mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Categories:

Страсти по трамваю.

P01128-123539

Место, откуда была сделана эта фотография - это самое сердце старого Луганска. Центр бывшего села Каменный Брод, которое возникло на полсотни лет раньше Луганска и которое стало потом одним из его районов.( Я извиняюсь за качество снимков и особенно на качество цветопередачи. Снимал на телефон). Слева, улица набережная, которая была одной из улиц Камброда, слева, чуть дальше, крест на куполе Петропавловской церкви, самой старой церкви Луганска. Вдали, где машина стоит поперек улицы, раньше еще стоял деревянный дубовый дом,сохранившийся еще с того времени. Но он был ветхим и старым и местные жители разобрали его на сувениры. И улица
эта в дореволюционном Луганске так и называлась - Петропавловская. Сейчас это улица Артема, одна из самых старых и самых длинных в городе.


P01128-123805

Обратите внимание на полосу асфальта, которая идет вдоль трамвайного пути. По ней может проехать только один автомобиль. Так было до этого. Сейчас на этой улице демонтируются трамвайные пути и улицу расширяют. Обратите внимание на остатки асфальта вдоль трамвайных рельс. Он никакой. Это вечная боль этой улицы. Ее ремонтируют, но за зиму его опять разбивают на ухнарь. А все из за того, что по центру улицы идут эти рельсы. Из за них невозможно отремонтировать нормально эту улицу. В других местах города такие участки ремонтируют путем покрытия дороги сплошной полосой асфальта. Здесь такой ремонт не дает сделать трамвайный путь. Весной дорога эта превращается в сплошные ямы, по которым пройти нормально нельзя, не говоря уже о проезде.

 И как только начались такие работы, так сразу начались и вопли тех, кто ностальгирует по старому луганскому трамваю. Особенно самые высокие ноты исходят от поуехавших луганчан, которые уже давно понауехали и луганчанами они себя считают только в душе. И место в их душах занятое под Луганск, с каждым годом только уменьшается. Их вопли подхватывают свидомые и  этот хор сводится к одному. террористы разбирают рельсы на металлолом. Ну правильно, не на сувениры же эти рельсы разбирать. Но вот все заканчивается только лишь на слове металлолом. Что будет потом, они не видят и не хотят видеть.

P01128-123907

Но вот эти террористы, которые разбирают старый путь, они какие то неправильные. Правильные террористы, разобрали бы этот путь, оставили бы после себя кучу мусора, рельсы сдали бы на металлолом, деньги пропили и забыли про все это. Неправильные террористы убирают после себя горы земли, асфальта и мусора, канаву от путей засыпают, выравнивают и готовят под укладку асфальта. Вон за перекрестком видно кусочек подготовленной улицы. Насколько эта улица становится шире и удобней для проезда.

Казалось бы, кому - кому, как не мне в той толпе страждущих по трамваю, пустить скупую мужскую слезу и присоединится к хору ностальгирующих. Мое голопузое детство прошло рядом с трамваем в прямом и переносном смысле. .Трамвайные пути проходили в двух метрах от нашего дома, рядом было трамвайное депо и я о луганском трамвае знаю чуть больше того, что о нем написано в разных книжках. И видел я их таких разных, таких, которых большинство не видело даже на старых фотографиях.



Вот этот кусок луганского трамвая до того, как был построен путепровод возле парка Первого Мая, существовал отдельно от остального городского трамвая. Здесь ходило три маршрута - №4, №7 и №8. Четверка ходила от кольца старого вокзала, но тогда он еще был основным, до площади Ленина. Семерка ходила от кольца до парка Горького. А восьмерка ходила от площади Ленина до парка Горького. Маршруты эти были разработаны и построены согласно жизни того времени. Когда работали все заводы и людской поток как раз и замыкался на этих маршрутах. А восьмерка была еще и маршрутом выходного дня, когда много людей ездило в парк Горького.

Точно так же работали и остальные луганские маршруты. Они развозили  людей по работающим заводам.



На старой фотографии трамвай маршрута №3. Он ходил из Малой Вергунки, кусочка города на востоке. И кольцо его было рядом с тепловозостроительным заводом. Когда тепловозостроительный завод начал расширятся накануне перестройки, к этому маршруту добавили еще одно ответвление, к новому куску тепловозостроительного. Который еще до конца так и не был построен, но пассажиропоток к которому должен был быть большой. Ту новую очередь тепловозостроительного так до конца и не достроили и эта новая линия так нормально и не заработала. И лежат сейчас там рельсы, заросшие густым бурьяном. Да и участок в Малую Вергунку зарос сейчас не только бурьяном, но и мелкими деревьями. И никто его не трогает. Потому что эти рельсы никому не мешают.

При Украине трамваи только лишь эксплуатировали. Рельсы были сильно изношены. Меняли их последний раз в восьмидесятых, еще при Брежневе. да и то, только в центре на Оборонной.  И поэтому в последнее время трамваи ездили очень не спешно. если ты куда то спешил и сел на трамвай, то гарантированно ты опаздываешь. Перевозили они в последнее время одних только пенсионеров, которые ездили бесплатно. При Украине обновили парой новых трамваев, чешских. И еще тех, которые делал наш тепловозостроительный и которые не нашли применения в других городах .Если завод делал только лишь тепловозы, то и трамваи от тепловозостроительного получались подобно тепловозам. Тяжелые и громоздкие и которые иногда падали набок с громким шумом.

И курочить рельсы в Камброде начали еще при Украине, восемь лет назад. Когда капитально чистили ливневую канализацию. Специфика расположения Камброда заключается в том, что его от остального города отделяет русло Лугани. Которое разрывает и стоки. На нашем берегу стоят КНСки .которые прокачивают стоки на ту сторону. И по последним кускам ливневки идет и  канализация. И ливневка эта так забилась мусором, что остановилась и канализаация. С двух больниц и из нескольких школ и детских садиков. И только лишь по этому ливневку и начали чистить. Но за то как, по варварски. Участки ливневки разделены смотровыми ямами. Их разрывали ,Через них чистили, перекладывали и потом так и бросили разрытыми .Засыпали их жители, напротив домов которых лежали кучи мусора.

P01128-132629

Время и автомобили слегка выровняли такие участки, но дорогой это трудно назвать.

P01128-133236

В том месте, где Артема переходила в площадь Ленина, разрыли большой кусок дороги .Меняли саму ливневку. Потом, когда поменяли, засыпали разрытое граншлаком. Не разравнивая. Так это все и лежало кучами, пока их не разровняли автомобили. Тогда же и начали курочить и рельсы на Артема. На фото видно, откуда их начали разбирать.

P01128-132037

Попутно разобрали рельсы на кольце, на площади Ленина. На фото видно, где они раньше лежали, вдоль тротуара. Трамвайные провода вокруг площади Ленина крепились на железных столбах. Что бы добро не пропадало, попутно скосили и эти столбы. Вдали видно декоративный забор, который закрывает пустырь. Очень раньше на этом месте был центральный Камбродский базарчик. Место это было в то время очень живое. Мимо базар проходили все те, которые работали на патронном и тепловозостроительном заводах. Мы с бабулей иногда ездили на этот базарчик. Было удобно, сел на одном кольце, на другом встал.

P01128-131846

Те деятели. которые чистили ливневку, с мусором особо не заморочивались. Вываливали его рядом, на месте старого базарчика. В мусоре присутствовал канализационный ил. Он то же отправлялся туда и еще долго весь тот канализационный духан стоял над площадью Ленина. В отличии от наших. Которые мусор и камни от разборки тут же вывозят на свалку, далеко от города.

P01128-132140

И стоит этот заборчик, как и площадь Ленина в глубоком запустении, потому что сейчас не до этой красоты. Но я уверен, когда то руки дойдут и до нее.

P01128-133125

А сейчас, на месте разобранных тогда рельсах, успели уже вырасти магазинчики. Как этот хлебный.

А трамвай в Луганске останется, я в это верю. Пусть даже не в том виде, в котором он существовал в том, старом Луганске. Но вот некоторые экскурсионные маршруты будут. К обновленному и полностью восстановленному парку Горького. Детишек катать.

Tags: Луганск, история
Subscribe

  • ПРАВИЛА ИГРЫ БЕЗ ПРАВИЛ

    Я прочел эту повесть примерно в то время, когда она была опубликована. В начале восьмидесятых годов, еще до начала перестройки. Это было приложение…

  • Исповедная роспись.

    Исповедная роспись (Исповедальная ведомость, Духовная роспись, Великопостная роспись) — ежегодный отчётный документ, составляемый по каждому…

  • Рыбалка. Донец.

    Одну ночь шел дождь. Один день шел дождь. Один день дул ураганный ветер. Одно утро температура опустилась под ноль. Собственно, на этом можно было…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments