mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Categories:

Старый вокзал.

вокзал4

Это старый луганский вокзал. В этом году ему исполнилось сто двадцать два года. Он открылся тогда, когда железная дорога от Дебальцево была достроена до Миллерово. И с тех пор его облик практически не изменился.




Поменялась только крыша, только чуть - чуть



Сейчас вместо куполов - башенок стоят дымоходные трубы. Вокзал сложен из мергеля, белого камня, которого вокруг Луганска всегда было много. Сейчас штукатурка слегка и местами начала отваливаться, что есть не совсем хорошо. Мергель под воздействием влаги начинает рассыпаться.

Но это не самый первый вокзал Луганска.

Просматривая план Луганска за 1886 год, я заметил на этом плане одну очень интересную надпись.

вокзал1

"2 классный вокзал Донецкой каменноугольной железной дороги". Железная дорога обозначена тонкой линией, которая прерывается надписью. Темнозеленый прямоугольники - это так на плане обозначены усадьбы поселян. Так жителей называли в то время. Светлые прямоугольники - это усадьбы сезонных лиц. И совсем не понятно, а где же само здание вокзала?

В то время вокзалы делились на четыре класса. В зависимости от размера и пассажиропотока. А пассажиропоток и размер вокзала, в свою очередь, зависел от размера города или поселения. Луганск статус города получил только в 1882 году. При населении чуть больше двадцати тысяч человек. По статусу города и вокзал.

В то время, время массового железнодорожного строительства, отношение к железной  дороге и ко всему с ней связанному, было несколько другим. Более уважительным, если можно так сказать. Поэтому вокзалы, как места с большим скоплением людей,  считались так же важной частью общества. И поэтому и отношение к архитектуре вокзалов было несколько другим, чем сейчас.  Сейчас больше внимания уделяют функциональности. Это началось уже в Союзе и оттуда типовые проекты железнодорожных вокзалов, как братья близнецы, между которыми могло быть с тысячу верст расстояния.

Архитектурная традиция царской России в железнодорожном строительстве сохранилась в раннем московском и ленинградском метро. Оно и понятно, архитекторы тех станций получили еще ту закалку и образование.

Нашей местности повезло в этом плане. Новый вокзал авансом получил титул вокзала первого класса. Как снаружи, так и внутри. И традиции качественного ресторана при вокзале как раз ведут свою родословную из того, старого подхода. Повезло еще и в том плане, что когда строилась ветка на Миллерово, не было какого то приоритетного направления в грузопотоках. Железная дорога в то время как раз и строилась под влиянием того будущего грузопотока, который пойдет на новых ветках. К пятидесятым годам прошлого века грузопоток определился с направлениями в европейской части Союза. Это направления с севера на юг и с юга на север. В этом плане миллеровская ветка как бы застыла в начале двадцатого века. Грузопоток там был, но не очень большой. И поэтому на этой ветке полностью сохранилась старая вокзальная инфраструктура почти до наших дней. До развала Союза .Я имел возможность все это лицезреть собственными глазами Сейчас это все в запустении, по причине полной остановки движения по ветке до Миллерово. И на Ростовской  стороне эта ветка разобрана.

Миллерово в то время, время начала двадцатого века, ничем от рядовых станций не отличалось. Это сейчас это большой транзитный узел, а тогда:

вокзал10

Облик вокзала в Миллерово практически не поменялся с начала века. Типичный вокзал второго класса.

Теперь вокзалы третьего класса, которых на этой ветке было большинство.

вокзал5

Вокзал станции Кондрашевская.

вокзал6

 Станция Ольховая.

вокзал9

А это карьер - разьезд 122 - й километр. Хоть и название не совсем типичное для вокзала, но это все таки была станция.

вокзал7

Станция Чеботовка. Железнодорожной ветки и движения уже здесь нет.

вокзал8

Как и на станции Красновка.

К сожалению вокзалов четвертого класса не сохранилось совсем. Я их еще помню. Это действительно были маленькие вокзалы .С своим маленьким залом ожидания, в котором были лавочки и  угольные печки. И зимой они топились. В таких вокзалах вполне могли поместиться до десяти человек. И вот это сильно отличает подход к людям, тогда и сейчас. Тогда принимали во внимание, что всем этим должны пользоваться люди. Пассажиры .Сейчас во главе всего стоит безликий пассажиропоток.  Вместо вокзалов четвертого класса обычные бетонные платформы даже без козырька от дождя.

О том что это была малонагруженная ветка говорит вот такой вот факт. Где то в году 1975 или в 1976, я иногда ходил пешком от Деркула, пограничной речки между РСФСР и Украинской ССР. Тогда я еще не научился ходить на дальние расстояния и восемь километров пути были для меня очень большими. Вдоль полотна шла песчаная дорога и идти по ней было совсем не удобно. И поэтому я ходил по шпалам. Неспешно, ухватив какую то свою мысль. Ноги шли сами, и я был сам по себе. Иногда я там начал находить очень интересные гильзы. С автоматом калашникова я был знаком и видел гильзы от него. А эти гильзы были какими то маленькими. Сначала попадались полузаготовки, а затем я нашел несколько готовых гильз. Потом попадались и пули, так же полуфабрикаты  и несколько готовых. Я тогда еще не знал, что в 1974 году приняли на вооружение новый калашников под калибр 5.45 мм. А это как раз были отходы от производства таких патронов на нашем патронном заводе .Это все дело было тогда достаточно секретным и если бы у меня нашли все это, то у меня были бы неприятности. Но я этого не знал и до сих пор все эти первые гильзы и пули где то лежат у меня в хламе. По этой ветке возили отходы патронного производства .И совсем не надо было шпионить за этим делом под забором патронного, можно было это все отслеживать по транспортировке отходов.

Ну а теперь надо вернуться к разгадыванию загадки, а где же было самое первое здание луганского вокзала?

Есть что то похожее вверху плана и есть большой прямоугольник слева от записи. Я попытался что то найти на старых фотографиях. Благо, есть очень хороший ресурс - эторетро.ру.

Нашел пару фотографий, с вокзалом связанных



Человек, который выложил эту фотографию на этот ресурс, несколько странно ее подписал. "Через десять лет здесь построят новый вокзал". Ошибочно считая, что вокзала, того большого, на фотографии нет. А он есть и его видно, только вдали.

Есть еще одна фотография, связанная со старым вокзалом.

вокзал

Но и это не совсем то. Я вырос рядом с вокзалом. Сидел и вспоминал, где это может быть. Но много времени прошло. Когда второй вокзал работал, там был стандартный набор зданий рядом с вокзалом .Само здание, багажное отделение и раньше при всех вокзалах было специальное здание с питьевой водой, Две трубки. Одна с холодной водой, а вторая подписана "кипяток". Наверное об этом кипятке уже никто не помнит, но он был. И еще обязательный атрибут каждого вокзала - туалет. Когда построили третий, самый новый вокзал Луганска, все вспомогательные здания снесли, оставив само здание. Вот то, на фотографии, оно оказалось немного внутри и сейчас обстроено и застроено. Но все таки, а где же было то, самое первое здание вокзала Луганска? У меня остался только один вариант.

P01212-131634

Это то место, которое на плане слева от цифры "2". В то время это была западная окраина города. За этим зданием начиналась лужайка, которая тянулась до самой Ольховки. Уникальное здание .Оно наполнено историей не меньше, чем история самого Луганска.

Справа от этого здания, через дрогу, стоял наш родовой дом. От вокзала до нашего дома было метров сто. Тогда там не было никаких заборов. Проходила дорога из центра до самого здания вокзала. По которой подвозили пассажиров. И жизнь моих предков тесно была связана с этим зданием. начиная от пра - прадеда.

Несколько смущает то, что здание стоит неправильно, перпендикулярно к линии железной дороги. Но за свое существование, в этом здании поменялось очень много служб и оно постоянно перестраивалось.

Когда построили второе здание вокзала, который сейчас считается старым, в это здание поселился отдельный корпус жандармов. Отделение на железнодорожном транспорте .По своей величине и статусу, в Луганске не было жандармского отделения. Но в связи с тем, что Луганск стал крупным железнодорожным узлом, сделали отделение на транспорте. После революции, учитываю статус этого здания до, здесь поселилось отделение уже ЧК на железнодорожном транспорте. До революции, справа от этого здания был построен двухэтажный дом, который так же приспособили для службы. После войны здесь было отделение МГБ. Место было хорошее. Его обнесли забором и стояло оно как бы в тупике, не проходное. Как раз для такого дела.

Когда все эти силовые службы переехали в центр города, в этом здании сделали железнодорожную поликлинику. В которй я был на учете и часто там бывал с родителями. Двухэтажное здание отдали под жилье. Но потом всех выселили и из здания сделали больничный стационар. И был тот стационар до тех пор, пока не построили другую большую железнодорожную больницу.

В этой поликлинике до 1972 года, до глубокой старости, работал младший брат моей бабушки, мой двоюродный дед. Работал он электриком. Вернее не совсем электриком. Электронщиком, если это тогда можно так было назвать. Он ремонтировал всю медтехнику, которая тогда была в поликлинике. Я в своем голопузом детсве иногда забегал к нему .У него в поликлинике была своя небольшая каморка, заставленная всякими медицинскими приборами и устройствами.

Но и после  здание это не пустовало. Там расположились дежурные по депо станции Луганск.  При неньке его несколько раз хапали - перехапали. Достраивали, .устраивали там фирмы и фирмочки. Но место оказалось глуховатым и ничего из этого не вышло.

P01212-131655

Двухэтажный дом развалился от ветхости и сейчас от него не осталось и кучи кирпичей.

P01212-132406

Вот это все и есть Старый Двор За Высоким Забором О котором я писал раньше.

В этом дворе старшая сестра моей бабушки познакомилась со своим будущим мужем. И это знакомство и потом свадьба, круто изменила ее судьбу. Потом уже моя бабушка так же здесь нашла своего мужа, моего дедушку. А потом и моя мама здесь познакомилась с моим отцом и я появился  на свет.  Удобное место .В семье моего прадеда было пять девочек. А рядом место, где в основном были мужики. Ну и зачем было далеко ходить?

Недавнее посещение этого места всколыхнули во мне такой пласт воспоминаний, что почти не спал потом всю ночь. Последний раз я был здесь осенью 2014 года, когда умер батя и я приходил оповестить его коллег об этом. Батя работал дежурным по депо в этом здании до средины двухтысячных. И не потому что не хватало средств, а потому что он просто не мог жить без работы. Удивительное дело, батя уже не работал десять лет до этого, а его все помнили. Помянули.

Ну и я помню. Все. Ну, почти все...

вокзал11

Фото вокзалов с ресурса - https://railwayz.info/photolines/rw/48

И из книги "Весь Луганск в кармане".

Tags: Луганск, железная дорога, история
Subscribe

  • Вадим Владиславович Новинский.

    Один из известных украинских олигархов. До войны болтался в первой пятерке журнала Форбс. Человек, ну с очень интересной биографией. Которая…

  • Шахта Обуховская №1

    Шахта «Обуховская-1» — строящееся угледобывающее предприятие в п. Молодежный (г. Зверево), Ростовская область, РФ. Входит в…

  • Ух шайтан!

    Тут намедни, в армии небратьев, нарисовалось одно знаковое событие. На которое мало кто обратил внимание. Нарисовалась замена известному персонажу,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Вадим Владиславович Новинский.

    Один из известных украинских олигархов. До войны болтался в первой пятерке журнала Форбс. Человек, ну с очень интересной биографией. Которая…

  • Шахта Обуховская №1

    Шахта «Обуховская-1» — строящееся угледобывающее предприятие в п. Молодежный (г. Зверево), Ростовская область, РФ. Входит в…

  • Ух шайтан!

    Тут намедни, в армии небратьев, нарисовалось одно знаковое событие. На которое мало кто обратил внимание. Нарисовалась замена известному персонажу,…