолчала. Странная какая то. Обычно собаки в таких местах живут стаями. Но видно руины этого завода не притягивают никого. Собака эта наверное соскучилась по тишине и одиночеству. И нашла это все на этом погибшем заводе. Как раз подходящее место для такой жизни. Тихо, спокойно, все заросло зарослями деревьев и бурьяна.

Все это очень печально. Украина сейчас интегрировалась в Европу в основном сборщиками клубники. Исчезли люди, которые умели изготавливать такие алюминиевые сплавы. Исчезли навыки этих людей и технологии. И замены им нет. Никому не интересно заниматься такими мелочами. Создавать систему подготовки кадров,  работающие производства, которые производят материальные ценности  и зарабатывают на этом деньги.

Tags: Луганск, Украина, история
Subscribe

  • Счастье.

    Дачный пригород Луганска. Красивейшее место. Городок на берегу трех больших водохранилищ Луганской ГРЭС. Три месяца назад, весной, я там был.…

  • Игорь Корнелюк.

    Царство Небесное Всем погибшим!

  • Макарово.

    Звонила сестра. У нее подруга детства жила (вот именно, что жила) в Макарово. Макарово - это пригород Луганска. Курортная зона. В мирное время место…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments