mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Category:

Донец и Дон.

Раз уж пошел разговор о городе Счастье и реке Айдар, хочется опять поднять мою любимую тему о Булавинском восстании. Так получилось ,что последний раз я поехал на Айдар в апреле 2014 года. В то время в Луганске уже вовсю бушевала Русская Весна, А я как чувствовал, что надо сьездить в места, связанные с восстанием. Как кто то мне подсказывал, что туда наверное уже никогда попасть не удастся.

Исследованием булавинского восстания я занимаюсь лет пятнадцать. Но раньше, до того как я завел журнал, исследования эти в основном касались изучения булавинских городков. Вернее одного из них, Теплынского. Остатки которого сохранились до наших времен в более менее целом виде. Это потом, когда я стал об этом писать, подробнее искать материалы, картина восстания предстала передо мной в целостном виде. А до этого я обнаружил всего лишь интересную особенность расположения казачьих городков в среднем Подонцовье. Все они стояли в устье небольших притоков, впадающих в Донец. Исходя из этого я и поехал искать Айдарский городок, который стоял следом за Теплынским, выше по течению.


Времени для этого у меня было световой день и я по своей наивности решил, что там можно было что то найти. Кое что я там нашел. Небольшие остатки от, как мне показалось, валов вокруг городка. Но больше там ничего не было. Птом уже я изучал спутниковые снимки того места. И обнаружил интересную картину.



На спутниковом снимке было хорошо видно старицу Донца. Сейчас она еще живая и называется озеро Зимовное, возле Счастья. А к той старице просматривались контуры русла Айдара, который так протекал раньше.



Примерно вот так.  И искать Айдарский городк наверное правильней надо было в этом месте. Но сейчас этого сделать невозможно. Да и в будущем сомнительно.

Сейчас я примерно знаю, что там надо было искать. Потому что до этого я очень хорошо изучил первый мой городок, Теплынский.

Наверное нет в этом секрета что история, как ее нам пытаются представлять, обслуживает идеологию которая господствует на данном этапе. И в этой заидиологированной истории стараются выделит главные вехи, .на которых базируется та или иная идеология. Для Советского Союза такой вехой была Октябрьская революция и вся история вращалась вокруг этой главной вехи. Для имперской России такой вехой было воцарение дома Романовых. И вся история была привязана к этому событию. В современной Росии хорошо просматривается своя веха. Это Великая Отечественная война.

Я не скажу, что в этой связи искажается очень много исторических фактов. Просто многое опускается за ненадобностью для той истоирческой картины, которая существует.

В истории Луганска так же есть своя историческая веха. Но ее никто в упор не видит. По выше названной причине .И веха эта связанна именно с Булавинским восстанием. Я часто пишу про это. Напишу еще раз, не помешает. Может кто то еще кроме меня увидит в этом интересное.

По итогам булавинского восстания Бахмутские солеварни перешли в казну и там за десять лет вырезали весь окрестный лес. Солеварни были на грани остановки  и те владельцы солеварен в то время, Вепрейский и Чирков, когда им передали солеварни их в распоряжение, начали искать замену дровам. И нашли залежи угля. Именно их поиски привели к открытию будущего донбасского угля. Но кроме угля они так же нашли еще и железную руду. И именно открытие месторождения железной руды и привело к тому, что место для будущего завода выбрали на берегу Лугани. И от этого завода потом пошел и город Луганск.

Если бы не это открытие, завод бы на юге России все равно построили. Но его бы построили в другом месте и назывался он по другому и был бы он совершенно другим.

Еще раз повторю, никому это сейчас не интересно .Сейчас другая история в почете. А молодые смотрят на старших товарищей и другой истории видеть не хотят. А зря.

Территория Теплынского городка с трех сторон была окружена высоким валом. Сразу за валом шел глубокий ров, который заполнялся водой. С тыла городок омывал Донец. Казалось бы, ну и что в этом такого? Сколько  таких крепостей есть на территории России. Но эти места ведь не были до определенного момента территорией России. И людей здесь жило очень мало. И что они там наворотили?

DSCN3353

Перед самым устьем речка Евсуг, рядом с которой стоял городок, сильно расширялась. Трудно судить сейчас, это было естественное расширение или то же творение рук человеческих. В этом расширении легко можно было спрятать лодку и не одну. Видно берега реки. Это вид на плотину, которой была перегорожена эта речка.

DSCN3352

В этом месте Евсуг раньше впадал в Донец.

DSCN3362

А это остатки плотины .В плоской фотографии трудно все это увидеть. Я тогда, с какой только стороны не пытался эту плотину сфотографировать, все равно на фотографии ее почти не видно. Посредине стояли шандоры, которыми регулировали уровень воды. Перед плотиной начинался канал, который шел в крепостной ров. С восточной стороны городка канал этот, огибая горородок впадал обратно в Донец. Это все было так оригинально и продуманно сделано, .что и сейчас у меня вызывает восхищение. В общей сложности, длина этой водной системы приближается к километру. Выкопано вручную. Тем небольшим количеством людей, которые там жили. Получалось, что городок этот со всех сторон был окружен водой. Высокий вал начинался с восточной стороны от русла Донца, шел вокруг городка и упирался в русло Евсуга, заодно защищая саму плотину и устье.

Когда это было все построено? Во всяком случае не накануне восстания. От пушек ров этот и вал вокруг городок не защитил. Значит это все было построено гораздо раньше?  А когда?

Нижний культурный слой в Теплынском городке датируется восьмым веком. Времена Хазарского каганата.

Сейчас когда говорят об истории Донского казачества, говорят о сроке истории в последние лет сто пятьдесят пред Октябрьской революцией. Дальше, в глубину истории не опускаются. Могут вскользь вспомнить восстание Степана Разина, да и то сейчас все меньше и меньше. Про Булавинское восстание может единицы и знают да и то, на уровне словаря Брокгауза и Эфрона, если человек слегка продвинутый.

Но вот в эти последние сто пятьдесят лет перед революцией, казачество было выделено в отдельное сословие. А почему и для чего? Выражение Владимира Ильича "казачество - цепные псы режима", давно кто то видел или читал? А ведь тогда так оно и было. .Между императором, дворянством и остальной Россией была сделана предохранительная прокладка в виде казачества. Но ведь так было не всегда.

Никто в упор не видит, что казачьи станицы массово начали возникать в период гибели Великого Новгорода. Евграф Савельев, историк Дона, увидел схожесть донских храмов и церквей с новгородскими, да так и не дал этому феномену толкового обьяснения.

Казачьи станицы и городки, что на Дону, что на Донце, поднялись вверх по течению до той широты, на которой начиналась уже лесостепь и дальше вверх по течению не пошли. А почему? Кто им помешал? Почему эти городки простояли, как минимум, полтысячи лет во вражеском кочевом окружении, а разрушить эти городки смогли только карательные отряды князя Долгорукого? Что уничтожала империя в среднем Подонцовье? Какие свидетельства и свидетели могли своими знаниями нанести империи непоправимый урон? Урон той исторической вехе, которая тогда господствовала в империи?

Самые северные казачьи городки и станицы стояли на Хопре, притоке Дона. От истока которого рукой было подать до Волги, главной магистрали на пути с севера на юг.

Вот Викистория о возникновении Черкасского городка, будущей станицы Старочеркасской. Которая долгое время была столицей Дона:

"Первые упоминания о Черкасском городке на Дону в исторических актах датируются 1570 годом. В словаре А. Щекатова говорится:

 «Когда турецкое войско ходило под Астрахань, то в оное время царем Иоанном Васильевичем призван был с Днепра князь Михайло Вишневецкий с 5000 запорожских казаков, которые, соединясь с поселенными на Дону, великую победу на сухом пути и на море над турками одержали, и таким образом без оных черкасских казаков большая часть оставшись на Дону в 1570 году, построили совокупно с Донским сей город, в коем и жили долгое время без жен, как запорожцы».

Известный историк XIX века В. Б. Броневский в своей книге «История Донского войска» пишет:

 «В 1570 году запорожские черкасы в 60 верстах от Азова построили новый городок, назвав его своим именем Черкас»"
.

На глаз, расстояние между Днепром и Астраханью  будет где то под полторы тысячи верст. Славные запорожские казаки под водительством Вишневецкого совершили поход по протяженности сопоставимый с нашествием Батыя. А кто им дорогу показывал? А как они шли, сушей? А может быть водой? Ведь водой было намного проще. А так, весь путь по вражеской территории, населенной кочевниками.

Вики история очень назойливо старается внушить, что Дон заселялся с севера на юг. Но я недавно писал в своем очерке о камаре, черкасской пиратской лодке, что она до мелких деталей совпадет с запорожской чайкой. И получается, что она пришла к запорожцам с противоположного направления .С юга на север. И получается, .что на таких лодках намного проще и безопаснее было путешествовать с Днепра на Волгу. Кочевники на воде не воюют. Устье Дона было перекрыто турецким Азовом. С турками запорожцы не дружили и зайти на Дон и дальше на Волгу не могли. А как они могли туда попасть? По притока Днепра, затем по притокам Донца, по самому Донцу,а потом легко в Дон. И весь путь был на виду тех городков, которые тогда уже стояли на среднем Подонцовье.

"Воскресенский войсковой собор — главная архитектурная достопримечательность станицы Старочеркасской (Ростовская область) — первый на Дону каменный собор. Вплоть до 1805 года Воскресенский собор являлся главным храмом Войска Донского.

В 1650 году, по данному в Азовском сидении обету, казаками был построен деревянный собор, на площади возле которого собирались войсковые круги. Из-за частых пожаров, случавшихся в Черкасске (тогдашнее название города) собор два раза сгорал.

дон1
Вид собора

Воскресенский войсковой собор — это девятиглавый храм высотой 49 м, построенный неизвестным архитектором в стиле украинского барокко. Возле храма возведена 48-метровая колокольня. до революции


Каменный храм строился с 1706 по 1719 годы. Он был возведён во время действия указа Петра I, запрещавшего строительство каменных зданий везде, кроме Петербурга. Однако, в виду политической необходимости, Пётр сам содействовал строительству, помогая деньгами, утварью и, как утверждается, лично принял символическое участие в строительстве, положив на извести несколько кирпичей (что заявлено на памятной надписи, сделанной, правда, уже в XIX веке
). Также считается, что основные строительные работы выполнялись специально присланными царём московскими мастерами

дон

Воскресенский войсковой собор — это девятиглавый храм высотой 49 м, построенный неизвестным архитектором в стиле украинского барокко. Возле храма возведена 48-метровая колокольня."

Храм начинал строится накануне булавинского восстания. После кровавого подавления восстания, сам царь Петр удосужился поучаствовать в строительстве. Как интересно.

Свя́то-Тро́ицкий собо́р — православный храм; уникальное деревянное сооружение, построенное в 1778 году Якимом Погребняком с Харьковщины без единого железного гвоздя в Новобогородске (ныне с 1794 г. - Новомосковск). Памятник украинского барокко XVIII столетия.

В 1773 году полковник Антон Головатый и старшины Войска Запорожского на своей Раде решили построить трехпрестольную церковь: главный престол — во имя Пресвятой Троицы; правый — во имя апостолов Петра и Павла; левый — во имя трёх святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Грамота на постройку новой церкви была выдана Киевским митрополитом. Выбрав место, запорожцы купили несколько домов, сломали их, разобрали существовавшую старую церковь. 2 июня 1775 года, за несколько дней до уничтожения Запорожской Сечи, заложенное место под Свято-Троицкий Храм было освящено и началось его строительство

дон2

Здание стоит на высоком кирпичном фундаменте в окружности 58 сажень, общей площадью 512 м2. Стены переходят прямо в башни-купола в 4-х ярусах, по три в линию, три ряда. Они связаны между собой так, что каждый служит опорой для соседних на основе равновесия, создав гармонию и красоту со всех сторон. Стены и башни-купола сложены из толстых дубовых и сосновых брусьев диаметром 40—45 см в «лапу» на деревянных шипах, без применения железных гвоздей. Средние башни-купола выше боковых, центральная из них выше средних, она высотой 35 м от земли. Купола окрашены в зелёный цвет. Снаружи все брусья-брёвна обшиты деревянными досками-шилевками, прикреплёнными железными гвоздями. Доски окрашены в белый цвет. Никаких поддерживающих колонн, никаких подпор и подставок как в середине, так и снаружи нет. С западной стороны к главному входу сделана каменная лестница, поставлен небольшой коридор. Такие же коридоры с лестницами имеются с южной и северной стороны здания.

Внутри здание храма ещё красивее, имеет праздничный вид. В нем большой зал, общий потолок с 9 башнями-куполами, в стенах которых высокие окна. В центре и по бокам висят оригинальные люстры. У западной стороны над входом расположен балкон с чугунной решёткой — для хора. У восточной стороны — поднятый пол под алтарь. Средний главный престол, взятый из старой церкви, был освящён 13 мая 1778 года. Вновь изготовленные боковые — левый был освящён 30 августа 1780 года, правый — 10 сентября того же года. Колокольня с часами построена была впоследствии. Самый большой колокол весил 262 пуда 14 фунтов, стоимостью 7220 руб.

Уникальность архитектурной идеи состоит в расположении 9 башен-куполов. При осмотре собора с любой возможной точки пространства (без учёта возможности осмотра с воздуха) видимыми остаются лишь 8 башен"


Какое то феноменальное совпадение. Как и в случае камары и чайки, буквально в деталях.

Главный храм донского казачества был заложен буквально накануне тех событий, после которых оно потеряло самостоятельность и стало частью Российской империи. Главный храм запорожских казаков был заложен тогда, когда запорожское казачество  вообще перестало существовать. Или существовать в виде мелких осколков. Да и то, недолго.

Главный храм Донского казачества, выполненный в виде, названном потом  "украинским барокко" (откуда, правда, вязлся этот термин в то время, вопрос конечно интресный), построен за полсотни лет до начала строительства храма запорожского казачества. На родине "украинского барокко". И так же в стиле того же "барокко".

Свято - Троицкий храм построили на берегу реки Самары, притока Днепра. На берегу той реки по которой проплывая на восток, затем по притокам Донца, а затем и по самому Донцу, можно было попасть в Дон на то место, где стоял Воскресенский собор. Как две капли воды похожий на самарский. И при этом проплывая мимо казачьих городков среднего Подонцовья. Жители которых были свидетелями всех таких путешествий.

Как будто чья то невидимая рука двигала всеми этими зодчими, которые стоили эти два храма, стоящих на расстоянии полтыщи верст и пятидесяти лет.

Что могли еще видеть жители городков среднего Подонцовья, что их вместе с городками буквально вычистили из жизни и истории? Какими они знаниями располагали? Может быть они оставались последними свидетелями жизни вольного казачества и своим вольным статусом мешали это казачество превратить в свободное?

Наверное все это интересно только лишь мне.

Tags: Дон, Донец, информвойна, история
Subscribe

  • Осень. Начало.

    Как можно определить, как у нас идут дела. Хорошо или плохо? Как работает власть? Вроде бы жизнь у нас идет чередом. Транспорт ходит, вода в…

  • ПРАВИЛА ИГРЫ БЕЗ ПРАВИЛ

    Я прочел эту повесть примерно в то время, когда она была опубликована. В начале восьмидесятых годов, еще до начала перестройки. Это было приложение…

  • Исповедная роспись.

    Исповедная роспись (Исповедальная ведомость, Духовная роспись, Великопостная роспись) — ежегодный отчётный документ, составляемый по каждому…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

  • Осень. Начало.

    Как можно определить, как у нас идут дела. Хорошо или плохо? Как работает власть? Вроде бы жизнь у нас идет чередом. Транспорт ходит, вода в…

  • ПРАВИЛА ИГРЫ БЕЗ ПРАВИЛ

    Я прочел эту повесть примерно в то время, когда она была опубликована. В начале восьмидесятых годов, еще до начала перестройки. Это было приложение…

  • Исповедная роспись.

    Исповедная роспись (Исповедальная ведомость, Духовная роспись, Великопостная роспись) — ежегодный отчётный документ, составляемый по каждому…