mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Category:

Митякинская, пожар и воспоминания о прошлом.

Собирался на рыбалку третьего сентября. Вышел ночью покурить, дым стоял в огороде такой, что першило в горле. Весь дым от пожарищ потянуло по северной окраине Луганска. Открыл по наивности форточку в комнате, что бы проветрить. Сразу комната наполнилась дымом. И наполнилась так, что уже по приезду с рыбалки в комнате пахло дымком. Тянуло со Станицы и подтянулся дым от пожара возле Митякинской.

P00903-183445

После Новосветловки всю дорогу наблюдал ростовский пожар. Стремно было  как то. Уж очень впечатляющая картина была. Это уже вид на пожар с Давыдовой горы. Вблизи два очага - это горел дубовый лес возле Митякинской. А на горизонте громадное облако дыма - это большой пожар возле села Дубы. И трава, совершенно сухая. Такая трава горит как порох.
Два дня я наблюдал, как этот пожар тушили. В основном полеты вертолетов.

DSCN8077

Шум вертолетов не умолкал целый день. Большой пожар там был. Возле Митякинской сосновый лес не очень близко, в основном дубовый. Его потушили быстро. Возле Патроновки сосны выгорели лет десять назад. Там просто огонь близко не подошел .А Дубы стоят в самих соснах. Иногда порывы ветра доносили сильный запах пожарища.

Когда то давно, когда я учился еще в школе, ездили мы на рыбалку на пруд возле Дубов. Там было три пруда, колхозных. Два небольших и один большой. Там местный колхоз разводил сазанов. В этот большой пруд мы и поехали. Раньше в той части Ростовской области было много прудов. Возле станции Чеботовка два. (Довелось мне как то раз побывать на одном из них. Помню только, что шли мы к нему очень долго) Возле села Сутормино очень большой пруд. На эти пруды ездили луганские рыбаки. В основном пожилые. Ловить крупных сазанов. Закинут пару - тройку макушатников, расстелят покрывало и тихо дремлют на берегу. Клюнет, колокольчик зазвенит, нет клева, ну и ладно. Хорошо подремал на природе.

Тогда еще ходил поезд Луганск - Чеботовка и Миллерово - Ольховая. Что бы попасть на пруд в Дубах, надо было делать пересадку в Чеботовке. Там ехать было две остановки. Номерной остановочный пункт, я уже подзабыл как он обозначался. А потом еще пешком по степи километров семь. Зато рыбалка была классная. Небольшие сазанчики и клев постоянно. При нас приехала колхозная бригада с неводом. Растянули невод на противоположном берегу, на лодках перевезли веревки на наш берег и за веревки тянули невод поперек ставка. Сначала глазели на эту картину, потом и сами подпряглись к веревкам. Рыбы захватили много. За это нам разрешили выбрать мелких сазанчиков .А рыбы было с пол самосвала. До сих пор помню.

Тогда возле Дубов как раз сажали те сосны, которые загорелись сейчас. Полсотни лет они росли и сгорели. Жалко. И сосны и время их роста.

На этой ветке, Луганск - Миллерово есть две остановки, названные по имени Сергея Михайловича Ильенко. Одна оказалась на стороне Украинской ССР, а затем и Украины. Вторая на территории Ростовской области. Собственно о Сергее Михайловиче и той железнодорожной ветке хочется сказать пару слов.

У нас сейчас проходит конкурс, связанный с 225 годовщиной основания Луганска, которая будет праздноваться в наступающие выходные.Тема конкурса - выдающиеся люди Луганска. И того, старого  и нового.  Есть у нас в городе группа любителей прошлой истории Луганска. Они находят и выкладывают много старого и архивного материала, связанного с прошлым Луганска. Но у них существует очень большой недостаток. У них напрочь отсутствует анализ всех тех материалов,который они находят. В основном восторги и восхищения. Да и то, слишком выборочные.

Городской голова Холодилин Николай Петрович - Ах! (с придыханием.)

Купец второй гильдии Васнев Сергей Петрович -  Ах! ( с придыханием.) А то что статус и размер Луганска был таким, что там не было места купцам первой гильдии, город небольшой, тишина.

Мой прадед жил в Луганске и так же был купцом второй гильдии.

И наконец Сергей Михайлович Ильенко - Ах! ( с двумя придыханиями.) Как же - как же, предводитель Луганского дворянства. Очень породистый человек.  Ну хорошо, коснемся немножко и предводителя, раз уже и на железнодорожной ветке две остановки назвали его именем.

Что мы имеем из официальной биографии? Дворянин. Есть у меня подозрение, что господин Ильенко был дворянином в первом поколении. Везде пишется, что он родился в семье дворянина. Только есть в этом один мелкий нюанс.

"Сергей Михайлович Ильенко родился в 1847 году в семье дворянина, коллежского советника Михаила Ивановича Ильенко и дворянки — Августины Афанасьевны, урожденной Зеленской"

"Колле́жский сове́тник — гражданский чин VI класса в Табели о рангах. Соответствовал чинам армейского полковника и флотского капитана I ранга."

В России существовало очень жесткое сословное общество. И отдельно в этом сословном обществе были представлены Дворяне. Титул дворянства передавался по наследству. Попасть в дворянство было очень сложно, но возможно. И один из способов - это выслуга по службе. Как раз титул коллежского советника давал возможность причисления к дворянству. Так что есть большая вероятность, что отец Сергея Михайловича, Михаил Иванович, стал дворянином только лишь к концу своей жизни. Как и отец Владимира Ильича Ульянова - Ленина, который заслужил дворянский титул усердием по службе. И получается, что только Сергей Михайлович стал полноценным дворянином с рождения. Ну это ладно, дворянин все таки.

Несколько лет назад в местной газете Жизнь Луганска публиковалась большая статья, посвященная Сергею Михайловичу. Написал ее кто то из местных любителей истории Луганска. Есть там некоторые смешные моменты. если конечно знать, над чем смеяться.

"Сергей Ильенко - сын ректора Казанского университета. По окончанию этого университета был направлен на службу в Луганск. В 80-е годы XIX века строит дом в Луганске в Натальевском переулке. А чуть позже приобретает имение в селе Макаров Яр (ныне с. Пархоменко Краснодонского р-на) в 40 км от Луганска."

Имение Ильенко приобрел на рубеже двадцатого века, а до этого этим имением владело как минимум пару человек. Село это досталось Сергею Михайловичу достаточно развитым .В нем процветал гончарный промысел. Что характерно, после революции этот гончарный промысел в Макаровом Яру плавно сошел на нет. И еще, в окрестности нынешнего Пархоменко - Макарова Яра почти нет леса. Все соседние балки и овраги пустые, заросли только мелкими деревьями. Где то прибывает гончарных изделий, а где то убывает лес, которым обжигают такие изделия. Но это так, к слову.

"Став владельцем села Макаров Яр, Сергей Михайлович Ильенко часто приезжал сюда отдохнуть от государственных дел. Он очень любил лошадей. Конюшня, несколько лошадей английской породы и членство в Московском акционерном скаковом обществе давали ему право привозить своих скакунов для участия в Московских скачках. В 1911 году сельский жокей Фатей Дудак выиграл приз Дерби (это были соревнования на главный приз года для четырехлетних рысистых лошадей и трехлетних скаковых лошадей. Впервые проведены в Англии лордом Дерби в 1778 году, в России - в 1886 году), а Ильенко как хозяин лошади получил 40 тысяч рублей.

Ежегодно на станцию рядом с селом подвозили товарный вагон и грузили скаковых лошадей. Под присмотром конюхов и жокеев их отправляли в Москву для участия в скачках.

История строительства станции «Ильенка» убеждает нас в том, что Сергей Михайлович заботился не только о себе, но и о своих крестьянах.

В связи с бурным развитием капитализма в России в конце XIX - начале XX вв. железнодорожное строительство ведется особенно быстрыми темпами на территории нашего края. Этому способствовало развитие тяжелой промышленности, а также приток иностранного капитала в экономику Донбасса.

Дворянин решил вдохнуть жизнь и в свое село Макаров Яр. В начале XX века на свои средства он начал строительство железнодорожной ветки, которая проходила рядом с селом. Причем в этом вопросе он советовался со своими селянами, поскольку был очень демократичен.

На «сходе» жители села попросили, чтобы «железка» проходила не совсем близко от села, поскольку ее строительство и эксплуатация могли привлечь в эти края негативные элементы, что было чревато пагубными последствиями для села. Сергей Михайлович прислушался к просьбе своих крестьян и «железка» была построена в 9 км от села Макаров Яр. Эта железнодорожная линия соединила Луганск со станцией Миллерово. А станция в селе Макаров Яр (Какой ужас!) была названа в честь Сергея Ильенко.

«Железка» очень нужна была жителям села Макаров Яр. Ведь они издавна занимались гончарным промыслом, и наличие железной дороги помогало им сбывать свою продукцию. Глина в этих местах была весьма высокого качества, «пригодна для выделки ценной посуды, а песок пригоден для приготовления глазурных составов». Такое заключение сделал приглашенный Ильенко профессор Соколов из Санкт-Петербурга. Познакомившись с местными гончарами, он помог наладить производство и роспись качественных гончарных изделий."

В цитате, выделенной жирным шрифтом, существует какая то шизофрения. Во первых Ильенко был одним из акционеров будущей железной дороги. Железная дорога по написанному проходила в девяти километров от села Макаров Яр. Как она могла расположится в селе?

Автор вообще совсем не знает историю, связанную с прохождением этого куска ветки Луганск - Миллерово. По настойчивой просьбе Сергея Михайловича, ветка эта должна была проходить рядом с берегом Донца, напротив Макарова Яра. Которое стояло на противоположном берегу Донца.. Тогда на ту сторону Донца ходил паром и шла дорога на Митякинскую и дальше на север. По задумке Сергея Михайловича, близость железной дороги должна была привнести новый импульс в развитии села. В перспекктиве там планировалось организовывать большую ярмарку, на которой доминировали бы гончарные изделия Макарова Яра. Дорога по первоначальному проекту должна была проходить через станицу Митякинскую. Но... Взбунтовались казаки станицы Митякинской. Не хотим, что бы железный конь скакал галопом под нашими окнами.

Казаки какой то задрипаной станицы, расположенной на самом краю Области Войска Донского.

И уж никак не жители села Макровв Яр.

И произошло чудо. Проект прохождения дороги скорректировали и дорога прошла в девяти  километрах от Митякинской ( Не от Макарова Яра, там расстояние было свыше двенадцати верст.). Можете представить, прокладке дороги предворяло изыскание, трассировка, наметка мест под мосты .И вот, только лишь по небольшому возмущению митякинских казкаков, все это пришлось переделывать. Не кажется ли это странным?

Это не кажется странным если хорошо знать историю здешних мест.

Первые сведения о Митякином городке датируются серединой семнадцатого века. В те далекие времена все посольства, которые ехали на юг, в Порту или на переговры с крымскими ханами, проезжали через Митякин городок. В этом городке им оказывали подобающий прием. Это в Москве очень ценили. Митякин городок был на особом счету. Особый его счет никогда не забывали, даже тогда, когда столица империи переехала на север.

Что такое был Луганск в начале двадцатого века? Один из тысяч провинциальных городов необьятной Российской империи. И кто такой был Ильенко в масштабе громадной страны? Микроб, маковое зернышко.  Его даже в авторитете никто не ставил с жителями старой станицы Митякинской. Породистость митякинских казаков была намного выше Сергея Михайловича. И прислушались к их слову, а не к хотелкам Ильенко.

Но и про Сергея Михайловича не забыли. Его именем назвали два мелких полустанка на этой дороге. Два полустанка в глухом месте. Ильенко и Новая Ильенко. Награда хуже позора. Как намек, что бы кто то знал свое место










Сейчас на месте тех полустанков пустота. Нет вокзала на остановке Ильенко и нет вокзала на остановке Новая Ильенко. Да и сама ветка растворилась во времени. По моему сейчас от нее остался кусок от моста через Деркул, на границе с Украиной и до полустанка Карьер - разьезд 122 километр. Километров с десять и все. Скоро не останется тех, кто помнит, где эти остановки стояли.




Слева остатки плит на полустанке Ильенко. Это все, что осталось от той памяти и от того полустанка, названного именем Сергея Михайловича Ильенко. Наверное уже не осталось никого, который помнит, как здесь все это было. Маленькое здание вокзала с железнодорожной кассой  и с круглой печкой - голландкой внутри. Когда то в молодости я коротал в том вокзале ночь.



Из праха рождается, в прах превращается.

Sic transit gloria mundi...
Tags: Донец, Луганск, Митякин колодезь, история, наш край
Subscribe

  • ПРАВИЛА ИГРЫ БЕЗ ПРАВИЛ

    Я прочел эту повесть примерно в то время, когда она была опубликована. В начале восьмидесятых годов, еще до начала перестройки. Это было приложение…

  • Исповедная роспись.

    Исповедная роспись (Исповедальная ведомость, Духовная роспись, Великопостная роспись) — ежегодный отчётный документ, составляемый по каждому…

  • Давыдо Никольское.

    Все никак не собирусь дописать последнюю главу своего предпоследнего путешествия. Главу про село Никольское, которое раскинулось у подножия…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

  • ПРАВИЛА ИГРЫ БЕЗ ПРАВИЛ

    Я прочел эту повесть примерно в то время, когда она была опубликована. В начале восьмидесятых годов, еще до начала перестройки. Это было приложение…

  • Исповедная роспись.

    Исповедная роспись (Исповедальная ведомость, Духовная роспись, Великопостная роспись) — ежегодный отчётный документ, составляемый по каждому…

  • Давыдо Никольское.

    Все никак не собирусь дописать последнюю главу своего предпоследнего путешествия. Главу про село Никольское, которое раскинулось у подножия…