mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Category:

Луганский литейный завод. Главный заводской пруд.

Время неумолимо движется вперед, Каждое мгновение сегоднешнего прерващается в прошлое. Каждое маетериальное превращается в духовное. У человека есть уникальное свойство - память. Духовное хранилище  того, которое раньше было материальным. Но и все сегоднешнее, ушедшее в прошлое оставляет следы не только в памяти, но и на земле. И сочетание материлаьных следов и наших воспоминаний и составляют то, что называется историей, историю всего того, историю тех деяний человеков, которые они совершали в прошлом.

лугзавод

История строительства и развития Луганского литейного завода оказала и до сих пор оказывает влияние на жизнь и развитие города.  В Луганске есть два промышленных района в масштабе города. Один - это два самых крупных завода.патронный  и тепловозостроительный  Некоторые из них уже не существуют в полном обьеме, но все равно от них еще осталось много материальных следов. Но есть еще один крупный промышленный район. Это еще четыре завода, которые возникли на переломе веков. Это эмаль - завод, костыльный завод, который в последствии превратился в завод коленчатых валов, литейно - механический и паровозоремонтные мастерские, разросшиеся в машиностроительный завод Пархоменко. Что эти заводы обьединяет? Они возникли вдоль того канала, который шел на главный заводской пруд. Именно этот фактор, фактор доступности воды на производстве, сильно повлиял не выбор тех места, где эти заводы были построены. И которые просуществовали до нашего времени.

Вверху наверное единственная прижизненная фотография литейного завода. На ней хорошо видно, что цеха завода стоят на берегу Лугани. Я то же так думал. Но при этом вспоминал те места, где стоял и стоит до сих пор этот завод. Ходил вокруг предполагаемого места часа два. Места там не совпадают  сейчас с этой фотографией. Я уже грешным делом начал думать .что русло Лугани в те времена проходило ближе к заводу и сейчас оно поменялось.

P01208-124956

С того времени много чего произошло. Две революции, три войны. завод расстраивался, перестраивался, но направление цехов не поменялось. Цеха сейчас так же стоят перпендикулярно руслу реки. Этот цех как раз стоит на месте тех старых цехов. Но рядом совсем не видно никакого русла.



Для понимания того, как располагались старые цеха и где располагался главный заводской пруд, надо опять смотреть на старый план завода и сооружений с ним связанных. На этом плане хорошо видно изгибы Лугани и по ним можно прикинуть привязку тех старых сооружений и найти то место, где был главный пруд.

И на этом плане можно рассмотреть, как оригинально было устроено водоснабжение. От главного пруда в Лугань шло два технологических канал на которых и располагались все водяные колеса, которые приводили в движение и токарные станки и все поддувы для литейного процесса. И цеха стояли не на берегу Лугани, а на берегу технологического канала .Тогда на той старой фотографии ничего необычного нет. Так оно и было раньше. Завод потом начал изготовлять паровые машины и в первую очередь для собственных нужд. И все, что нужно было заводу, приводилось в движение паровыми машинами. Но водные сооружения никто не трогал. Уж много труда было вложено для их строительства. И как они пригодились потом.

P01208-125542

P01208-125710

Это тот изгиб русла, в районе которого впадали в Лугань технологические каналы. В этом месте все поменялось до неузнаваемости. Насыпана дамба, которая изменила берега и найти там признаки технологических каналов невозможно. Много новых сооружений построено за прошедшее время.

P01208-130316

Сейчас вдоль завода идет дорога. Скорее всего она идет по тому месту, где проходил технологический канал. И получается, что главный заводской пруд располагался не на территории завода .Вернее он располагался ближе к руслу и нмногов стороне от цехов того времени.

Попасть не территорию завода невозможно, но этот фактор, фактор предполагаемого места прохождения технологического канала,  облегчает поиск того места, где был главный заводской пруд.

P01207-134617

И такое место там есть. Это небольшой зеленый пятачок напротив седьмой больницы в Луганске. Сколько я помню это место, оно всегда оставалось пустым. Там никогда ничего не строили. Но это ли место, на котором располагался главный заводской пруд?

Есть план города Луганска за 1879 год.

город61

город51

На котором все хорошо видно. Слева и снизу, к центру плана идет главный заводской канал. Пруд обозначен надписью "Резервуар". Пруд не находится на территории завода. Он ограничен с севера железной дорогой. Как раз совпадает с тем местом на фотографии выше. Очень хорошо видно технологические каналы с пруда, которые впадают в Лугань.

завод41

А это уже фрагмент плана Луганска от 1910 года. Есть обозначение "Патронный завод". А на месте пруда надпись "Бывший пруд". На месте канала, который раньше шел с ольховского пруда, появилась улица. Со своим названием - "улица Канальная" Сейчас этой улицы уже нет. К 1910 году и главного заводского канала и главного заводского пруда уже не было. Все эти старые планы и схемы есть в очень высоком разрешении в Википедии на странице "Старый город (Луганск)". Их можно скачать и сильно увеличить. Для того, что бы все рассмотреть в мелких подробностях. В журнале этого показать нельзя, только небольшим фрагментом. Все эти схемы и планы выложены из фондов нашего краеведческого музея. За что им большая благодарность.

И главный заводской канал и главный заводской пруд, город в последствии затер городскими сооружениями. На месте главного заводского канала выросли современные заводы. От пруда остался только небольшой скверик. Но все равно они оказывают свое влияние на жизнь некоторых сооружений и домов, выросших на месте канала. После войны был построен луганский драмтеатр, который сейчас ДК железнодорожников .Подвалы этого бывшего театра до сих пор очень влажные, иногда туда просачивается вода. Рядом с парком Первого мая построили подземный переход. Под дорогой и железнодорожным полотном. Много труда и сил затратив при этом .Переход строили не прерывая движения на железной дороге. Переход нормально просуществовал несколько лет. Потом его затопило грунтовыми водами и его закрыли. Сейчас он не работает.

Город прирастал не только новыми заводами. Рядом с новыми заводами так же вырастали призаводские поселки, которые так же входили в черту города. Главный заводской канал застроили домами. Но ольховской канал не был застроен домами. Поэтому и часть его сохранилась до наших дней. В отличии от главного заводского. От которого остались лишь только широкие огороды в некоторых местах. Это значит, что ольховской канал использовался по своему прямому назначению до самого начала двадцатого века. До какого времени уже трудно узнать. Ольховский пруд сохранялся как раз для работы эмаль завода, который построили между руслом Ольховки и главным каналом. И ольховский канал и пруд поддерживал полноводность Ольховки ниже того места, где он в нее впадал.

DSCN8247

С того времени прошло уже больше двухсот лет. Сейчас Лугань не намного шире Ольховки того времени. А сама Ольховка превратилась в небольшой ручеек. Все течет и изменяется. Остается это все прошедшее помнить в своей памяти. Наверное мы для этого и живем. Что бы помнить про тех людей, который все это построили буквально руками.

Tags: Луганск., Луганский завод., история, наш край
Subscribe

  • Эрец Исраэль. Любо!

    Начало. Продолжение В 1913 году была создана федеральная резервная система США. (ФРС). Она с самого начала имела одну интересную особенность.…

  • Эрец Исраэль. Продолжение.

    Иисус Христос изгоняет торговцев из Храма. Эль Греко, 1570 год. Начало здесь V съезд Росси́йской социа́л-демократи́ческой рабо́чей па́ртии,…

  • Эрец Исраэль.

    Обычные палестинские парни из Газы заряжают кустарную пусковую установку самодельными ракетами. Намедни некоторые писали, что нынешнее…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments