mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Categories:

Вода как время.

турецкая баня

Необьяснимые страхи, вызванные природой, со временем превращаются в поверья и приметы. Потом трансформируются в предметы веры, затем становятся нормами законов, И в конце - концов закрепляются в культуре, становятся нормой жизни и характерной чертой того или иного народа. Весь этот путь первоначальные страхи преодолевают за очень большой промежуток времени. И когда это все становится элементом повседневной жизни, никто уже не способен обьяснить, откуда это все взялось.

В нашей группе в институте учились монголы, десять человек. По менталитету, поведению и по всему остальному они ничем от нас не отличались. Советские люди. Они идеально вписались в наш студенческий коллектив и казалось, что они раньше и жили на соседней улице. Но было одно отличие. Никто из них не умел плавать. Те наши одногрупники, которые жили в общаге, регулярно ездили на Донец купаться. Постепенно к таким поездкам приобщились и наши монголы. Купание, легкая водочка, выходной прошел не зря. И вот это приобщение и неумение купаться сыграло с одним из них трагический случай. Донец коварная река. Сильное течение и непредсказуемый рельеф дна , песчаного дна. Когда заходишь в реку по шею, удержаться на течении невозможно. Течение несет тебя вперед. Что бы удержаться на одном месте, надо подгребать руками. Но интересно неспешно дрейфовать по течению вперед. Бывает так, что ровное дно вдруг внезапно проваливается на небольшую глубину, с головой. Промоина небольшая, метра два длиной. Ты гребанул руками и вот опять неспешно дрейфуешь по течению. В такую промоину и попал наш несчастный монгол. Нырнул с головой и все. Достали водолазы через неделю. Когда делали вскрытие, оказалось что он не захлебнулся. У него разорвалось сердце. От испуга. Такая вот печальная память осталась у меня с того времени.

Моя френдесса diana_spb не так давно выложила фоторепортаж с посещения Екатерининского парка в Пушкине. Среди прочих фотографий в ее журнале, была фотография турецкой бани. Эта же фотография в начале моего текста. Я почему обратил внимание на ее фоторепортаж? Именно из за фотографии турецкой бани. Слишком была она необычной. Как мечеть.

"Турецкая баня — павильон Екатерининского парка Царского Села, памятник культуры федерального значения, находится на берегу Большого пруда. Павильон был построен по распоряжению императора Николая I в память о Русско-турецкой войне 1828—1829 годов.


Kvarengi

В память о заключении Ясского мирного договора 1791 года императрица Екатерина II заказала архитектору Джакомо Кваренги проект павильона Турецкая баня. Этот проект не был осуществлён. Николай I решил осуществить намерение бабушки-императрицы, украсив парк павильоном, посвящённым победам русской армии над турками, но уже в ходе другой победоносной для России войны с Турцией в 1828—1829 годах и заключённому по её итогам Адрианопольскому мирному договору.

Первоначально проект павильона был подготовлен в 1848 году архитектором Карлом Росси. Он воспользовался, как образцом, зарисовками бани гарема Старого дворца в Адрианополе, сделанными в 1829—1830 годах по распоряжению Николая I библиотекарем императора Карлом Седжером (1788—1840) и художником-баталистом Августом Дезарно (1788—1840). Мраморные детали её отделки, вывезенные в Россию, предполагалось использовать в интерьере бани.

Проект Росси был отклонён самим Николаем I, но его рисунки в феврале 1848 года были направлены главному архитектору Императорских царскосельских дворцов Ипполиту Монигетти (ему в то время было только 29 лет). Архитектору предлагалось составить свой проект, но обязательно использовать мраморные детали, вывезенные из Адрианополя. Монигетти сам бывал в Турции и в качестве прототипа павильона использовал собственное акварельное изображение адрианопольской мечети. Место для постройки павильона (на полуострове Большого пруда) также определил император 30 апреля. В середине мая 1848 года архитектор представил Николаю I свой вариант будущего павильона. Предполагалось построить турецкую баню-хаммам с Кофейной, Диванной (с фонтаном посередине и балконом), Раздевальной, Большой баней, которую должен был представлять круглый зал с куполом (он был обязательным элементом хаммама, позволяющим каплям воды, которую образовывал пар, стекать по стенам) и нишей с переходом в Малую баню и Горячую баню (с различными температурами). В первоначальном проекте предполагались резервуар для воды и топка. Павильон должен был напоминать мечеть с куполом и минаретом. Проект Монигетти был утверждён в апреле 1850 года."


Вики есть вики. Главное внимание уделяет мелкой возне вокруг какого либо события. Ясский мирный договор подводил черту под противостоянием России и Оттоманской империей. Которая к тому времени потерпела сокрушительное поражение в Северном Причерноморье и которое вместе в Крымом отошло по этому договору к России. И вот такая память об этом поражении Порты в виде бани, больше похожей на мечеть, должна подчеркивать униженное положение Порты. Выражаясь современным языком, это должен был быть некий архитектурный стеб. Но с другой стороны, в состав Российской империи входили так же и мусульмане. И в данном случае надо было с таким стебом не переборщить. Хотя кто из мусульман был вхож тогда в окружение Екатерины?

НО. Проект то разрабатывал  Джакомо Кварнеги. То что потом этот проект, как и строительство заканчивал молодой да ранний Ипполит Монигетти, никого не должно вводить в заблуждение. Потому что...

"Джакомо Кваренги родился в селении Рота-Фуори близ города Бергамо на севере Италии, в Ломбардии (Северная Италия), крае, который издавна славился умелыми каменщиками и строителями. В 1763 г. Кваренги уехал в Рим, учился живописи в мастерской Антона Рафаэля Менгса, затем у Стефано Поцци, дружил с будущим архитектором Винченцо Бренной. Под влиянием последнего и гравюр Дж. Б. Пиранези молодой Кваренги увлёкся классической архитектурой. В Риме Кваренги познакомился с трактатом Андреа Палладио «Четыре книги об архитектуре», и этот факт определил всю его творческую биографию. Под влиянием книги начал путешествовать по Европе, изучая архитектуру[3]. Построил манеж в Монако и столовую залу в доме эрцгерцогини Моденской в Вене.

Кваренги много путешествовал по Северной и Южной Италии, ему были известны постройки другого палладианца из Виченцы — Оттоне Кальдерари (1730—1803). В Италии, а затем и в России, Кваренги много копировал чертежи других архитекторов-классицистов: французов Шарля де Вайи, Клода-Николя Леду, также поклонника Палладио, Этьенна-Луи Булле, Жака Гондуэна, английского классициста Роберта Адама. В 1769 г. Кваренги получил заказ на перестройку интерьера средневековой церкви Санта Сколастика (Св. Схоластики) в г. Субиако близ Рима. Строительство велось в 1770—1773 г. Интерьер этой церкви «является одним из первых и самых ценных примеров неоклассицизма…единственным в Лациуме».

В 1771 г. Кваренги посетил Виченцу, где находятся основные постройки Палладио, встречался там с Оттавио Бертотти-Скамоцци (1719—1790), поклонником Палладио, опубликовавшим в 1776—1783 гг. собрание подлинных чертежей выдающегося архитектора[6]. В Венеции Кваренги подружился с Томмазо Теманца (1705—1789), автором жизнеописания Палладио, опубликованного в 1762 г. Итальянский палладианец также копировал чертежи английских архитекторов-палладианцев А. Джонса, Дж. Уэбба по изданию «Британский Витрувий», осуществлённому лордом Р. Б. Бёрлингтоном в 1717—1725 гг. (в 3 т.). Кваренги был неудовлетворен вкусами, которые господствовали в архитектуре современной ему Италии («пережитки барочной пышности»), об этом он писал в письмах Иоганну Фридриху Райффенштайну (1719—1793), знатоку римских древностей, другу Й. И. Винкельмана.

В 1779 году Кваренги вернулся в Рим, где состоялось его знакомство с Фридрихом Гриммом. Барон Гримм приехал в Италию по поручению императрицы Екатерины II: найти зодчих для работы в России[3]. По рекомендации Райффенштайна, бывшего также «художественным агентом» Екатерины II в Риме, с Кваренги был заключен контракт на работу в России (вначале на 3 года), где архитектор проработал 37 лет вплоть до смерти. В октябре 1779 г. Кваренги с женой через Венецию и Чёрное море отправился в Крым, а оттуда в Петербург. Будучи 35 лет от роду, в отличие от других итальянцев в России, с большим опытом работы в январе 1780 года Кваренги прибыл в Санкт-Петербург в качестве «архитектора двора её величества».

Направляясь в Россию, Кваренги вез с собой два первых тома чертежей А. Палладио, изданных в Венеции О. Бертотти-Скамоцци (позднее, вероятно, выписывал и последующие издания). Перед выездом архитектор и его супруга М. Маццолени заручились у нотариуса документом, удостоверяющим знатность их рода. Род Кваренги известен в Бергамо с XII в. В то время для устройства на работу в России знатность рода была особенно важна. При императоре Павле I (1796—1801), сделавшим себя гроссмейстером Мальтийского ордена, католик Кваренги 19 июля 1800 г. был также посвящен в кавалеры ордена. Император предложил ему должность орденского архитектора (один из предков Кваренги в XVI в. уже состоял в ордене иоаннитов). В Российском государственном архиве в Петербурге хранится герб семьи Кваренги, нарисованный архитектором и заверенный неаполитанским послом. В 1799 г. дворец графа М. И. Воронцова, возведённый по проекту Ф. Б. Растрелли (1749—-1757), отвели под резиденцию Мальтийского ордена. Архитектор Кваренги спроектировал и пристроил к дворцу Мальтийскую капеллу.

В первое десятилетие своего пребывания в России он построил Английский дворец в Петергофе (1780—1787), павильон в Царском Селе (1782). В Санкт-Петербурге Кваренги построил здания Эрмитажного театра (1783—1787), Академии наук (1783—1785), Ассигнационного банка (1783—1789), Иностранной коллегии. Он выполнил также ряд заказов высокопоставленных вельмож, среди которых выделяется летний дворец графа Безбородко в Санкт-Петербурге.

При Павле I Кваренги построил в Царском Селе Александровский дворец (1792—1796). В это же время спроектирован дворец графа Завадовского в Ляличах.
«Старик Гваренги часто ходил пешком, и всяк знал его, ибо он был замечателен по огромной синеватой луковице, которую природа вместо носа приклеила к его лицу» (Ф. Вигель)

В первом десятилетии XIX века по проектам Кваренги в Санкт-Петербурге построены Конногвардейский манеж (1800—1807), здание Императорского кабинета (1803—1806), Мариинская больница для бедных (1803—1805), здания Екатерининского института благородных девиц (1804—1807) и Смольного института благородных девиц (1806—1808).

В конце 1810 года Кваренги в последний раз выехал из Санкт-Петербурга в Бергамо. В родном городе ему была устроена торжественная встреча. Но уже в 1811 году Кваренги поспешил вернуться в Россию. В связи с подготовкой похода наполеоновской армии в Россию итальянцам, состоявшим на русской службе, было приказано вернуться в Италию; однако Кваренги отказался выполнить этот приказ и был заочно приговорён к смертной казни с конфискацией имущества. К последним годам творчества мастера относится постройка временных деревянных триумфальных ворот за Нарвской заставой в честь победы над Наполеоном.

Д. Кваренги скончался 2 марта 1817 г. в Санкт-Петербурге. Похоронен на католическом участке Волкова кладбища, где его могила долгое время считалась утерянной. В 1960-е гг. было объявлено об обнаружении могилы Кваренги, после чего его прах был в 1967 году перезахоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры"


Все это взято из Вики. Отрывок не полный .В Вики есть перечень всех строительных шедевров, исполненных Кваренги. Я просто не хочу перенасыщать свой очерк лишним.

В данном случае интересен вот какой момент. С Кваренги был заключен всего лишь трех годичный контракт. А фактически  он прожил в России большую часть своей жизни. Мало того, под угрозой смерти отказался ехать к себе на родину. В чем причина? Может он почувствовал комплиментарность между собой и императрицей Екатериной. Или своей новой родиной? А может была в том своя причина, тайная причина и поверхностным взглядом она не определяется?

Читая о его строительных шедеврах, вкрадывается сомнение о том, что это мог совершить всего лишь один человек. Наверняка он был не один. Потому что нарисовать, составить проект это одно, а воплотить его в натуре совершенно другое .Воплотить так, что бы оно сохранилось таким, как и в проекте. И сохранился на долгий срок.

В те времена не существовало методик расчета прочности строительных обьектов, не существовало вообще никаких методик. Существовали школы. Закрытые касты, которые передавали секреты такого творчества - строительства от наставников к ученикам и последователям. Не просто так масоны называли себе еще Вольными Каменщиками. Строители. Они обладали тайными знаниями. И не только в области строительства.

И решение Кваренги остаться в России могло диктоваться исходя из всего выше перечисленного. Родина Кваренги Бергамо,  входила в состав  Венецианской республики. К тому времени она катилась к упадку. И всевозможные войны, которые бушевали в Европе и  вокруг республики. И Кваренги посчитал нужным увезти свои тайные знания подальше от войны и упадка, в Россию, и там поделится со своими последователями. Возможно.

Мы привыкли наслаждаться внешней красотой зданий, доставшихся нам из прошлого. Но внешнее наблюдение не дает представление о том, что в этих зданиях заложено архитектором. Какие тайны, какие тайные пропорции там заложены? Как сочетаются размеры? Есть ли там какие либо фрагменты, привязанные к светилам? Есть ли там какой либо символизм?

Как в облике бани - мечети?

Марко Поло, венецианский купец (а купцы были еще и разведчиками средневековья), на протяжении семнадцати лет(!) прожил при императоре Хубилае (сыне Чинигис - хана, основателя Монгольской кочевой империи). Семнадцать лет прожил в кочевой среде .Узнал и впитал их образ жизни. Обряды и традиции.

И страхи...


Tags: история
Subscribe

  • С воскресных покатушек.

    Сегодня идет легкий весенний дождик, который сделал мне выходной в моих огородных делах. А в воскресенье был настоящий солнечный весенний день.…

  • Что нужно знать о сумеречном украинском военном гении.

    Это пограничная река Деркул. Я фотографировал здесь за пару лет до войны. Это брод. Ему как минимум лет четыреста. Он так же обозначен на царских…

  • Провалился в пучину...

    садово - огородных дел. Как то внезапно наступило тепло. И навалились все огородные дела. Виноград, парник с будущей рассадой, ремонт и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment