mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Categories:

Родной Донбасс.

У нас в полку, когда я служил в армии, был хороший полковой оркестр. А служил я еще во времена СССР. Все построения, все смотры и все полковые парады проходили под аккомпанемент нашего оркестра. Была в полку еще одна традиция. По праздничным дням наш полковой оркестр играл марши. В основном на плацу, но иногда и в гарнизонном клубе. Играл он хорошо. С того времени я запомнил один марш, который стал моим любимым. У нас все его называли "Будапешт".  Каждый раз, когда оркестр исполнял марши в вольном режиме, всегда кто нибудь из офицеров просил их сыграть Будапешт.

Я недавно нашел этот марш в сети.



Оказалось что Будапешт это его не полное название. Полное название его было таким - "Вступление Красной Армии в Будапешт". И еще я поинтересовался автором этого марша. И открыл для себя удивительного человека. Раньше я как то этой темы не касался. Марш этот написал Семен Александрович Чернецкий.

чернецкий

Семён Алекса́ндрович Черне́цкий (до 1917 года Соломон Исаевич Чернецкий; 1881—1950) — военный дирижёр, композитор, организатор и руководитель первых советских военных оркестров, один из создателей советского военного марша, музыкальный педагог. Лауреат Сталинской премии второй степени (1946). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1936). Профессор (1946). Генерал-майор (1943), инспектор военных оркестров РККА в 1924—1949.

С. А. Чернецкий родился 12 (24) октября 1881 года в Одессе в музыкальной семье. Его отец Исай Александрович Штембер был скрипачом и преподавателем игры на скрипке, мать Дора Исаевна Чернецкая — преподавателем игры на фортепиано. Двоюродный брат — композитор и военный капельмейстер Лев Исаакович Чернецкий[10]. Все три сестры — Эсфирь, Надежда и Вера — стали пианистками. Первые уроки музыки получил под руководством матери. В 1892—1893 годах обучался игре на тромбоне при оркестре 24-го Драгунского Лубенского полка в Кишинёве (капельмейстером полка был его дядя Исаак Чернецкий). В 1893—1897 годах учился в музыкальных классах при Одесском отделении Императорского русского музыкального общества (Одесском музыкальном училище) по классу тромбона Г. М. Лоэцо и фортепьяно, совмещал учёбу с аккомпаниаторскими заработками.

В 1900 году из-за тяжёлого материального положения семьи после смерти отца и не окончив училища, был отправлен в Кишинёв к старшему брату матери — капельмейстеру 24-го Лубенского драгунского (впоследствии гусарского) полка и альтисту кишинёвского отделения Русского музыкального общества Исааку Исаевичу Чернецкому, автору вальса «Голубая даль» и «Старинного марша»[11][12][13]. В Кишинёве окончил музыкальные классы местного отделения Императорского русского музыкального общества и решил посвятить себя военной музыке. Сначала пробовал свои силы в качестве помощника своего дяди — капельмейстера 24-го Драгунского Лубенского полка, а в 1903 году сам стал там же капельмейстером 14-й артиллерийской бригады. В том же году во время еврейского погрома участвовал в организации самообороны, был тяжело ранен и потерял левый глаз.

До 1908 года служил капельмейстером 14-й артиллерийской бригады в Кишинёве, затем 60-го пехотного Замосцского полка в Одессе, одновременно преподавал музыку и хоровое пение в одесском ремесленном училище общества «Труд», а также в народном училище № 12, сиротском доме и женской гимназии при этом обществе. В 1911 году поступил в Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1917 году по оркестровому классу А. К. Глазунова, по классу дирижирования Н. Н. Черепнина, по классу инструментовки М. О. Штейнберга, по классу композиции Я. Витола. Глазунов заметил дарование Чернецкого, дав ему такую характеристику:

    «С. А. Чернецкий — отлично подготовленный музыкант. Зная большой дирижерский опыт Чернецкого, а также признавая сделанные им успехи за время пребывания в консерватории, я смело могу рекомендовать С. А. Чернецкого как даровитого и вполне умелого руководителя оркестрами».

В 1918 году Чернецкий добровольно вступает в РККА и назначается начальником секции военных оркестров Петроградского окружного военного комиссариата, а затем инспектором военных оркестров Петроградского военного округа (здесь и далее — должность инспектора военных оркестров соответствует современной должности начальника военно-оркестровой службы). Одновременно он руководил сводным оркестром Петроградского гарнизона.

В 1924 году Чернецкий назначается Инспектором военных оркестров Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), в 1926 году формирует сводный («тысячетрубный») оркестр Московского гарнизона, которым руководил с 1932 года. В 1928 году сформировал и возглавил Симфонический оркестр Центрального дома Красной Армии (ЦДКА). В 1935 году сформировал Оркестр НКО (Народного Комиссариата обороны), ставший впоследствии Первым отдельным показательным оркестром Министерства обороны СССР, и руководил им до 1949 года. Помимо этого Чернецкий оказывал большую помощь в организации оркестров штабов военных округов и военных академий, а также сводных оркестров крупных гарнизонов. Под его руководством оркестр Московского гарнизона начал участвовать не только в военных, но и в общественно-политических и культурно-массовых мероприятиях (таких, например, как праздничные концерты в Большом театре СССР).

На параде 7 ноября 1941 года в Куйбышеве и на знаменитом Параде Победы 24 июня 1945 года Чернецкий руководил сводным оркестром

Tchernetsky_on_Victory_Parade

Чернецкий руководит сводным оркестром на Параде Победителей 24 июня 1945 года.

Находясь на руководящем посту, Чернецкий много сил (в том числе и личных творческих) и времени уделял формированию служебно-строевого репертуара для советских военных оркестров. Именно он заложил методические основы исполнения строевого репертуара



 Марш "Парад" один из самых любимых Чернецким.

Вторая жена — эстрадная певица Софья Павловна Чернецкая (урождённая Левитина, в предыдущих браках Зак и Кнабе; 1895, Лисичанск — 1973, Москва), из семьи крупного шахтовладельца, выступавшая под сценическим псевдонимом Софья Мар-Кнабе.

Отдавая дань уважения родственникам жены и всему Донбассу, откуда они были родом, Семен Александрович написал марш "Родной Донбасс". Я уверен, что подавляющее большинство жителей Донбасса об этом не слышали.



Марш Родной Донбасс. Запись 1944 года.

Tags: Донбасс, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments