mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Categories:

Рученьки - грабельки и Русское общество машиностроительных заводов Гартмана.

Вот живешь себе и живешь. Знаешь некоторые вехи истории Луганска. Они живут где то в голове определившимися фактами и к ним редко обращаешься. Вот и история Луганского тепловозостроительного завода, бывшего паровозостроительного завода так бы и жила, если бы я не прочитал бредни того урода. История этого завода в общеизвестном воспроизведении, связанном с именем основателя завода Густава Гартмана.  Жизнь которого чем то напоминает вехи жизни Юлия Цезаря. Пришел - увидел - победил.

Но соблюдая традиции двух предыдущих записей, абзац тех бредней;

"В 1896 году «специально приглашенная звезда» – немецкий предприниматель Густав Гартман основывает «Паровозостроительный завод». Буквально через каких-то десять лет он догнал по своим мощностям тогдашних лидеров паровозостроения – Брянский и Путиловский. Большевики завод Гартмана национализировали, переименовали и реконструировали. К началу 30-х теперь уже «имени Октябрьской революции» он стал крупнейшим в Европе"

Отметим общую интонацию этого заумствования. Нечем тут гордится историей своего города. Литейный завод и поселок, будущий Луганск, им построили англичане. А крупнейший локомотивостроительный завод им построил немец. Ну да, так оно и есть. Только есть при этом несколько загадочных нюансов.

Настолько загадочных, что история возникновения паровозостроительного заводе попахивает неким детективом.

На одном интересном и специфическом  форуме "Поговорим о Польше" директор музея завода Лугансктепловоз Евгения Щербак опубликоваа такую вот просьбу;

"Обращается к Вам директор музея завода «Лугансктепловоз».
Основателями нашего завода в 1896 году являются Густав Гартман, о котором известно всё
( ну почти все, прим. мое) и Иван Леонтьевич (Леонович) Гольдштанд (GOLDSTAND) о котором несправедливо известно очень мало. Он был главным директором Санкт-Петербургского международного коммерческого банка и статским советником. Предположительно, к нему имеет отношение Леон Гольдштанд — владелец банкирского дома в Варшаве, учредитель Варшавского Учетного банка (1871г.)
Будем очень признательны за любую информацию по этой семье.
Заранее признательна, Евгения Щербак.

http://rosjanie.pl/forum/viewtopic.php?t=11608&sid=1b24c20802783bc0e857c42b0c9aef73

Просьба эта появилась на том форуме в ноябре 2014 года. Тогда, как только отступила от Луганска война.  То же по своему интересный факт.

Евгения ответа так и не получила. Наверное по причине национальности вопрошаемого. А у поляков при упоминании этой национальности вся шерсть становится дыбом.

Иван Леонтьевич Гольдштанд имел государственный чин статский советник.

" В Табели о рангах, учреждённой указом Петра I от 24 января (4 февраля) 1722 года чин статского советника располагался в 5-м классе гражданских чинов и соответствовал должностям вице-директора департамента, вице-губернатора, председателя казённой палаты, а также военным чинам бригадира и капитан-командора флота.

После упразднения в 1796 году военного чина бригадира статский советник занимал промежуточное положение между чинами полковника и генерал-майора. Отголоском этого положения были знаки различия статского советника — одна звезда на погонах со специальным плетением; в армии подобных погон не было, так как чина, равного статскому советнику, там не существовало, и генерал-майоры носили на погонах две звезды.

Обращением к статскому советнику было «ваше высокородие». К началу ХХ века оно оставалось в России уникальным — так обращались только к статскому советнику.

В середине XIX века чин статского советника относился к 1-й группе чиновников (с 1-го по 5-й класс), объединявших представителей высшей номенклатуры, определявших курс политики государства. Носители данного чина имели особые привилегии и высокие должностные оклады"


Ну это так, для справки. Что бы представлять положение этого человека в царстком обществе. Ну и вопрос, если Иван Леонтьевич был государственным служащим такого ранга, как совмещалась его государственная служба и частная коммерческая деятельность?

Что о нем известного точно, то что он был из гнезда Сергея Юльевича Витте, который долго возглавлял министерство финансов империи и приложил огромные усилия на то, что бы Российская империя подсела на финансовую иглу банковской империи Ротшильдов.

Вот вехи жизни Густава Гартмана с германского сайта http://inter-focus.de/?p=1518  Конечно это писалось на русском языке и для русскоязычных читателей, но фактов там чуть больше, чем на официальной Вики

"Ровно 120 лет назад вице-директор российского Департамента мануфактуры В. Махиевич уведомил учредителей о состоявшемся разрешении государём-императором учреждения акционерного общества под наименованием «Русское общество машиностроительных заводов Гартмана» («РОМЗГ»). А в сентябре того же 1896 года германский промышленник Густав Гартман и главный директор Санкт-Петербургского международного коммерческого банка, статский советник Иван Гольштанд обнародовали решение о строительстве завода в городе на берегу степной реки Лугань. Фактически хозяином завода, строившегося в российском городе Луганске тогдашней Екатеринославской губернии, стал уроженец саксонского города Хемница Густав Гартман.

Несколько слов о происхождении Г. Гартмана. Родился в 1841 году в Германии, в семье фабриканта Рихарда Гартмана, основавшего в Хемнице завод, получивший позднее мировое признание. Густав намеревался было пойти по торговой части. Однако, получив общее образование и после того, проучившись в Хемницком коммерческом училище и на литейно-угольном предприятии в Гамбурге, он, вероятно, определил свой дальнейший жизненный путь. Ему довелось послужить, в частности, на Манчестерском паровозостроительном заводе в Англии.

Идут годы. Густав Гартман становится совладельцем фирмы своего отца, а затем и возглавляет её – назначается её директором. В 1881 году он переезжает из Хемница в Дрезден, реконструирует заводы в Лаухгаммере (теперь это – акционерное общество «Лаухгаммер») и становится председателем надзирательного совета. В результате умелого, квалифицированного руководства Гартмана это предприятие становится ведущим в металлургической индустрии Германии.

На этом энергичный предприниматель не успокаивается. В 1887 году мы видим нашего героя в кресле директора Дрезденского банка. И вот в этой-то должности он предпринимает подготовительные шаги к организации переговоров, приведших к созданию вышеупомянутого «Русского общества машиностроительных заводов Гартмана». Завод, построенный в Луганске, изготовлял полуфабрикаты для локомотивостроения и собирал паровозы. Только в 1901-1909 годах здесь было построено 1300 паровозов. Едва ли ещё какое-либо предприятие страны могло поддерживать подробные темпы. Интересно, что с момента создания предприятия в 1896 году и вплоть до 30 июня 1908 года Густав Гартман являлся председателем правления Общества. Он взял на себя главное ведение дел и наблюдение за решением всех технических вопросов. Основной капитал Общества составлял 4 млн. рублей золотом – сумма по тем временам огромная!

При основании и затем ведении дел Общества Г. Гартман, по свидетельству современников, проявил редкое единство выдающегося организаторского таланта и исключительного понимания техники, помноженные на смелую решимость и блестящий талант финансиста. Благодаря его деловитости удалось не только завоевать, но и приумножить русский рынок. Но Гартман не был бы немцем, если бы он забывал своих земляков. К участию в субпоставках он привлекал лишь немецкие фирмы. Интересный факт: в 1896-97 гг. расходы на строительство завода составили 1,5 млн. руб, из которых около 600 тысяч были потрачены на немецкое оборудование. «Дрезденские известия» писали, что к Гартману по праву относятся слова господина Юнка, директора Саксонского машиностроительного завода (бывший завод Рихарда Гартмана, отца Густава): «Гартман для нас в полном смысле слова человек, двигающий вперёд немецкую технику».

Густаву Гартману были оказаны немалые, впрочем, вполне заслуженные, почести. В 1903 году он стал тайным финансовым советником королевства Саксония. А в 1909-м Техническая школа в Дрездене присвоила ему звание доктора-инженера. Помимо других наград, Гартман был удостоен Прусского королевского ордена второй степени.

Г. Гартман скончался в 1910 году, во время прохождения курса лечения на курорте близ Мюнхена. Около семи тысяч человек в родном Хемнице проводили своего знаменитого земляка в последний путь…"


Шестьдесят девять лет. Не особо и старый.

Достаточно расплывчато написано о его смерти. Я вспоминаю еще одну загадочную смерть еще одного известного человека, Алексея Кирилловича Алчевского. Основателя Донецко - Юрьевского металлургического общества. (будущего Алчевского металлургического комбината). Точно так же как и Гартман, он был все время на переднем плане среди учредителей этого завода .Хотя там учредителей было очень много. И в этом случае так  же фигурировали заемные деньги.

"Алексе́й Кири́ллович Алче́вский (рус. дореф. Алексѣ́й Кири́лловичъ Алче́вскій, 1835, Сумы, Сумской уезд, Харьковская губерния, Российская империя — 7 (20) мая 1901, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский предприниматель, промышленник, меценат, коммерции советник, создатель первого в России акционерного ипотечного банка и финансово-промышленной группы. Муж Христины Журавлёвой-Алчевской, народного просветителя, автора системы обучения грамоте взрослых

В период «банковской лихорадки» конца 1860-х — начала 1870-х годов становится инициатором создания Харьковского общества взаимного кредита (1866), затем в 1868 году в качестве купца 2-й гильдии выступает в качестве одного из учредителей Харьковского торгового банка (основной капитал — 500 тыс. руб.), ставшего третьим в России учреждением акционерного коммерческого кредита после Санкт-Петербургского частного коммерческого и Московского купеческого банков. В 1871 году в качестве купца 1-й гильдии выступает в качестве одного из учредителей первого в стране акционерного ипотечного банка — Харьковского земельного, открытого с капиталом 1 млн руб., правление которого возглавлял до своей смерти в 1901 году (устав банка был написан совместно с И. В. Вернадским, отцом В. И. Вернадского).

В обстановке экономического кризиса 1900—1903 годов, получив отказ в помощи от министерства финансов, 7 мая 1901 года покончил с собой под поездом на Царскосельском вокзале Петербурга (по другой версии — был убит; против версии самоубийства говорит также то, что Алексей Кириллович был похоронен внутри ограды кладбища)"


Шестьдесят шесть лет. Почти одногодка с Гартманом.

Официальная история возникновения Луганского паровозостроительного завода акцентирует внимание на техническую и организационную историю возникновения и на первый план выводит фигуру Густава Гартмана.

"Русское общество машиностроительных заводов Гартмана - акционерная компания, владелец одного из крупнейших в дореволюционной России Луганского паровозостроительного завода, существующего до сих пор.

Русское общество машиностроительных заводов, названное именем своего основателя, учреждено в Санкт-Петербурге в 1896 г. (Устав Высочайше утвержден 3 мая 1896 г.) при поддержке Петербургского Международного и Дрезденского банков. Кроме самого Густава Гартмана, выходца из Германии, представителя крупного немецкого капитала, семье которого принадлежало паровозостроительное производство в г. Хемнице, учредителем компании являлся статский советник И. Л. Гольдштанд.

В том же 1896 г. на окраине торгово-промышленного городка Луганска с населением в 25 000 человек на берегу реки Лугани было заложено паровозостроительное производство Русского общества машиностроительных заводов Гартмана, строительство которого было завершено в 1900 г. Основной капитал Общества, изначально составлявший 4 млн. руб., впоследствии был увеличен до 9 млн. В 1903 г. балансовая стоимость имущества, товаров и материалов оснащенного германским оборудованием предприятия составляла 14,9 млн. руб., размер дивидендов достигал 8%. Правление компании, председателем которого являлся сам Г. Гартман, а товарищем председателя, по некоторым данным состоял известный в предприниматель, банкир и лоббист еврейско-прусского происхождения А. Ю. Ротштейн на постоянной основе размещалось в С.-Петербурге по адресу Малая Морская ул., дом 3.

Первым директором Луганского паровозостроительного завода был Я.И. Андерсон - 1896-1902 гг., его сменил родственник Г. Гартмана из Германии Г.В. Трек -1902-1904 гг. В апреле 1904 г. с Путиловского завода прибыл инженер-технолог К.К. Хржановский, этнический поляк, который был назначен директором и оставался им 14 лет, вплоть до последовавшей в 1918 г. национализации

В 1905 г. предприятием было выпущено 245 паровозов, что составило 21% общероссийского производства, к 1914 г. производство выросло до 1,5 тыс. паровозов. В 1908 г. на предприятиях фирмы было занято св. 3,2 тыс. рабочих. В 1912 г. начато производство мощного грузового паровоза "0-5-0" (выпускались до 1932 г.). Общество производило также паровые котлы, мостовые конструкции, трубы, резервуары и цистерны для воды, спирта и керосина, химическое оборудование. Ему принадлежали кирпичный завод в Луганске, каменноугольные копи, металлургический завод."


Это что касается самого общества. Теперь касательно самого завода:

"Завод, получивший наименование «Паровозостроительный завод Русского общества машиностроительных заводов Гартмана в Луганске», был основан 3 мая 1896 года.

Владельцем завода являлся немецкий промышленник Густав Гартман, владелец завода Sächsische Maschinenfabrik в городе Хемниц (Саксония), которого пригласили в Россию в 1895 году с целью основания своего предприятия по производству паровозов.

Разрешение на постройку паровозостроительного завода было получено менее чем через год. 12 августа 1895 года учредители акционерного общества Густав Гартман и российский подданный Иван Леонтьевич Гольштанд разработали Устав «Русского общества машиностроительных заводов Гартмана» (РОМЗГ) и представили его на утверждение министру финансов Витте… 11 апреля 1896 года, в комитете министров, Витте доложил, что с его стороны нет препятствий к основанию в Луганске паровозостроительного завода и созданию РОМЗГ. 3 мая 1896 года Николай II утвердил Устав РОМЗГ и дал разрешение на его учреждение. 18 июня 1896 года Гартман собрал первое общее собрание акционеров РОМЗГ, на котором было избрано правление и определено место его постоянного нахождения в Петербурге, откуда должно было осуществляться руководство предприятием.

Первоначальный капитал общества составил четыре миллиона рублей золотом, был разделён на 40 тысяч акций, принадлежащих в основном германским предпринимателям и иностранным банкам: Дрезденскому, позднее — Парижскому отделению Русско-Китайского банка (Франция) и Парижско-Нидерландскому банку.

1 июля 1896 года на берегу реки Лугани началось строительство завода. Под заводскую площадку Гартман купил у местных «каменобродцев» участок площадью 46 десятин. Закладку освятили молебном. Местное население радовалось рождению завода, надеясь, что он даст им возможность улучшить условия жизни. Строительство велось ускоренными темпами. Гартман благосклонно «уступил» РОМЗГ (за сумму более двух млн руб.) устаревшее оборудование своего завода в Хемнице, которое вскоре было перевезено в Луганск. В 1897 году был пущен первый объект — электростанция. В 1898 году последовательно вступили в работу: мартеновский, чугунолитейный, прокатный, трубный и котельный цехи. В 1899 году были введены: паровозомеханический, меднолитейный цехи и паровая кузня. В 1900 году — последним был построен сталелитейный цех. Первоначально завод брал любые, не по профилю заказы"


На вот это нюанс никто не обращает внимание. Ставят знак равенства между русским обществом машиностроительных заводов и самим заводом. Который был только его частью.

А теперь пройдемся по банкам учредителям.

"«Дрезднер банк» (нем. Dresdner Bank) — банковский концерн Германии, существовавший до 10 мая 2009 года. Занимал третье место в Германии по балансовой сумме и численности персонала. С 2009 года «Dresdner Bank» является товарным знаком «Commerzbank». Исчез как название в конце 2010 года."

О деятельности банка в период учреждения машиностроительного общества сведений мизер. По причине того, что он со средины двадцатых годов начал финансирование НСДАП. Если кто не знает что это за партия, то эта пртия стояла во главе Германии с 1933 года и до 1945 года. Тем не менее, благополучно дожил до двадцать первого века. Это тот банк, который возглавлял Густав Гартман, перед тем как заняться паровозостроительным заводом.

А теперь банк - бриллиант, Санкт Петербургский международный коммерческий банк:

Санкт-Петербу́ргский междунаро́дный комме́рческий банк — акционерный коммерческий банк, один из крупнейших в дореволюционной России (в 1913 г. по величине основного капитала банк занимал третье, а по объёму баланса — второе место в империи. Банк был основан в 1869 году в Санкт-Петербурге. Со временем открылись отделения в других городах (Москва, Киев, Варшава, Баку, Кишинёв, Одесса и др.). Банк был связан с крупнейшими банкирскими домами в Париже, Берлине и Нью-Йорке; особенный интерес для банка представляли инвестиции в тяжёлую промышленность, железнодорожный бизнес и в зарубежные предприятия.

Устав банка был утвержден Александром II 28 мая (9 июня) 1869 года. Основной капитал банка первоначально определялся в 5 миллионов рублей и распределялся на 20 тысяч акций по 250 рублей каждая (§ 3).
В § 1 устава были указаны следующие учредители банка

Наиболее сильное влияние на деятельность банка оказывали германские банки (особенно Diskonte Geselschaft). Банк тесно сотрудничал с домом Сименса, а также с Берлинским вексельным банком и с Deutsche Bank. Ведущие места в банке того времени занимали выходцы из Германии и Австрии; вся банковская переписка также осуществлялась на немецком языке. В 1889 г. первого директора банка Владислава Ляского (Лаского) сменил Адольф Юльевич Ротштейн, прусский подданный, пользовавшийся поддержкой Сергея Витте. На этот период приходится расцвет финансовой деятельности банка. Благодаря зарубежным связям Ротштейна, банк начал проводить широкую инвестиционную политику в России и за границей, привлекая иностранный капитал. Были установлены связи с французскими банками — Парижско-Нидерландским и банкирским домом Ротшильдов.

В 1896 году банк стал крупнейшим акционером учрежденного Русско-Китайского банка (7 355 акций на сумму 919 375 руб. — 15,32 % акционерного капитала).

В 1898 г. совместно с банкирским домом Ротшильдов Международный банк учредил торговое общество «Мазут» для добычи нефти в Баку; также банком были учреждены два российских электропромышленных предприятия — общество «Сименс-Гальске» (вместе с Deutsche Bank) и общество «Унион» (вместе с Dresdner Bank). Банк сотрудничал с министерством финансов в размещении российских займов за границей. После смерти Ротштейна в 1904 г. директором банка стал Александр Вышнеградский.

Особый финансовый интерес для банка представляли российские железнодорожные компании (Главное общество российских железных дорог, Владикавказская, Юго-Западная железные дороги и др.). Банк выпускал их ценные бумаги, приобретал крупные пакеты их акций. Помимо железных дорог банк работал в сфере транспортного машиностроения и судостроения. В 1912 году в острой конкурентной борьбе добился контроля над «Анонимным обществом судостроительных, механических и литейных заводов в городе Николаеве», в результате чего общество было преобразовано из французского в русское с основным капиталом 7 млн. руб. Банк также активно инвестировал в предприятия угольной, золотодобывающей, металлургической, машиностроительной, сахарной, текстильной, табачной промышленности. Перед войной банк участвовал в финансировании предприятий военно-промышленной группы.

К 1914 г. по объему операций Санкт-Петербургский Международный Коммерческий банк занимал 2-е место среди акционерных банков России (в 1917 г. — 3-е); в сфере влияния банка было свыше 50 железных дорог, промышленных и страховых обществ. Представители банка в 1917 г. занимали 94 места в правлениях различных акционерных обществ. Банк распространял влияние на акционерные общества с капиталом свыше 600 млн руб., в их числе: «Коломна», «Сормово», «Руссуд», Никополь-Мариупольское об-во и др.. К 1917 году банк имел 50 отделений в России и 3 — за рубежом, по размеру акционерного капитала (60 млн руб.) делил 1-е место в России с Азовско-Донским и Русским для внешней торговли банками. Банк сотрудничал с группой российских банков, в которую входили Русский для внешней торговли банк, Санкт-Петербургский Учётный и Ссудный, Волжско-Камский, Московский купеческий банки"


Адольф Юльевич Ротштейн был агентом влияния Ротшильдов при министре Витте. Он начинал свою банковскую карьеру в структурах Ротшильда, потом его целенаправленно пихали по служебной лестнице и подпихнули к министру финансов Витте.

В этом маленьком кусочке фигурируют и те банки, которые учреждали парвозостроительный завод и русское общество машиностроительных заводов.

"Русско-Китайский банк — российский коммерческий банк, работавший в 1896—1910 годах. Был создан для содействия развитию экономических связей России с Китаем (особенно в связи со строительством Китайско-Восточной железной дороги) и другими странами Восточной Азии, а также усиления там русского политического влияния в противовес английскому

Акционерный Русско-Китайский банк (РКБ) был учрежден по инициативе С. Ю. Витте. Устав РКБ был утвержден Николаем II 10 (22) декабря 1895 года[. Местопребывание правления банка и управляющих директоров было определено в Санкт-Петербурге, здесь же должны были проводиться общие собрания акционеров. Местопребывание главной конторы банка было определено в Шанхае. Первое собрание акционеров банка состоялось 9 (21) января 1896 года.

Учредители банка были указаны в уставе в следующем порядке:

    Ухтомский Эспер Эсперович, князь
    Рене-Брис — член правления Лионского кредита
   Гольдштанд Иван Леонтьевич, статский советник
    Готтингер, Рудольф; барон — президент французского банка «Готтингер и К°»
    Денорманди, Эрнест — президент французского банка «Индокитай»
    Нетцлин, Эдуард — директор Парижского и Нидерландского банка
    Ротштейн, Адольф — директор Санкт-Петербургского международного коммерческого банка
    Штерн, Яков — учредитель и директор Парижского и Нидерландского банка

Среди физических лиц крупнейшим акционером был Адольф Юльевич Ротштейн — доверенное лицо С. Ю. Витте (500 акций на сумму 62 500 золотых рублей)"


Среди учредителей на первом месте местный абориген, князь Ухтомский. Очень крупный спец в банковском деле.

"Князь Эспер Эсперович У́хтомский (14 августа 1861, Ораниенбаум — 12 ноября 1921, Детское Село) — русский дипломат, ориенталист, публицист, поэт, переводчик. Известен «востокофильской» позицией в печати и общественной жизни предреволюционной России. Один из приближённых Николая II.

С 1873 по 1880 годы учился при Санкт-Петербургском историко-филологическом институте.

Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Занимался изучением славянской филологии и философии у М. И. Владиславлева и В. С. Соловьева, с которым сложились дружеские и творческие связи. Однокурсник Д. И. Шаховского, С. Волконского, Забелло. Именно благодаря В. С. Соловьеву, в газете «Русь» И. С. Аксакова появилась первая поэтическая работа Э. Э. Ухтомского, посвящённая 100-летию В. А. Жуковского (1883).

Во время учёбы заинтересовался буддизмом и составил библиографию работ по истории, религии, культуре и искусству народов Центральной, Южной Азии и Дальнего Востока"


Ну это так, для справки. Что бы понятно было как функционировал типа русский коммерческий банк. Зиц председатель и куча иностранных, истинных хозяев банка.

Об Иване Леонтьевиче Гольштанде всего пара строк. Но явно просматривается то, для чего он стал соучредителем Русского машиностроительного общества "Гартмана". Смотрящий от Ротшильдов.

Вот что интересно. Непонятно какой завод, каким он будет. Непонятное место, где его собирались построить. Юг России и очень провинциальный и еще не совсем полноценный город. И такой пул крупных международных банков.

И не совсем понятно, как и для чего привлекли самого Густва Гартмана? Как специалиста - машиностроителя или как своего человека во всех этих связанных банковских делах?

Смерть Густава Гартмана очень интересно совпала с прекращением деятельности Русско - Китайского банка, в 1910 году  А ще он в 1908 году вышел из состава учредителей. Наверное насмотрелся на внутреннюю тайную жизнь этого общества.

Внимательно изучая вот эту всю банковскую котовасию, закрадывается мысль, что эти банки участвовали в очень активном выводе денег из России за границу. И не просто за границу, а в пользу одного очень могущественного банкира, Ротшильда. Государство покупало продукцию завода, паровозы. Для этого привлекало займы за рубежом. У того же Ротшильда. А потом эти деньги обратно к нему возвращались. Включая проценты по займам.

Или это только мне так кажется?

А Иван Леонтьевич Гольдштанд очень загадочная фигура. Человек - тень с очень внимательными глазами.

Tags: Луганск, история, наш край
Subscribe

  • ПРАВИЛА ИГРЫ БЕЗ ПРАВИЛ

    Я прочел эту повесть примерно в то время, когда она была опубликована. В начале восьмидесятых годов, еще до начала перестройки. Это было приложение…

  • Исповедная роспись.

    Исповедная роспись (Исповедальная ведомость, Духовная роспись, Великопостная роспись) — ежегодный отчётный документ, составляемый по каждому…

  • Рыбалка. Донец.

    Одну ночь шел дождь. Один день шел дождь. Один день дул ураганный ветер. Одно утро температура опустилась под ноль. Собственно, на этом можно было…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments