mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Categories:

Живи камара. Живи сколько хочешь. Живи сколько надо...

липован1

Это липованская рыбачья лодка. Это фото тридцатых годов прошлого века. Обратите внимание, у этой лодки нет кормы. И перед и зад этой лодки одинаков. Эта лодка с легкостью может поменять направление движения. Если надо плыть в обратную сторону, надо просто изменить движение веслами. И обратите еще внимание на место, где стоит парус и на его форму. Парус очень простой. Фото сделано на территории Румынии в устье Дуная.

липован2
А это камара. Боевая лодка пиратов - адыгов. Которые промышляли возле кавказского берега Черного моря. Впервые о пиратах - адыгах (черкесах), или как их тогда называли гениохами, написал греческий историк Страбон в первом веке нашей эры. И тогда же он описал лодки пиратов.

"Первые письменные сведения о морских походах зихов и гениохов (предков адыгов и абхазцев) относятся к I в. н.э. По свидетельствам древнегреческого географа Страбона и римского историка Корнелия Тацита горцы пользовались маленькими легкими галерами, построенными без использования медных и железных скреп, вмещавшими двадцать-тридцать человек, которые греки называли камарами (от греческого "камара" - повозка со сводчатым верхом). Снаряжая многочисленные флотилии таких "камар", они господствовали в Черном море. Причем господство достигалось не столько за счет банального грабежа купеческих судов, сколько путем организации масштабных пиратских экспедиций против приморских городов и целых государств, сопровождавшихся блокадой морских торговых путей и гаваней, дерзкими десантными операциями на берегу и захватом пленных. И все это на фоне полной неспособности греков и римлян, доминировавших на суше, уничтожить, или хотя-бы обуздать корсаров. Так, в частности, пиратские рейды кавказцев сильно подрывали экономические связи соседнего Боспорского царства с полисами и государствами Причерноморья и Средиземноморья. Однако цари Боспора, оказавшись не в состоянии противостоять горцам военными средствами, вынуждены были на протяжении нескольких веков предоставлять им свои корабельные стоянки и рынки для сбыта награбленной добычи. Таким образом, примерно за 800 лет до начала морских походов викингов, адыги приобрели репутацию умелых мастеров, строивших суда оригинальной конструкции, опытных мореходов и отважных воинов, бороздивших на этих судах морские просторы в поисках добычи, славы и приключений. Подобную репутацию они сохраняли за собой и в дальнейшем.

Страбон, древнегреческий историк и географ, умерший в 23 г. н.э., бескомпромиссно оценивал черноморскую ситуацию того времени: пираты господствовали на Чёрном море. Сомнительную пиратскую славу, равную славе тавров, снискали себе гениохи, один из народов Кавказа того времени.

Гениохи занимались охотой, скотоводством и мотыжным земледелием, они также занимались различными ремёслами: гончарным, кузнечным, ткачеством и т.д. Их тесное общение с другими народами не секрет. В гениохских захоронениях находили античную посуду, бронзовые шлемы, щиты и прочее, что явственно говорит о взаимодействии с греками. Естественно, это взаимодействие далеко не всегда было честной торговлей. Также в захоронениях находили и застёжки-фибулы скифского происхождения и характерные для скифов формы мечей, топоров и наконечников, что говорит о достаточно обширном проникновении гениохов. Ведь Скифия лежала за Синдикой и землями не менее лихих ахейцев/ахеев и зигов/зихов (последние, правда, упоминаются значительно позже, уже после того как пиратскую корону примерили гениохи), тоже промышлявших морским разбоем.

Публий Корнелий Тацит, римский историк, так описал черноморских пиратов и их кораблестроительные навыки: «Варвары с удивительной быстротой понастроили себе кораблей и безнаказанно бороздили море. Корабли эти называются у них – камары. Борта их расположены близко друг к другу, а ниже бортов корпус расширяется. Варвары не пользуются при постройке кораблей ни медными, ни железными скрепами. Когда море бурно и волны высоки, поверх бортов накладывают доски, образующие что-то вроде крыши. Грести на них можно в любую сторону. Эти суда кончаются острым носом и спереди, и сзади, так что могут с полной безопасностью причаливать к берегу и одним, и другим концом».

Не менее красноречивым по этому поводу оказался и древнегреческий историк и географ Страбон, описывая заодно и местность, населяемую склонными к пиратству племенами: «За Синдикой и Горгиппией идет вдоль моря побережье ахеев, зигов и гениохов... Обитатели его живут морским разбоем, для чего имеют небольшие, узкие и легкие ладьи, вмещающие около 25 человек и редко могущие принять 30. Эллины называют их камарами... Выходя в море на своих камарах и нападая то на грузовые суда, то на какую-нибудь местность и даже город, они господствуют на море»

Далее всё тот же Страбон пишет: «Возвращаясь в родные места, они за неимением стоянок взваливают свои камары на плечи и уносят в леса, в которых и живут, обрабатывая скудную почву. А когда наступает время плавания, они снова сносят камары на берег. Так же поступают они и в чужой стране, где имеют знакомые лесистые местности: скрыв в них камары, они сами бродят пешком, днем и ночью, с целью захвата людей в рабство. То, что удается им захватить, они охотно возвращают за выкуп, по отплытии извещая потерпевших. В местностях, где есть самостоятельные правители, обижаемые еще находят некоторую помощь со стороны своих вождей…»

В 310-304 годах до н.э. Евмел, басилевс Боспорского царства, верно, единственный из правителей Понта, имея мощный флот и устав от пиратства, настолько упорно взялся за очистку моря от разбойников, что даже обезопасил его. Но ненадолго. Настолько ненадолго, что практически на протяжении всего существования Боспорского царства в его бухты приходили гениохи и их пиратские союзники для «честной» торговли. Приходили они даже в легендарный Пантикапей, о чём также есть свидетельства.

До конца XVIII в. приморские адыгские племена: шегаки, гуае, натухайцы, шапсуги, а также родственные адыгам убыхи, безраздельно господствовали на Черноморском побережье от Тамани до Адлера. Отсюда они регулярно совершали морские набеги на Крым, Грузию, Византию, а затем и Турцию. Кроме того, вплоть до XVII в., черкесы, через устье Дона, нередко вторгались в Азовское море, либо, поднимаясь до излучины Дона, волоком перетаскивали свои суда в Волгу и спускались в Каспий, где нападали на мусульманские княжества на территории современного Азербайджана. Периодически их флотилии появлялись и в Средиземноморском бассейне. Так в X в., совместно с пиратскими эскадрами руссов, они грабили побережье Андалусии и Каталонии. В XV-XVI вв. принимали активное участие в борьбе черкесских мамлюков Египта за контроль над Средиземным морем. Причем на протяжении всего периода средневековья и начала нового времени их успешная деятельность протекала в условиях активного противодействия со стороны флотов мощнейших морских держав того времени – Византии, Генуи, Венеции, Турции, и жестокой конкурентной борьбы со стороны других «джентльменов удачи»."

В районе устья Дуная живут липоване. Живут и сейчас. Это потомки старообрядцев, которые убегали от кровавой церковной реформы. Убегали старообрядцы везде, где был глухие места или туда, где их не могла достать та кровавая реформа, как в устье Дуная. Часть их живет на территории нынешней Украины, в Вилково. А большая часть живет на территории Румынии, на противоположном берегу устья Дуная или вблизи него.

Но вот что интересно, само название Липоване, откуда оно появилось?

"...этноним липовани распространился от названия селения Липовень (рум. Lipoveni), расположенное в Буковине, которое русские старообрядцы основали, по всем вероятностям, после 1669 года. В пользу нашей гипотезы приводим следующие аргументы, опираясь при этом на австрийские и на румынские источники:

Достоверно известно, что название липовани в отношении русских старообрядцев стало впервые употребляться на территории Буковины. Австрийские и румынские документы, обнаруженные в последнее время в венских, ясских и черновицких архивах, подтверждают, что предки русских-липован жили в Буковине с давнего времени, ещё когда эта территория входила в состав турецких владений. Именно здесь, в Сучавском уезде, было уже в то время несколько старообрядческих селений. После утверждения в 1685 году Двенадцати грозных статей царевна Софья и Иоаким, патриарх Русской Церкви, стали применять против старообрядцев вооружённую силу, вследствие чего многие из гонимых за правую веру бежали из Стародубья и Ветки и поселились тайно на монастырских владениях, в глухих лесистых местах северного края Молдовы, где и нашли себе приют, будучи под защитой местных чиновников и игуменов.
Происхождение липован от липового леса

Самое раннее из старообрядческих селений в Буковине — это Соколинцы. Оно образовалось на территории владений монастыря Драгомирна, в глухом липовом лесу, на левом берегу речки Драгомирна, напротив села Митокул Драгомирней, в метрах пятидесяти от него. Там, где они жили, в то время был дремучий липовый лес (впоследствии этот лес был выкорчеван). Жили они сначала в землянках и, построив себе церковь, проповедовали свою веру. Название Соколинцы этому селению присвоили сами его жители — русские-старообрядцы. Это название и поныне широко известно в старообрядческой среде. Однако их соседи, местные румыны, называли соколинцев липованами (рум. lipovani; lipoveni ), то есть «те, кто живут в липовом лесу». Впоследствии этноним липовани стал вторым названием селения Соколинцы — Липовень (рум. Lipoveni).

Несомненно, сам термин липовень (рум. lipoveni) является образованием от русского существительного липа (русск. липа → лип + ован; лип + вень → липован — липовень). При этом есть все основания думать, что слово липа было перенято местным румынским населением у переселившихся там старообрядцев. К этому следует добавить ещё то, что название липовень или липовани не пошло от самих старообрядцев, а их стало так называть местное румынское население, с которым старообрядцы-соколинцы входили в непосредственное сношение. Вследствие этого первых русских старообрядцев, поселившихся в дремучем липовом лесу владений монастыря Драгомирна, в старообрядческой среде называли соколинцами, а в среде местного румынского населения — липованами (рум. lipovani; lipoveni), то есть теми, кто живёт в липовом лесу.

Подтверждением того, что этноним липовень (или липовань) пошло от места постоянного жительства русских старообрядцев на землях монастыря Драгомирна, является и то, что там, где русские старообрядцы осели и основали селение Соколинцы, сначала был дремучий липовый лес.


Вплоть до присоединения северной части Молдовы к австрийской империи (1775 г.) и преобразования её в австрийскую провинцию под названием Буковина, названия Соколинцы и Липовень употреблялись параллельно как неофициальные названия одного и того же селения. Однако с 6 августа 1786 года, на основании императорского декрета, Липовень (Lipowеny) стал официальным названием селения Соколинцы.

По случаю реорганизации Буковины, по поручению императора Иосифа II, австрийские исследователи более углублённо, чем это сделали русские историки, стали изучать происхождение и социально-экономические вопросы населения, заселяющего данную провинцию. В этом же контексте они подробно исследовали и историю русских-липован.

В 1777 году военный администратор Буковины генерал Энценберг сам лично инспектировал все селения Буковины, в том числе и Соколинцы, а в 1779 году он провёл и первую перепись населения Буковины, в которой, в частности, упоминается, что в селе Липовень уже проживало тогда 15 семей липован. Сам генерал Энценберг, военный администратор Буковины, в своих докладах за 1777–1786 гг. давал Иосифу II подробные показания о буковинских и молдавских липованах. В этих же докладах впервые упоминается термин липоване (немец. die Lipowaner), который он, по всем вероятностям, перенял от местных властей, с которыми старообрядцы поддерживали постоянные контакты.

Австрийские власти были заинтересованы в административно-территориальной организации Буковины «на свой лад». Чтобы стереть следы исторического прошлого Молдовы Штефана Великого с её столицей Сучава, несколько камуфлировать ограбление данной территории перед глазами европейской дипломатии, австрийские власти прибегли к крайним мерам: придумали сначала новое название провинции Буковина (Buchenland) — страна буковых лесов. Кстати, это название происходит от русского слова бук. С этой же целью они переименовали многие старые и утвердили селениям данной провинции свои новые наименования. Так появились в списках и на карте Буковины в Приложении к императорскому декрету от 6 августа 1786 года двойные названия многих населённых пунктов, одно из которых указывало на национальное происхождение их жителей: Митока Драгомирна-Липовень, Климэуць-Липовень, Ступка-Липовень, Брэтешть-Липовень, Маноли-Липовень и др.

Из сказанного выше следует вывод, что общее наименование липовани было официально присвоено русским староверам именно австрийскими властями по их месту жительства. Название липовани или липовень стало широко распространяться с конца XVIII в., уже после первой переписи населения Молдовы в 1772–1774 гг., и узаконено декретом австрийского императора Иосифа II от 6 августа 1786 года. Наше мнение подтверждается также топографическими картами и другими документами, обнаруженными в последнее время в венских, ясских, черновицких и других архивах.

Название липовани со значением «русские староверы, проживающие на территории Румынии» нашло широкое распространение на всей территории Румынии и за её пределами, особенно после основания в октябре 1846 года русской древлеправославной митрополии в Белой Кринице (в Буковине), которая, несомненно, способствовала поддержке постоянного контакта со всеми русскими староверами, проживающими на территории Румынии и за её рубежом. С этого момента термин липовани стал употребляться в официальных бумагах и русского правительства, а также в работах русских историков по вопросу раскола в Русской церкви.

Быстрое и повсеместное распространение в речевом обиходе термина «липовани», в особенности после основания в 1846 году Белокриницкой старообрядческой Митрополии — крупнейшего духовного центра русских староверов, проживающих за пределами России, а также употребление этого термина в официальных бумагах и в работах русских историков по вопросу Раскола в Русской православной церкви, включение его в толковые и энциклопедические словари, означает косвенное признание права его на самобытность."

Название липоване появилось тогда, когда та местность, где жили старообрядцы вошла в состав Австро - Венгерской империи. А до того, эти места входили в состав Османской империи. И первые поселенцы появились в устье Дуная еще в то время. И появились они в результате трагической и кровопролитной войны, в истории известной под названием Булавинское восстание. В эти места мигрировала часть донских казаков, которых увел с Дона Игнат Некрасов. И долгое время их так и называли - некрасовцы. И именно в устье Дуная живут потомки тех непокоренных донских казаков.

Казалось бы, сходство камар и упрощенной их версии, приспособленной к мирной жизни у дунайских липован, налицо. Но это не единственное место, где имеется сходство. Есть еще одно место, где сходство камар и суден, использовавшихся в тех местах для такого же промысла, имеется буквально во всех мелочах.

липован4

"Ча́йка — беспалубный плоскодонный чёлн запорожских казаков XVI — XVII века, в виде огромной выдолбленной колоды, по бортам обшитой досками.
Чайки были весьма быстроходны и позволяли совершать большие морские переходы.
Длина около 18 метров, ширина 3,6 метра и высота бортов 1,6 метра. Снаружи бортов для увеличения остойчивости и плавучести крепился камышовый пояс (снопы, (фашины)) диаметром около 60 сантиметров. Такой «Спасательный круг» часто помогал казакам прятаться от вражеских судов — в случае опасности «чайка» загонялась в плавни и утапливалась, при этом благодаря фашинам лодка получала нейтральную плавучесть, то есть держалась на плаву в затопленном состоянии. Судно имело поперечные переборки и скамьи, мачту с парусом, 10—15 пар вёсел, носовой и кормовой рули, вмещал до 70 человек. Вооружение 4—6 фальконетов (пушки калибром 30 мм). На борту имелся достаточный для длительных морских походов запас оружия и провианта.
Основой построения чаек был киль длиной около 15 метров, который изготавливался из липы, вербы или дуба. На его основе возводился корпус — ставились шпангоуты и наращивались борта до тех пор, пока чайка не достигала 20 метров в длину и 3,6 метра в ширину (при высоте около 1,6 метров). Борт делали из сосновых досок длиной от 320 до 380 см. Доски очень плотно прибивались одна на другую. Вёсельное вооружение чайки обычно составляло 10 — 15 пар вёсел. Примечательно, что на чайках обычно устанавливалось два руля — спереди и сзади. Это многократно ускоряло манёвренность и разворот, так как для смены курса на противоположный достаточно было лишь начать грести в другом направлении.
Парусное вооружение использовалось лишь в качестве дополнительного движителя. Мачту и парус ставили лишь при благоприятном ветре. Наличие складной мачты позволяло чайке быть очень незаметной в случае засады или при подкрадывании к противнику."

А теперь еще раз про камару.

"Большинство черкесских галер имело около 16 метров в длину, 3-4 метра в ширину и вмещало от 40 до 60 человек. Их оснащали 8-12 гребными веслами с каждого борта и рулевым веслом, а позднее, румпелем на корме. Соответственно, гребцы составляли от половины до двух третей всего экипажа, в то время как остальную часть команды формировали стрелки, при необходимости, образовывавшие передовую абордажную партию. Короткие гребные весла с поперечными перекладинами для рук прикреплялись к бортам при помощи длинных уключин. Такая конструкция давала возможность беспрепятственно грести в узких руслах горных рек и на мелководье. Корма галеры, изогнутая и приподнятая относительно средней части, имела одинаковую форму с носом, что позволяло судну двигаться с высокой скоростью как вперед, так и назад, без разворота (для этого гребцам было достаточно просто повернуться на своих скамьях на 180 градусов). Но, в отличие от кормы, нос обычно украшали резной головой оленя, козла или барана. Еще одна конструктивная особенность черкесских судов заключалась в том, что верхние части их бортов располагались близко друг к другу, а книзу остов расширялся. Во время штормовой погоды борта наращивались специальными досками, образуя крышу, защищавшую экипаж от непогоды, а сами суда от захлестывания волной. Кроме того, для улучшения мореходных качеств по бортам привязывались валики, сплетенные из пучков камыша, которые повышали положительную плавучесть галер, не тонувших даже тогда, когда их корпус наполнялся водой."

Если в начале первого текста убрать название човна "Чайка", а  во втором  тексте убрать название камара, то получится, что описывается одно и то же плавсредство. Настолько они идентичны друг другу. Буквально даже в мелочах.

Когда небратьев, потомков древних шумеров, тыкаешь носом в то, кто и где изобрел украинцев и Украину (Австро - Венгерская империя), они буквально начинают закипать от благородной ярости. Это еще мягко сказано. Но вот идентичный пример с липованами. Которые к украинцам не имеют никакого отношения. Русских старообрядцев, русских людей, которые волей  нелегкой судьбы попали на чужбину, в Австро - Венгерскую империю, иперия то вроде бы их и приютила, но сделала все, что бы от тех русских людей не осталось ничего. А их бы вспоминали только под именем липован. И имя это к тем русским людям прижилось и зажило своей самостоятельной жизнью.

А если еще тронуть и запорожских казаков, историю  их появления, то начинается самая настоящая истерика. Но вот вверху изложен фактурный материал, откуда ноги растут у тех запорожских казаков. Обратите внимание на вторую гравюру. На рулевого сзади. Его можно рассмотреть лучше всего. И там видно, как у него развивается осэледчик. Это чо получается? Запорожцы настолько древние, что подрабатывали у черкес рулевыми? Или как? Как черкесские камары попали в Днепр и оказались у запорожских казаков?

Есть в Донбассе одно уникальное место. Это Дебальцевско - Горловское нагорье. Если не считать Могилу Мечетную, то это самое высокое место в Донбассе. Уникально оно тем, что с разных сторон этого нагорья вытекают все реки, которые текут по территории Донбасса. С южной его части вытекает Миус, который впадает в Миусский лиман. По Миусу можно попасть в Азовское море, минуя  устье Дона. За контролем над которым велась постоянная война между донскими казаками и Портой, а затем и Россия приложила немало усилий, что бы взять под контроль устье Дона.

На юг течет река Кальмиус, которая впадает в Азовское море там, где сейчас расположен Мариуполь. С северо - западной стороны вытекает река Волчья, которая на севере современного Донецка сходится с Кальмиусом на расстоянии пары километров, а может еще и меньше. Из Кальмиуса легко пренести легкие камары вручную в Волчью. Без тяжелого волока. Волчья впадет в Самару, а Самара впадет в Днепр выше днепровских порогов.

С северной стороны возвышенности вытекает река Бахмут, которая впадает в Донец. А чуть выше того места, где Бахмут впадает в Донец, в Донец также впадает река Казенный Торец. Которая имеет приток Кривой Торец. И один из притоков Кривого Торца вытекает с того места, где до истока Самары так же всего пара километров. И там легко перенести камару и плыть уже по Самаре напрямую в Днепр.

Получается, что Дебальцевско - Горловская возвышенность, это такое перепутье, с которого можно попасть на  все четыре стороны. С Миуса в Бахмут, или в Волчью. С Кальмиуса в Лугань или наоборот, минуя длинный путь по Донцу. Или в Днепр, двумя разными маршрутами.

А что там нам говорит описание устройства камар? Они легко могут двигаться по узким руслам рек. Они так сделаны.

Можно предположить, что черкесские камары могли попасть в Запорожье напрямую, с Черного моря через устье Днепра. Но есть одно но. Материал из которого они сделаны и который дает этим лодкам стратегическое преимущество. Они легкие и их можно перетаскивать и маскировать на берегу. И материал этот - сосновая доска.

На Кавказе с сосной проблем нет. Она там растет везде .Чего не скажешь о местности вдоль русла Днепра. Сосновый лес, аборигенный, а не вручную насаженный, начиная с девятнадцатого века, есть только в среднем течении Днепра. Начиная с города Черкасы и выше. А вокруг нынншнего Киева он остался до сих пор.

А теперь посмотрим, что получается. Пираты - Черкесы. Лодки Камары. Которые потом появились у донских казаков в гражданском варианте и наверное не только. Старая столица Дона - Черкасский городок. Есть путь по главному притоку Дона, реке Северский Донец, по которому и по мелким притокам можно попасть в Днепр выше днепровских порогов. ( Река Самара впадает в Днепр как раз там, где эти пороги начинаются ниже по течению). Потом на этом пути появляется город Черкасы и население тех мест так же начинают называть черкасами. И выше по течению Днепра есть места с аборигенным сосновым лесом, основным материалом для изготовление камар - запорожских чаек.

Сколько веков продолжался этот путь? Сколько это заняло времени, что бы не только лодки - камары попали в Днепр, но и люди? Черкесы - черкасы?

Так откуда все таки пошли запорожские казаки? Где прародина их предков? А нынешние украинцы?

Камара проделала путь длиной в два тысячелетия. И оказалась очень удобной и для войны и для мирной жизни. Чудом ее подобие дожило до наших дней в устье Дуная среди потомков казаков - нестеровцев - липован. И тихо умирает вместе с теми старыми липованами, которые не променяли свою старую жизнь на современную. Но вот их дети, они уже подхвачены современной жизнью, уезжают с тех мест. И может случится так, что со смертью последнего старого липованина умрет и камара. Нельзя такого допустить. Никак нельзя. Это история не только липован, не только тех, кто эту лодку изобрел и построил. Это наша история. Наша нелегкая история, такая же как и вся наша прошлая и непростая  жизнь.

И может случится так ,что о том пути, о тех событиях длиной в две тысячи лет, будут напоминать только лишь странные лодки, у которых нет ни начала ни конца и могут они плыть в любую сторону. А откуда они взялись уже никто не будет помнить.

Так что, живи камара. Живи долго. Живи столько, сколько надо..

Живи.

Фото липованской лодки из журнала Михаила Юрьевича Панкратова. https://mu-pankratov.livejournal.com/809202.html

Остальной материал из ресурсов:

https://ruvera.ru/lipovani
И немного Вики.

Tags: Булавинская война, Дон, Донбасс, Донец, Украина, история, наш край, наш маленький и хрупкий мир.
Subscribe

  • Что нужно знать о сумеречном украинском военном гении.

    Это пограничная река Деркул. Я фотографировал здесь за пару лет до войны. Это брод. Ему как минимум лет четыреста. Он так же обозначен на царских…

  • Крым и логика границы.

    На днях интересная тема всплыла. Называется эта тема - "Указ Президента РФ о запрете владеть иностранцам земельными участками на территории…

  • Юрьевская криница.

    Как говорил Козьма Прутков, кидая камни в воду, следи за кругами от камней расходящимися. Иначе это превратится в пустое занятие. Так и я. Что бы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments