mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Category:

Луганский завод. Главный заводской канал.

завод

Давно у меня лежит на компьютере вот эта карта. Вернее, это не карта, а план генерального межевания (ПГМ) земель под Луганский литейный завод со всеми сооружениями и прилегающей местности. Этот ПГМ по тчности не уступает генштабовским трехверстовкам, а по подробности мелких сооружений и местности, намного лучше их.

Раньше я немного изучал его, что бы определить возможные остатки мест, где можно было найти признаки гидросооружений Луганского завода. Но с того времени накопилось много материала и я на днях потратил пару вечеров, что бы еще внимательней изучить эту карту.

Для начала ее надо перевернуть на девяносто градусов, что бы она приняла привычный вид. Как обычная карта.

завод2

И немного увеличить ее, хоть она и не в очень высоком разрешении. И тогда эта карта заиграет немного другими красками. Так хорошо видно место, где Ольховка впадает в Лугань. Хорошо видно и ольховский пруд и ольховский канал, который впадает в этот пруд. Хорошо видно, что пруд лежит не в русле Ольховки, а рядом. Про ольховский пруд и ольховский канал я уже писал - https://mikul-a.livejournal.com/338061.html. Здесь много фотографий, на которых хорошо видно остатки ольховского канала и видно не очень хорошо заметные остатки самого пруда.

В состав гидротехнических сооружений входит так же и главный пруд на реке Лугань. Про него я так же писал раньше - https://mikul-a.livejournal.com/412387.html .Там так же есть много фотографий от того, что осталось от главного пруда. Грандиозное сооружение. Дамба длиной под километр. И все вырыто вручную.

Что бы определить границу поиска главного пруда, надо присмотреться к этой карте, на которой эту границу можно очертить изломанной дорогой вокруг завода.

завод21

Граница поиска обозначена белыми и пронумерованными точками. Что характерно, в то время эта линия была всего лишь дорогой. Когда город расстроился, то эта дорога превратилась в улицы Луганска. Чем хороша еще эта карта, так это тем, что изгибы русла Лугани нанесены очень тщательно и по этим изгибам русла легко сделать привязку.

Красные мелкие точки это ольховский канал, который идет от главного пруда. Желтыми точками обозначен сам ольховский пруд. Фиолетовые точки - это русло Ольховки. Хорошо видно место впадения Ольховки в Лугань.

Раньше я как то не заметил одну важную деталь. Заводской канал, который идет в заводской пруд. А его хорошо видно на карте. Зеленые точки.

И еще один интересный момент. Раньше я считал, что главный заводской пруд располагался в русле Лугани. Так, как располагалось большинство прудов на уральских чугуно - плавильных заводах. Но на карте хорошо видно, что главный заводской пруд располагался непосредственно на территории завода. Он обозначен синими точками. И вода вытекала из него так же по каналу в Лугань. Голубые точки. И хорошо видно по изгибам русла, где это место.

Итак:

Точка "1" - это перелом сегодняшней луганской улицы Карла Либкнехта.  Трехугольный перекресток.

P01122-143800

Вот это место на фотографии. Немного не видно правую часть улицы, но фотографировалось это совсем по другому поводу. Зато по асфальту хорошо прослеживается перелом. Налево - переулок Натальевский.

Точка "2" - это то место, где русло Лугани вплотную подходит к дороге - улице.

P01207-135830

Речки не видно, зато хорошо видно дамбу вдоль речки. И мою тень...(пардон). Это все улица Карал Либкнехта.

P01207-140357

Это русло Лугани с дамбы. Характерный излом, который видно на старой карте.

Точка "3" - это тройной перекресток, где от улицы Карла Либкнехта отходит современная улица Рабочая.

P01208-123801

Карла Либкнехта идет справа налево. Прямо улица рабочая.

Точка "4" - это перелом улицы рабочей и точка "5" это место, где сейчас улица Рабочая упирается в железнодорожное полотно и дальше в современный патронный завод. Бывший Луганский литейный завод.

P01208-124343

Излом улицы рабочая. Вдали она упирается в железнодорожное полотно.

Место поиска ограниченно и можно приступать к поиску остатков заводского канал и заводского пруда. Зимой конечно не очень приятно это делать, когда на улице минус десять и хороший ветер. Но зато сейчас ничто не отвлекает. А летом душа просится в степи.

За двести лет город хорошо расстроился и сильно затер те первоначальные места, связанные с литейным заводом. Но если знаешь что искать и самое главное - где, то поиск приносит удачу. Что самое интересное, на спутниковом снимке хорошо просматривается трасса канала, хоть и прошло столько времени.

завод21

Казалось бы, столько лет прошло, на трассе канала построено два завода, а  он очень хорошо прослеживается со спутника. Только не видно то место, где сейчас стоит новый железнодорожный вокзал. Заводские цеха, внутризаводские дороги стоят вдоль трассы канала. Он обозначен синими точками .Зеленый овал - это место, где был ольховский пруд. И хорошо идентифицируется место, где канал выходит из русла Ольховки. Которая обозначена зелеными точками. И хорошо видны современные изгибы русла Лугани, которые соответствуют изгибам на старой карте. Зона поиска на снимке так же обозначена белыми точками. Канал проходил через территорию современных заводов Артема и Пархоменко.

Я раньше знал одно интересное место, где есть какой то не очень понятный небольшой овраг, который не вписывается в логику той местности. Не должно его там быть. Но он есть. Сейчас, изучив карту, я понял, что этот овраг - это остатки заводского канала, которые чудом сохранились среди городских застроек. Заводской канал не так хорошо видно, как ольховский .Там русло канала сохранилось посреди улицы с километр длиной.

завод31
Видимая часть остатков заводского канала начинается с тыльной стороны гостиницы Октябрь. Он там сохранился потому, что там частный сектор и дома строились на берегах канала, а в самом канале устраивались огороды. Синий овал -  предполагаемое место заводского пруда. И так же обозначена граница поиска белыми пронумерованными точками. На снимке очень хорошо просматриваются изгибы русла Лугани. Как видно на снимке, нынешний завод несколько не вписывается в старую картину. Но будущий патронный завод строился уже при неработающем литейном заводе и все литейные цеха могли потом разрушить. Они остались бы ближе к руслу. Цеха старого патронного завода как раз ниже и напротив синего овала.


P01207-133301

Приблизительно отсюда начинается видимая часть канала. На фото видно, что гостиница по уровню сильно выше уровня дома.

P01207-133425

Небольшой кондитерский цех, который стоит прямо в бывшем русле канала.

P01207-134020

Что хорошо видно глазом, то очень плохо видно через обьектив камеры. Но все равно видно дома на потивоположном берегу канала. И чуть видно изгиб противоположного берега канала.

P01207-135331

Люди уже все позабывали, а тростник хорошо помнит, что раньше была здесь вода и растет до сих пор.

P01207-134439

Улица, на которой снимались предыдущие дома, называется улица Тельмана. В конце этой улицы еще сохранилас брусчатка. Наверное последнее место в Луганске. Раньше территория этой улицы не входила даже в старый город. Это остатки той полевой дороги, через которую лежал путь на завод. Ее хорошо видно на самом первой карте схеме ПГМ. Ниже изломанной трапеции обрамляющих улиц. Может быть эта брусчатка строилась еще вместе с заводом. Слева вверху видно кусок здания седьмой поликлиники. Поликлиника стоит на месте канала.

завод41

И все это хорошо сопрягается с генштабовской трехверстовкой. На которой вырезан и увеличен кусок с Луганским заводом. Очень хорошо видно заводской канал. Голубые точки. Видно ольховский пруд. Зеленая большая точка. И видно заводской пруд. Большая голубая точка. Изгибы ольховского канала обозначены желтыми точками. Видно и дамбу главного пруда, поперек ольховского канала и из которой он вытекает. Осмелюсь предположить по поводу ольховского канала. Дамба главного пруда обозначена линией с точками. Точки эти как раз и обозначают дамбу. По аналогии можно предположить, что русло ольховского канал не выкопано, а насыпано на поверхности. Ну может быть только слегка углублено в землю. Граница поиска на этой карте обозначена красными точками. Можно оценить точность передачи изгиба русла Лугани.

Tags: Луганск, Луганский завод., история, наш край
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments