mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Categories:

Люттих.

Когда я начал интересоваться историей индустриализации юга России на переломе веков, в момент подьема имперской промышленности, я столкнулся с очень интересным феноменом. Порядка семидесяти процентов предприятий и шахт того времени было создано на бельгийские деньги и с участием бельгийских специалистов и фирм. И это не смотря на то, что сама Бельгия была не самым большим государством в Европе. Поверхностным взглядом узнать истоки этого феномена нельзя. Но вот я начал копать историю заводов Луганска, созданных в то время, частичный ответ на этот вопрос я получил.

Я уже писал о том, что в Луганске есть группа энтузиастов, которые так же как и я, пытаются интересоваться вопросом истории предприятий Луганска несколько глубже. Иногда это получается, иногда нет. Получается в том случае, когда история того или иного предприятия достаточно хорошо представлена в доступных источниках. Завод Гартмана, завод ДЮМО, будущий Алчевский меткомбинат. Но и в случае этих двух примеров, они ограничиваются перечислением общеизвестных фактов. Копнув глубже, я узнал очень много нового, о котором мало кто пишет. И это касается тог же завода Гартмана,какая интрига была у истоков его основания. А изучение истории завода ДЮМО открыла для меня очень интересную историю того завода, специалисты которого строили этот комбинат.

Вот и история будущего Луганского эмаль завода Артема полна загадок и недоговоренностей, которые поверхностным взглядом совершенно не видны.

В описании истории эмаль завода у всех краеведов представлена всего лишь парой строчек, которые берут начало еще с советских времен и впервые появились в обширной историко - географической энциклопедии "История городов и сел Украинской СССР", в томе, посвященном Луганской области.

"Иностранцам принадлежал и ряд других предприятий. В 1896 году бельгийцы учредили «Анонимное общество Луганских эмалировочных мастерских» (ныне завод им. Артема) Правление в г. Лютихе (Бельгия), в следующем году — «Анонимное общество Луганских литейных заводов» (ныне литейно-механический завод)."

И все, на этом этапе поиск истоков этих заводов на этом и заканчивается. Но вот легким движением мышки легко узнать, что город Люттих - это очень известный сейчас бельгийский город Льеж. И история этих заводов в свете города Льежа начинает расцветать несколько другими красками.
Но опять таки, даже в этих двух строчках заключен то же не менее интересный вопрос. Почему в названии этих  этих обществ присутствует слово анонимные? Ну может быть в то время это было нормой, как сейчас ООО - общество с ограниченной ответственностью, а может быть и нет.

Углубившись в этот вопрос, я узнал еще один интересный момент. Сама промышленная история в доступных источниках представлена очень скудно. Начиная с Википедии, заканчивая специальными большими сайтами. ну с русскоязычной википедии многое понятно. Те, кто пишут туда статьи, сами ничего не знают о тех промышленных временах и особо не интересуются этими вопросами. Сейчас это не модно. Но вот, при поиске информации, я набрел на официальный сайт  города Льежа. И там точно такие же тенденции. Средневековая история Льежа представлена массой материала. Описаний культурных исторических памятников масса. История футбольного клуба Стандарт из Льежа занимает намного больше места, чем промышленная история города, которая занимает на том сайте пол страницы.

Частично это можно обьяснить процессами деиндустриализации Европы, только своей, специфической. Старая Европа не становится деиндустриальным континентом. Очень много предприятий и концернов, работающих на Европу, переместилось на Юго - Восток Азии и в страны третьего мира.  Сейчас в тренде зеленая энергетика. Европа помешана на этой энергетике и представляет ее как панацею для спасения Земли, улучшению климата и замедлению процессов потепления .Скромно забывая о том, что комплектующие этой зеленой энергетики при производстве очень токсичны и загрязняют атмосферу едва ли не больше чем те же металлургические комбинаты. Только эти загрязнения, как и издержки, остаются далеко от Европы и она предпочитает этого не замечать. Еще один занятный пример, только из Украины. Ахметовская корпорация Метинвест имеет, кроме заводов на Украине, прокатные производства в Европе, в Италии и Англии. Сырье для прокатных производств, большие слябинги, изготовляются в Мариуполе,  на двух заводах, которые превратили жизнь мариупольцев в кошмар Зато в Италии и Англии очень чистое производство без дыма и копоти.

И вот, изучение истории промышленности Льежа, вывели меня на историю самого крупного предприятия Бельгии, на фирму Коккериль. Она иентересна начиная с самого начала, с биографии человека, стоящего у истоков этой фирмы. Итак, Джонн Коккерил

укоккерил

Трудно представить, что этот человек когда то начинал работать кузнецом.

"Он родился в 1759 году в Ланкашире , Англия  . Он начинал кузнецом , затем инженером-механиком, но не добился больших успехов в родной стране  . В 1794 году он отправился в Санкт-Петербург , Россия, после того, как был рекомендован Екатерине II за свои способности . После смерти императрицы, Павла I - го Россия , недовольная его услугами, посадила его в тюрьму  . Он сбегает в Швецию, где он работает над построением замков .

Услышав о шерстяной промышленности в Льеже и Вервье , он увидел в этом возможность добиться успеха, привнеся свои знания о методах механизации в этой отрасли, методах, которые он узнал в Англии. Но сначала он едет в Гамбург и встречает там английского консула, прося его получить содержание из страны происхождения в обмен на неразглашение информации о конструкции машин, которые до сих пор существуют в английской промышленности. и имеют исключительное использование. Не получив ответа, после 6 месяцев ожидания он отправился сначала в Амстердам , затем в провинцию Льеж .

В 1797 году он поселился в Вервье в Бельгии . В 1799 году он начал производство машин для прядения и чесания шерсти  в Вервье для производителей тканей Ивана Симониса и Жана-Франсуа де Биолле. Он привез свою семью из Англии и поселился в Бельгии  . В 1802 году он пригласил другого английского механика, Джеймса Холдена  . Этот в первую очередь его помощник, затем создает другую компанию .

В 1807 году он переехал в Льеж и вместе с тремя сыновьями основал там машиностроительный завод [ 5 ] . В 1813 году он импортировал паровую машину от Ватта .

С 1807 года Европа лишена британских промышленных товаров из-за континентальной блокады , созданной Наполеоном I ст . Машины Cockerill становятся известными, и 50% этих машин экспортируется во Францию, где они пользуются большим спросом, даже если их еще можно улучшить . Внедрение этих машин в корне меняет логику развития, требуя высоких инвестиционных возможностей, усиливая важность банков и ставя в невыгодное положение семейный бизнес. По словам производителя седанов Гийома Терно, механизация станками Cockerill обеспечивает экономию затрат на рабочую силу от 5,5 до 7%, но требует начального капитала, который может составлять 4/5 годового дохода  .

Уильям Кокерилл становится гражданином Франции. Он заработал состояние и в 1813 году вышел на пенсию, передав бизнес своим сыновьям . Примерно в 1817 году Уильям Кокерилл и его сыновья Джеймс и Джон владели самыми важными заводами в Европе в Серене , недалеко от Льежа. Инновации Кокерилла в области механизации текстиля сделали город Льеж процветающим на протяжении более века. Город первым за пределами Великобритании вступил в промышленную революцию .

Он умер в 1832 году в замке Беренсберг в Экс-ла-Шапель и покоится на кладбище Спа

Его сын Джон Кокерилл (1790-1840) основал европейскую сталелитейную группу, которая сейчас является частью группы ArcelorMittal."


Есть в его биографии очень интересный момент, говорящий о нравах .которые существовали в том обществе. Еще далеко не китайские. Он обратился к оффициальным британским властям, что бы получить официальное разрешение на производство ткацких станков. Дело в том, что Британия в то время была монополистом по производству не только ткацких станков, но и монополистом по производству текстиля, Первый механический ткацкий станок появился в Британии. И она ревниво следила, что бы ее монополия в этом деле сохранялась. И еще интересен его опыт взаимодействия с Россией, очень неудачный.

Биография его сына, Джона Коккерилла, который продолжил дело отца:

джон1

"Джон Кокерилл родился в Хаслингден ( Ланкашир ) в Соединенном Королевстве ,3 августа 1790 г.-  умер в Варшаве ,19 июня 1840 г.), бельгийско-британский промышленник, эмигрировавший в 1797 году на территорию современной Бельгии вместе со своим отцом Уильямом Кокериллом . Последний сыграл решающую роль в механизации европейской текстильной промышленности, которая отставала от аналогичной отрасли в Англии. Джон Кокерилл основал компанию Cockerill на базе европейской сталелитейной группы Cockerill-Sambre , которая сейчас входит в группу ArcelorMittal .

В 1817 году он  вместе со своим братом Чарльзом приобрел имение Шато - де - Серен , принадлежащее ранее принцу Гийому I из Нидерландов , и основал завод, который положил начало развития сталелитейной промышленности вокруг Льежа .

Кокерилл начинает развиваться построив  доменную печь использующую угольный, а недревесный кокс.  Хатем открыл судостроительный филиад Cockerill Yards (позже известный как Hoboken) был открыт в 1824 году в Антверпене . В 1825 году Джеймс Кокерилл продал свои акции королю Нидерландов.

В момент, когда возникли проблемы, вызванные бельгийской революцией , Джон Кокерилл, наконец, оказался единственным владельцем фабрик в Серане. Во время революции он был лидером оранжевой партии в Льеже. Он присоединился к протестантской церкви Льежа, которую поддерживает финансово .

В 1834 году , Бельгия хотела развивать свою железнодорожную сеть, чтобы обойти блокаду Шельды по Голландии . Мастерские Джона Кокерилла предоставляют первые рельсы , вагоны и локомотивы в Бельгии.И начинает изготовлять металлические конструкции всех видов, в том числе мосты.

В 1838 году , несмотря на банкротство своего банковского учреждения, он основал независимый промышленный комплекс, состоящий из различных заводов, предназначенных для развития первого интегрированного промышленного комплекса. Сюда входят, в частности, доменная печь, литейные цеха , кузнечные , прокатные и строительно-механические цеха. Также рядом расположены угольные шахты, шахта по добыче железной руды, а также железнодорожная сеть и порт на Маасе . В этом первом производственном комплексе будут внедрены многие технологические инновации, в том числе прокатный стан.

Джон Кокерилл умирает от брюшного тифа в 1840 году во время деловой поездки в Варшаву . Его заводы будут обеспечивать экономическое процветание региона более века. У группы будет до 60 филиалов по всему миру."

"В 1817 году Джон Кокерилл и его брат Чарльз Джеймс Кокерилл основали в Сераинге чугунолитейный завод . Помимо создания металлургического завода, Джон Кокерилл также начал заниматься машиностроением, следуя по стопам своего отца, Уильяма Кокерилла , который заработал состояние на создании машин для текстильной промышленности в районе Льежа . В 1825 году предприятие стало называться John Cockerill & Cie . Компания производила основное промышленное оборудование того времени - паровые двигатели, воздуходувки доменных печей и т. Д. В 1835 году компания выпустила первый бельгийский паровоз Le Belge , положив начало традиции создания локомотивов для железных дорог Бельгии. Связь с военной техникой также началась в начале 19 века, когда в 1825 году был построен линкор для военно-морского флота Соединенного Королевства Нидерландов


John Cockerill & Cie. Была бельгийской металлургической и производственной компанией, базирующейся в Сераинге в провинции Льеж . Она был основана в 1825 году промышленником английского происхождения Джоном Кокериллом . Джон Кокерилл, сын британского предпринимателя Уильяма Кокерилла , владел компанией, известной как John Cockerill & Cie. Однако Джон Кокерилл скончался в Варшаве в 1840 году после деловой поездки в Россию. После его смерти компания перешла  государству , а в 1842 году стала известна как Société anonyme pour l'exploitation des établissements de John Cockerill . Компания была одним из крупнейших производителей чугуна и стали в Западной Европе на протяжении всего своего существования. Она был крупным производителем производных продуктов, включая железнодорожные мосты и железнодорожные локомотивы, оборудование для производства чугуна и другие крупномасштабные конструкции из железа и стали.

Под контролем государства компания продолжала расширяться. В 1865 году, когда завод в Сераинге посетила миссия из Японии, он был размером 192 акра (780 000 м 2 ) и имел две угольные шахты, а также помещения для обработки чугуна и стали, с котельными и локомотивными заводами. Бессемера преобразователь был установлен в 1863 году, и компания расширила в производство трансатлантических кораблей и мостов, броненосцев и проходческих машин. В 1866 году директор компании Эжен Садуан начал расширение горнодобывающих активов компании; развитие близлежащих угольных шахт в Коларде и железных рудников в Испании. К 1872 году начал работу первый преобразователь Сименс-Мартин компании , а в 1886 году он начал использовать процесс Гилкриста-Томаса (основной процесс)"


Изучая историю Льежа, становится понятным, что основным промышленным гигантом Льежа, как раз и была корпорация Коккерилл. Несмотря на то время, кв котором она существовала, она выглядела именно корпорацией в современном понимании. И то ,что в этой корпорации буквально растворилось производство эмалей и эмалированных изделий, именно она стояла у и стоков основания Луганского эмаль завода.

Есть в истории Коккерилл ответ на вопрос, почему Коккерилл присутствовала в основании семидесяти процентов промышленных предприятий юга России. Она стала государственной. И процесс проникновения капиталов, специалистов и технологий происходил под руководством Бельгийского государства. Планомерно и целеустремленно. И почему большинство предприятий, за которыми стояли бельгийцы, имело в названии слово "анонимное". Не было официальных взаимодействий между Бельгией и Российской империей. Почему этого взаимодействия не было, требует дополнительного изучения.

Что бы представить бельгийское проникновение, достаточно перечислить лишь некоторые из них:

Русскйи Провиданс, будущий ММК Ильича. Днепровский металлургический комбинат, будущий металлургический флагман Союза в Днепродзержинске, родине Леонида Ильича. Переход под контроль бельгийцам завода ДЮМО в Алчевске, после смерти его основателя, купца Алчевского. Будущий Енакиевский металлургический комбинат. Будущий Горловский машиностроительный завод. Ольховскй коксо - бензольный завод в Успенке. Ольховский чугуно -  плавильный завод в той же Успенке, будущий лутугинский завод прокатных валков. Анонимное общество луганских эмалей и анонимное обществ литейных заводов в Луганске. Будущий Стахановский коксохим, будущий Стахановский завод ферросплавов.  А количество шахт, которыми владели бельгийцы не поддается перечислению. И это лишь малая часть того, которыми владели бельгийцы. Очень интересный феномен.

"Компания Cockerill-Ougrée подверглась дальнейшим слияниям, поскольку бельгийская сталелитейная промышленность была объединена во второй половине двадцатого века, став Cockerill-Ougrée-Providence в 1966, Cockerill-Ougrée-Providence и Espérance Longdoz в 1970; была сокращена как Cockerill. В 1980 слияние с Hainaut-Sambre произвело Cockerill-Sambre, который посредством дальнейших слияний тогда стал частью Usinor (1999)  итогда  же стала частью Arcelor (2002), и в 2008 частью ArcelorMittal.

Часть машиностроения Cockerill, которая существовала отдельно  от сталелитейного производства, стала отдельной компанией в 2002, когда она была куплена  Usinor частным консорциумом. С 2010 лна действует в качестве Cockerill Maintenance & Ingénierie (CMI) (ранее Cockerill Механическая часть копрпорации  и производит диапазон продуктов включая котлы, шунтируя локомотивы, сталелитейный завод и другое крупномасштабное промышленное оборудование и военную технику.

С производства стали 2010 года в Seraing, продолженном как ArcelorMittal Liège, производит плоскую углеродистую сталь, с процессом от коксования и производства с доменных печи\ей и  стали, непрерывной разливки и горячего проката, к покрытию стали с цинком или пластмассой.

В 2011 все жидкое производство стали перешедшее  к ArcelorMittal от подразделение Liège, было закрыто, приведя к протестам, забастовками  и временному отстранению нескольких руководителей ArcellorMittal как протест против закрытия. Компания обосновывала закрытие некоторых производств как избыточную мощность и неконкурентоспособность как причины закрытия; отчет Синдекса, уполномоченного профсоюзами, противоречил требованиям неконкурентоспособности, утверждая, что отчеты ArcelorMittal использовали бухгалтерский учет, на который оказывают влияние - профсоюзные чиновники призвали, чтобы liégeois, сталелитейное подразделение  была взята в собственностьОтделив его от  ArcellorMittal, чтобы защитить его"


Что в этих процессах самое замечательное. У истоков обьединенной Европы стояло Европейское обьединение угля и металла. Обьединение основных добытчиков угля и производства стали. Этот союз был основан в 1950 году прошлого века. Прошло шестьдесят лет и от тех предприятий и шахт, которые стояли за созданием этого союза, не осталось ничего.
429px-John_Cockerill_Co


Tags: Донбасс, Луганск, история
Subscribe

  • С воскресных покатушек.

    Сегодня идет легкий весенний дождик, который сделал мне выходной в моих огородных делах. А в воскресенье был настоящий солнечный весенний день.…

  • Что нужно знать о сумеречном украинском военном гении.

    Это пограничная река Деркул. Я фотографировал здесь за пару лет до войны. Это брод. Ему как минимум лет четыреста. Он так же обозначен на царских…

  • Юнна Мориц. Стихи о Донбассе.

    А не надо грозным басом Разговаривать с Донбассом, Там не будет базы НАТО, Это - всё, что видеть надо. Там Бессмертный Полк Детей, Он - превыше…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments