mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Category:

Юзбаши.

серб1

Это обьект культурного наследия Украины. Руины родового поместья Юзбашей.  Руины этого поместья находятся на территории многострадального села Веселая Гора. Которое обстреливать перестали только пару лет назад .Село это стоит на берегу Северского Донца, аккурат у самой лини соприкосновения - линии фронта.  Это не результат этой войны, которая идет у нас седьмой год. В руины это поместье превратилось задолго до войны.

Три дня назад, когда я писал о передаче трехсотлетней сербской иконы Сергею Лаврову предположил, что небратья начнут высказывать возмущение и будут говорить, что эта икона должна принадлежать Украине. Так оно и произошло. Они в очередной раз продемонстрировали всему миру, что они позорные терпилы и из такого состояния самостоятельно выбраться уже не смогут.

"Посольство Украины в Боснии и Герцеговине (БиГ) направило в министерство иностранных дел республики ноту с требованием вернуть украинской стороне икону из Луганска, которую председатель Президиума БиГ Милорад Додик подарил главе МИД РФ Сергею Лаврову в ходе его визита 14 декабря. Об этом этом заявила в четверг глава МИД БиГ Бисера Туркович.
"Поступила нота, в которой посольство Украины в Сараево потребовало информацию о позолоченной иконе, которую председатель Президиума БиГ Милорад Додик подарил главе российской дипломатии Сергею Лаврову. Посольство утверждает, что икона - культурное благо Украины. Они спрашивают, как икона попала в Боснию и Герцеговину, остро требуют разъяснений", - цитирует министра издание Nezavisne novine.

Представитель мусульманской части населения БиГ министр Бисера Туркович считает, что ситуацию "должны расследовать правоохранительные органы" республики. Она заявила, что будет "добиваться возвращения иконы Украине".

Как сообщило агентство СРНА, Милорад Додик подарил Сергею Лаврову позолоченную икону 18 века, написанную в Луганске. Агентство разместило фото образа, предположительно, Николая Чудотворца, и фотографию красной сургучной печати на обратной стороне иконы, на которой виден оттиск: "УРСР. Народный комитет образования. Укрнаука. Одесская краевая комиссия".

В понедельник Лавров на совместной пресс-конференции с сербским членом президиума Боснии и Герцеговины Милорадом Додиком в Восточном Сараеве заявил, что Россия полностью поддерживает постулаты Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине (Дейтонское соглашение) и призывает к их неукоснительному соблюдению всеми участниками. Как отметил министр, "давно назрел вопрос о том, чтобы передать всю полноту ответственности за Боснию и Герцеговину местным законным представителям".

Слова Лаврова вызвали возмущение двух других членов президиума БиГ Желько Комшича и Шефика Джаферовича, которые отказались встречаться с главой МИД РФ. На специальной пресс-конференции Даферович и Комшич сообщили, что их решение связано с прозвучавшими в понедельник заявлениями российского министра по Дейтонскому соглашению, которые идут вразрез с позицией Боснии, а также отсутствием боснийского флага на встрече Лаврова с Милорадом Додиком в понедельник.

https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10287803

И сразу же начали появляться всякие конспирологические версии того, как эта икона попала в Боснию.

"На территории сегодняшней Луганщины, на южном берегу Северского Донца сербы появились в середине 18 века, когда повелением Екатерины II бойцам двух сербских гусарских полков, сформированных из бежавших от османского геноцида сербов, было разрешено организовать военно-земледельческие поселения, объединенные в колонию Славяносербия. В ЛНР и по сей день существует поселок городского типа, носящий название Славяносербск.

В свою очередь, начиная с 2014 года, в ЛНР и ДНР пришло достаточно количество сербских добровольцев, прибывших защищать русские республики от украинской агрессии. Можно предположить, что кому-нибудь из них и была передана старинная икона, с некоторой степенью вероятности имевшая отношение к Славяносербии, которую он впоследствии привез в Республику Сербскую."


Ну да, так оно и есть. Только эта версия с  сербскими добровольцами не обьясняет наличие печати на обратной стороне "УРСР. Народный комитет образования. Укрнаука. Одесская краевая комиссия"

Не, с небратьями оно и понятно. Если там почитать историю потомков древних шумеров, то хохотать придется всю ночь. А что тогда говорить об истории колонизации Дикого Поля в изложении потомков древних шумеров? А будет еще смешнее. И самое главное, лучше бы они этот вопрос, вопрос принадлежности иконы Украине, не поднимали. Потому что истинная история людей которые основали здесь Славяносербию, играет совершенно другими красками.

При передаче этой иконы специально было обращено внимание на возраст этой иконы.  Я об этом писал три дня назад. Хочется опять вернутся к этому и вернуться более подробней.

Рядом с Луганском есть три места, связанное с той давней колонизацией. Это село Каменный Брод, от которого пошел потом Луганск, город спутник Луганска Александровка и село Веселая Гора.  И вот как раз Александровка и Веселая Гора персонально связаны с именем сербского офицера, который командовал здесь ротой. Константина Николаевича Юзбаши. Остатки родового поместья которого представлены на фотографии в начале.

"Константин Николаевич Юзбаши (Юзбаш, Юзбаша; 1724 — 17 сентября 1802) — бригадир русской армии, выходец из сербских граничар во владениях Габсбургов, один из первых военных поселенцев Славяносербии.
Биография

Прибыл в Россию в октябре 1752 года в чине капитана из состава команды подполковника Ивана Георгиевича Шевича. Вначале вместе с другими сербскими переселенцами пребывал в Киеве.

В августе 1754 г. в составе полусформированного полка под командованием генерал-майора И. Шевича выехал из Киева и прибыл в Бахмут, откуда был расквартирован в одну из казенных слобод Бахмутской провинции. С весны 1756 г. принимал непосредственное участие в создании новой пограничной территориально-административной единицы — Славяносербии, будучи сначала командиром 5-й роты (с. Жёлтое или Жёлтый Яр) гусарского полка генерал-майора И. Шевича.

О продвижении по службе и занимаемых К. Н. Юзбашем должностях данных практически не сохранилось. Известно лишь, что в 1757 г. он был ещё капитаном полка Шевича, в 1767 г — премьер-майором Бахмутского гусарского полка, в 1777 г. — подполковником, в 1778 г. — полковником этого же полка[8]. В 1781 г. в чине бригадира он вышел в отставку.

В качестве ранговой дачи около 1775 г. получил 9600 десятин земли между рр. Северский Донец и Лугань в Славяносербском (Донецком) уезде Азовской (затем Екатеринославской) губернии, где основал, заселил и обустроил несколько сел — Весёлая Гора и Александровка (Юзбашевка), в которых создал усадебные ансамбли и построил церкви — Благовещения Пресвятой Богородицы в Весёлой Горе (1776—1777) и Вознесения Господня в Александровке (1785—1791).

26 ноября 1781 г. бригадир К. Н. Юзбаши награждён Орденом Святого Георгия 4 ст. по выслуге. Умер, по некоторым данным, 17 сентября 1802 г. в своём имении, где и похоронен на приходском кладбище с. Весёлая Гора (могила не сохранилась)"


На этом поиски биографии Константина Николаевича и заканчиваются. Ни имени жены, ни сведений о детях. И самое главное, его фамилия. Как то она на сербскую не тянет. Сейчас наверное и сами жители Веселой Горы не знают, как первоначально называлась церковь, построенная Константином Николаевичем. Между прочим, самая старая церковь у нас в округе. А первоначально эта церковь называлась Церковью Константина и Елены. По имени самого Юзбаши и по имени его жены, Елены.

Начнем копать дальше

"Юзбаши (Юз-баши) (тат., от тюркского слова юз — сотня) — глава или начальник сотни, сотник. Примерно соответствует званию Капитан. В среднеазиатских государствах титул этот дается начальнику отряда. В Турции и Персии прежде так назывались военные начальники, считавшиеся помощниками минбашей, а также управляющие родами кочевников, составлявших иррегулярное войско.

В дореволюционное время в Закавказье юзбаши называли в одних местах сельских старшин, в других — помощников старшин.

Иногда звались наибами"


А откуда у сербского офицера тюркское происхождение фамилии? А оттуда, с востока.

"Константин Николаевич Юзбаши

После падения независимого Сюникского княжества в 1729 году вместе с родителями уехал через Баку, крепость Святой Крест и Грузию в Крым [по другим, вызывающим сомнения, источникам – на Балканы].

В 1752 году, при императрице Елизавете Петровне, поступил на русскую службу. В 1757 году – в чине капитана командовал 5-й ротой гусарского полка генерал-майора И. Шевича.
(Пятая рота - это село Желтое. Которое находится в нескольких километрах от Веселой Горы, вверх по течению Северского Донца)

С 1767 года – премьер-майор Бахмутского гусарского полка.

Участник Первой Русско-турецкой войны 1768-1774 гг. С 25 сентября 1770 года – подполковник того же полка . 28 июня 1777 года произведен в полковники Воложского гусарского полка . С 1 января 1781 года – бригадир (чин V кл., соответствовал 1-й ступени армейского чина генерал-майора).

26 ноября 1781 года награжден за боевые отличия орденом св. Георгия 4- го кл. В том же году поставлен в резерв чинов Военного министерства кандидатом на вакансию. . С 1781 по 1796 гг. состоял обер-комендантом и комендантом в резерве чинов на вакансию (сверх комплекта) .

Умер 17 сентября 1802 года в своем имении в Славяносербском уезде Екатеринославской губернии, пожалованном ему за службу и названом после его смерти Юзбашевкой, и был похоронен на церковно-приходском сельском кладбище.

Награжден Орденом Св. Георгия IV степени (26.11.1781)

Выходец из армян. При рождении – армяно-григорианского вероисповедания. Уроженец Закавказья.
Сын одного из юзбашей (титулатура, характерная исключительно для регионов Персии) полководца Давид- Бека Мелик-Парсаданяна (1674-1728)"


А получается очень интересная картина. Константин Николаевич был чистокровным армянином. И родом с таких мест, что оттуда тянет такими древними веками, что даже трудно себе представить.

"Сюни́к, Сисака́н (арм. Սյունիք, Սիսական) — историко-географический регион Армении, расположенный в восточной части Армянского нагорья, в древности 9-я провинция (ашхар) Великой Армении. Южная часть Сюника начиная со Средневековья также известна как Зангезур.

В грузинских источниках упоминается как Сивниети, в арабских источниках — Сисаджан, а крупнейшая область Вайоц-Дзор — Вайзур. Область Сотк упоминается[ у Птолемея как Содукена (др.-греч. Σοδουκην) в сообщении «Области Армении в части, заключающейся между реками Евфратом, Киром и Араксом, суть следующие: у Мосхийских гор — Котарзенская, выше так называемых бохов; вдоль реки Кира — Тосаренская и Oтенская; вдоль реки Аракса — Колтенская и ниже её Содукенская; у горы Париадра — Сиракенская и Сакасенская»

С 189 года до н. э. Сюник находился в составе Великой Армении, которой правили представители династии Арташесидов, а в I—IV веках н. э. — династии Аршакидов. По мнению Роберта Хьюсена, под областью Фаунитис, которую, согласно Страбону, основатель Великой Армении Арташес I отвоевал у мидийцев, имелся в виду Сюник, а фонетическое несоответствие объясняется ошибкой писца, неправильно скопировавшего название Саунитис, обозначавшее Сюник. На территории Сюника обнаружены надписи царя Арташеса I на арамейском языке.

По меньшей мере начиная с III века н. э. Сюником правили представители древнеармянской династии Сюни, называвшие себя потомками легендарного предка армян Хайка. Это предание пересказано в «Истории Армении» историка V века Мовсеса Хоренаци"


Скорее всего свое славянское имя Константин Николаевич  получил во время службы на территории Сербии, которая находилась под контролем Габбсбургов.( Австро - Венгерская империя.). Ошибочно в биографии Константина Николаевича пишут, что он выходец из сербских граничар. А это не этническая принадлежность. Это воинская профессия. Пограничник.

"Гранича́ры, также гранычары, — обобщенное название пограничников и иррегулярных войск в Австрии, основного населения Военной границы Габсбургской империи (сербов и хорватов).

Граничары на османской (турецкой) границе, из числа хорватской стражи, назывались богмеи.

Граничары были освобождены от большинства феодальных повинностей, и жили по разным комитатам. Селились они вдоль военной границы в чардаках или чардаци — наблюдательных пунктах (НП), и гарнизон в каждом НП составлял до 39 нижних чинов, а всего в 101 НП состояло 3 200 человек личного состава, образовывая 17 рот.

Также граничары были обязаны в случае войны выставлять определённое количество полков. Необходимое военное снаряжение они приобретали за свой счёт и получали денежное содержание только во время войны[3].

В XVIII веке граничары (нем. Grenz-Infanterie — «пограничная пехота», от нем. Grenze — «граница») составляли треть австрийской армии. В военное время граничары формировали батальоны лёгкой пехоты, а с 1798 года — пехотные полки. В период Наполеоновских войн они использовались в качестве лёгкой и вспомогательной пехоты для разведывательно-патрульной службы. С 1805 года 17 полков пограничной пехоты имели в своём составе три полевых и один резервный батальон по четыре роты в каждом. В состав полка также входило артиллерийское (50 канониров и три 3-х фунтовых пушки) и понтонное подразделение.

В XVIII веке по приглашению Петра Алексеевича Романова часть граничар переселилась в Россию, где образовались области Новая Сербия и Славяносербия в Новороссии."


Получается, что Константин Николаевич просто поменял место службы, а не воинскую профессию. А зачем же он и его соратники тогда переселились в Российскую империю? А все просто. По месту прежней службы они были на положении полубомжей. Плюс считались там людьми второго сорта. А в России они получили очень высокий социальный статус и поддержку государства Российского.

Теперь причина, по которой отец Константина Николаевича покинул свою родину, княжество Сюник, территорию Армении.

"В XVII—XVIII веках юг Сюника — Зангезур — становится центром национально-освободительной борьбы армянского народа. Сюникские мелики приняли участие в Эчмиадзинском собрании 1677 года, имевшем своей целью освобождение Армении. После, в 1699 году сын сюникского мелика Исраеля мелик Исраэл Ори организовал в Ангехакоте тайное совещание с участием одиннадцати меликов, на котором было принято обращение к ряду западноевропейских государств с просьбой о помощи в деле национально-освободительной борьбы Армении. Уже в 1700-гг. он организовал национально-освободительное движение, в котором Сюник и Нагорный Карабах (Арцах) играли важную роль.

В 1722 году армяне Сюника восстали против персидского ига. Восстание возглавил Давид Бек, сумевший освободить юг области, в том числе и город Капан. Восстание охватило также Нахичеванский край, в частности Давид Беком был занят Агулис. Одновременно он также вёл успешные бои против османских войск, пытавшихся захватить область в 1725—1727 годах. Особо важное значение сыграла победа при Галидзоре (1727). В 1727 Сефевиды признали власть Давид Бека над регионом, а сам полководец получил право чеканить монеты. Через некоторое время возникли раздоры в среде предводителей движения, которые привели к тому, что часть их во главе с священником Тэр Аветисом вступила в переговоры с турецкими властями, в результате чего крепость Алидзор был сдана туркам. В 1728 году, после смерти Давид Бека, борьбу за независимость возглавил Мхитар Спарапет, которому вскоре удалось взять город Ордубад. Некоторое время спустя, в 1730 году армянский полководец был убит, с его смертью завершилось 8-летнее восстание армян Сюника. В 1730 годах пришедший к власти Надир-шах признал полуавтономный статус меликов Сюника и Карабаха.

В XVII—XVIII веках территория исторического Сюника входила в пределы разных административно-территориальных единиц: побережье Севана было в границахвилайета Чухур-Саад; Вайоц-Дзор, Чахук, Шаапонк и Ернджак во второй половине XVIII столетия сначала вошли в Тебризское, а затем Нахичеванское ханства; Цхук, Агаечк и Абанд находились в составе Карабахского вилайета, а Дзорк, Балк и Аревик — Тебризского вилайета. Со второй половины XVIII века побережье Севана находилось в границах Эриванского ханства, южная часть Сюника — в передалах Карабахского ханства."


Отец Юзбаши покинул Сюник в 1729 году.  Причина очевидна. Неудача и разгром восстания.

серб2

Карта Армении 1788 года. Княжество Сюник и княжество Арцах имеют общие границы.

Сколько событий сплелось в этой маленькой иконе. .Событий, которые идут с глубины веков, как минимум трехсотлетней давности. И те древние события переплетаются с сегоднешними, напоминая о том, что некоторые вещи, на которые претендует одно полугосударство, никакого отношения к нему не имеют

И в свете вышеизложенного материала, передача сербской иконы, по очень большой вероятности родовой иконы Юзбашей, играет еще одним символическим смыслом. Россия защитила и Арцах .Россия защищает наши две республики, с территории которых эта икона попала на территорию большой Сербии. И передача этой иконы, как дань уважения всего того, что делает Россия, защищая потомков владельцев этой иконы. И в Арцахе и на территории Донбасса.

И когда я слышу заявление тех, у которых со штиблетов еще полностью не выветрился запах свинячего дерьма, нормальными словами на это ответить не могу.. Они то и своей истинной истории не знают, а лезут туда, где им места никогда не было.



Судя по размеру этой иконы, которая едва больше ладони, эта икона была родовой иконой рода Юзбаши, которую всегда носили с собой. Как нательный крестик. Судьба потомков Юзбаши не известна. И сгинули они или уехали на территорию Сербии в то время когда "Мы старый мир разрушим до основанья, а потом..." Ну разрушили, а что дальше?  Судьбы людей, которые из Дикого Поля сделали цветущий край сгинули в неизвестность. И этим пользуются проходимцы, волей случая оказавшиеся во власти.

Не дошел до потомков и портрет самого Константина Николаевича. А может уже настает время восстанавливать истинную историю начала
преображения Дикого Поля? И начинать с поисков могилы Константина Николаевича?

А на эту икону могут вполне претендовать и армяне, особенно Арцаха. Которые гораздо породистей армян пашинянского разлива.

Но судьба во многом несправедлива.

Прабабушка моей жены служила в том доме на верхней фотографи. В то время он был одним из самых красивых в округе. Служила прилежно и хозяйка дома, наследница первого Юзбаши, по праздникам одаривала ее всяческими нарядам. И к моменту свадьбы капитализация ее приданного была самой высокой в селе .И не ее выбирали женихи, а она сама выбирали их . И таки да, она смогла выбрать...

А лик на этой старой сербской иконе - это лик Николая Чудотворца.

серб4

 В этом еще заключен очень большой символ. Передача иконы святого в канун его чествования.

https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10287803
https://www.politnavigator.net/podarennaya-lavrovu-ikona-iz-luganska-sprovocirovala-isteriku-v-kieve.html
https://armenia-tour.am/location/%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D1%81%D1%8E%D0%BD%D0%B8%D0%BA/?lang=ru
И множество разделов Вики.

Tags: Донбасс, Луганск, война, история, наш дом., наш край
Subscribe

  • С воскресных покатушек.

    Сегодня идет легкий весенний дождик, который сделал мне выходной в моих огородных делах. А в воскресенье был настоящий солнечный весенний день.…

  • Что нужно знать о сумеречном украинском военном гении.

    Это пограничная река Деркул. Я фотографировал здесь за пару лет до войны. Это брод. Ему как минимум лет четыреста. Он так же обозначен на царских…

  • Юнна Мориц. Стихи о Донбассе.

    А не надо грозным басом Разговаривать с Донбассом, Там не будет базы НАТО, Это - всё, что видеть надо. Там Бессмертный Полк Детей, Он - превыше…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments