mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Categories:

Шпицберген.

100rubley

Малоизвестная страница нашей общей истории. В виду специфики его освоения и использования, связанной с добычей угля на островном архипелаге.

Когда то в молодости работа в Арктикугле была у меня как запасной вариант, в связи с начавшейся разрухой в угольной отрасли. Я по мере сил и возможностей провинтилировал многое, связанное с работой на Шпицбергене и знаю чуть больше, даже тех журналистов, который иногда пишут о Шпицбергене.

Которая ( писанина) иногда вызывает вопросы. По инерции всегда, когда пишут о Шпицбергене и о том, почему Россия до сих пор присутствует на архипелаге, причиной указывают качественный уголь, который там добывается. Ну, да. Качественный. Почти. Примеси серы - четыре процента, зольность в среднем - двадцать пять процентов. Может быть этот уголь раньше и был качественный, но только не сейчас.

Мы, в бытность моей работы в угольной промышленности, много обсуждали тему, почему СССР, а сейчас и Россия ведут добычу угля на Шпицбергене. До войны добыча имела смысл. Потому что уголь со Шпицбергена был востребован. До революции в силу отдаленности Донбасса, после войны в силу того, что все машины и на железной дороге и на воде были паровыми. И близость крупного порта в Мурманске оправдывало добычу угля на Шпицбергене. Но сейчас?

Тогда, во время споров между коллегами, вопрос так и остался открытым. Сейчас я думаю, что причина не в угле. Главная причина в том аэродроме на Шпицбергене

"Аэропорт Свальбард является главным аэропортом Шпицбергена, обслуживающим архипелаг. Он расположен на южном побережье Исфьорда и окружен возвышенностями с юга, юго-востока и востока. Он оборудован единственной взлетной полосой (№10/№28) (приблизительно восток-запад) длиной 2140 метров. Аэропорт расположен на высоте 28 метров над уровнем моря, в нём имеется командно-диспетчерский пункт, который подчинен центру управления воздушным движением Будё (ЦУВД Будё)"
Иными словами, пока Россия представлена на Шпицбергене, на этот аэродром садятся только гражданские борта. Если Россия уйдет со Шпицбергена, на этот аэродром начнут садится НАТОвские самолеты. А со Шпицбергена контролируется вся северная территорий России, включая базы подводных лодок на Севере. А если Россия уйдет со Шпицбергена, там с большой долей вероятности появится станция ПРО вероятного противника.

И поэтому Россия там и остается и будет оставаться еще долго несмотря ни на:

Собственный капитал - 1,16 млрд ₽ (2017)
Оборот  419 млн ₽ (2017)
Операционная прибыль  минус 597 млн ₽ (2017)
Чистая прибыль минус 6,86 млн ₽ (2017)


А теперь немного истории самого Шпицбергена и его природных богатств:

"Официально архипелаг Шпицберген был открыт голландцами в XVI веке при поисках морского пути на Дальний Восток. Во главе одной из таких экспедиций, посланной городом Амстердамом, были Корнелий Рип и знаменитый впоследствии Виллем Баренц. В 1596 году они открыли Западный Шпицберген, после чего Рип осмотрел его берега до 79°50' северной широты. Через 10 лет английский исследователь Генри Гудзон обследовал северо-западные берега Шпицбергена до 81° северной широты и видел острова еще далее, до 82° северной широты. Он первый указал на возможность здесь богатой добычи для китобоев и других промышленников. Открытия Гудзона впервые были нанесены на голландскую карту, изданную Гондием в Амстердаме для описания плаваний Баренца.

В то время в водах Шпицбергена морской зверобойный промысел был наиболее привлекательным. С 1669 по 1778 год около 14000 голландских моряков добыли более 57600 китов. Случалось, что китобои затруднялись вывезти свою добычу, так она была обильна. Все это способствовало сезонной колонизации края. На западных и северо-западных берегах архипелага летом появлялись целые поселения, жители которых были заняты добыванием китового жира, уса и т. п.

Самым большим было голландское поселение Смееренбург на островке Амстердам. Временами в нем проживало до 18 тысяч человек. Зимовать на Шпицбергене попробовали в зимы с 1630 на 1631, потом с 1633 на 1634 год, оба раза благополучно, но последующие попытки окончились гибелью зимовавших и более не повторялись.

За время своего пребывания на Шпицбергене китобои посетили многие места на западной, северной и, отчасти, северо-восточной сторонах архипелага. Пуль в 1610 году обследовал и назвал Бель-зунд, Айс-фиорд, бухту Уайлд и пролив Ганлопен. В 1617 году Эдж открыл острова Короля Карла или, как называют их англичане, острова Уичи, а в 1664 году Норденшельд подтвердил их существование.

Первое обстоятельное описание Шпицбергена было дано в 1671 году Ф. Мартеном, а первая обстоятельная карта составлена и издана Ван-Кёйленом в конце XVII века.

В соответствии с гипотезой российских ученых считается, что открытие архипелага и его первое промысловое освоение принадлежит русским поморам, которым Шпицберген был известен уже в XIV–XV веках. Здесь велся пушной и китобойный промысел. Поморы оставили на архипелаге немало свидетельств о своем пребывании, например, деревянные кресты, которые помимо религиозного значения выполняли роль навигационных знаков, останки судов и поселений, промысловые инструменты. Грумант («падающая ледяная глыба») – русское название Шпицбергена — ведет свое происхождение от слова «Гренландия». Согласно географическим знаниям прошлого Гренландия представлялась огромным арктическим материком, частью которого и считался Шпицберген.

Самое раннее сообщение о плаваниях русских мореходов на Грумант относится к 1493 году. В письме немецкого географа Иеронима Мюнцера к португальскому королю Жуану II говорится о недавно открытом острове Грумланд, который входит в состав владений великого князя Московского. О Грумланде, который принадлежит Василию III, докладывал королю Кристиану II датский адмирал Северин Норби, посетивший Москву в 1525 и 1528 годах. Интересные сведения о «неведомой земле Энгронеланд» сообщает в своей книге «Записки о московитских делах», изданной в Вене в 1549 году, дипломат Сигизмунд Герберштейн. Он указывает, в частности, что посещение этой земли затруднено «как по причине высоких гор, которые твердеют, покрытые вечным снегом, так и по причине плавающего в море льда».

В 1765 и 1766 годах было предпринято плавание тремя судами к берегам Груманта под командой капитана 1-го ранга В. Чичагова. Назначением плавания было «отыскание морского пути в Ост-Индию поперек Ледовитого океана», согласно проекту Ломоносова. Экспедиция Чичагова дважды (в 1765 и 1766 годах) пыталась пройти этим путем, но оба раза была остановлена льдами под 80° северной широты.

Русские же промышленники и ранее, и позже продолжали посещать Грумант; один из них, Иван Старостин, провел безвыездно на Шпицбергене 15 лет и 17 раз зимовал там.

В Горн-зунде русскими была устроена магнитометеорологическая обсерватория, работавшая всю зиму 1899–1900 годов. Летом 1899 года состоялось пробное плавание на Шпицберген русского ледокола «Ермак» с адмиралом Макаровым.

Таким образом, многочисленные документы свидетельствуют о ранних походах русских мореплавателей к берегам Шпицбергена, который обозначен в них как Грумланд или Энгронеланд. Это название, озвученное на русском Севере как Грумант, было живо там вплоть до XX века. Еще раньше поморы называли его Максин остров


Права на архипелаг ещё в начале семнадцатого века заявляли Датско-норвежское королевство и Англия. Норвежцы полагали в то время, что архипелаг является частью Гренландии, над которой господствовала Дания, и потому даже посылала свой флот к берегам Шпицбергена. Однако англичане считали, что их китобои первыми овладели землями архипелага, присоединив их к английскому королевству. В это же время Голландия, Франция, германские города вели острую борьбу за эти промысловые районы. Российские поморы о суверенитете России не говорили, но вели свой промысел на Груманте, осваивая новые территории.

Впервые международный статус архипелага Шпицберген был определён в результате обмена нотами между правительствами России и Шведско-норвежской унии 1871–1872 гг. Главным пунктом этого двустороннего соглашения было закрепление за архипелагом статуса «terra nullius» – «ничейная земля». Именно это положение лежало в основе конвенции о статусе Шпицбергена, которая разрабатывалась на международных конференциях, проходивших в Христиании (Осло) в 1910, 1912 и 1914 годах. В них принимали участие Россия, Швеция и Норвегия. Но в связи с началом осенью 1914 года Первой мировой войны решение по Шпицбергену тогда так и не было принято.

9 февраля 1920 года в Париже представители Великобритании, Дании, Италии, Нидерландов, Норвегии, США, Франции, Швеции, Японии и пяти английских доминионов и колоний под¬писали Договор о Шпицбергене.

Страны-участницы Договора согласились признать суверенитет Норвегии над архипелагом при условии создания ею определенного режима для граждан и обществ стран, подписавших или присоединившихся к Договору. Основополагающие принципы Договора о Шпицбергене заключаются в предоставлении права собственности на земельные участки для занятия любым видом хозяйственной деятельности и установление демилитаризованного статуса архипелага.

7 января 1925 года, в день сдачи ратификационной грамоты последним из первоначальных участников договора – Японией, Парижский договор о Шпицбергене вступил в силу.

После вступления Парижского договора в силу в соответствии с решением короля Норвегии 17 июля 1925 года был принят Закон о Свальбарде, который, как и Горный устав для архипелага Шпицберген (Свальбарда), согласно норвежской королевской резолюции вступил в силу 14 августа того же года. В этот день в по¬селке Лонгийербюен, ставшем административным центром Свальбарда, состоялась официальная церемония перехода архипелага под суверенитет Норвегии.

Норвегия приняла суверенные полномочия над архипелагом. С этого момента на территории Свальбарда действуют все положения гражданского и уголовного кодекса Норвегии. Особый статус Шпицбергена не исключает действие на территории архипелага законодательства Норвегии. Однако внутреннее норвежское законодательство не может противоречить закрепленному Договором международно-правовому статусу Шпицбергена.

Шпицберген для России всегда был жизненно связан с освоением и развитием ее северных областей. Особой была роль России и в решении вопросов, относящихся к определению международно-правового статуса Шпицбергена. В связи с тем, что Россия, будучи в дипломатической изоляции, не принимала участия в Парижской конференции по Шпицбергену 1920 года в Договоре была сделана специальное уточнение о равенстве прав русских граждан и обществ с правами представителей других государств-участников договора.

СССР в 1924 году признал суверенитет Норвегии над архипелагом в ответ на установление с Норвегией дипломатических отношений и заверений норвежского правительства в том, что оно признает интересы Советского Союза на Шпицбергене. Окончательное решение вопроса о международном статусе Шпицбергена произошло 7 мая 1935 года, когда советское правительство заявило о своем присоединении к Парижскому договору о Шпицбергене «без всяких условий и оговорок».

Фактически, по Договору 1920 года это единственная в современном международном праве сухопутная государственная территория общего пользования. В этом уникальном международно-правовом статусе отразились особенности исторического развития архипелага. Поскольку Договор не содержит положения о сроках его действия, он является бессрочным. Как государство, распространяющее свой суверенитет на территорию Шпицбергена, Норвегия обязана следить также за строгим соблюдением До¬говора и не допускать его нарушений.

С учетом жизненной важности для России ее северных морских коммуникаций и портов, значимость Шпицбер¬гена, находящегося на западной границе советского арктического сектора и у выхода в Атлантический океан, не вызывает сомнения. Россия имеет на архипелаге также экономические интересы, кото¬рые признаны Норвегией. Российская Федерация – единственное государство-участник Договора о Шпицбергене имеет на нем Генеральное консульство в поселке Баренцбург.

Крупные залежи высококалорийного каменного угля на архипелаге Шпицберген оцениваются в 10 млрд. тонн. Основной каменноугольный район находится в центральной части острова Западный Шпицберген. Здесь расположены все ныне действующие норвежские и российские шахты.

О том, что на полярном архипелаге есть уголь, кое-где даже выходящий на поверхность, впервые узнали ещё в самом начале XVIІ века. Английский китобой Джон Пуль в 1610 году высадился на южное побережье Кингсбея (Конгс-фьорда). Здесь совершенно случайно он наткнулся на уголь, вынесенный ручьём на берег. Однако к промышленной эксплуатации угольных месторождений Шпицбергена приступили лишь через 300 лет.

Первую попытку добывать уголь на Шпицбергене на рубеже XX века предприняли норвежцы. Они создали две акционерные компании по добыче угля: «Тронхейм – Шпицберген» и «Берген – Шпицберген». Но из-за недостатка денежных средств Тронхеймское общество вынуждено было уже в 1904 году продать свой земельный участок на западной стороне Адвент-фьорда американскому капиталисту Джону Лонгийру. Тот создал в Бостоне Арктическую угольную компанию, набрал партию рабочих и доставил их на Шпицберген. В 1906 году здесь закончилось сооружение рудника и посёлка и началась промышленная добыча угля. Среди первых горняков были норвежцы, англичане, шведы и финны, зачастую не имевшие ни малейшего представления о работе в шахтах.

Вывезенный в Европу уголь вызвал там настоящую сенсацию. Вновь, как в XVIII веке, на Шпицберген хлынули всевозможные разноязычные экспедиции, организованные различными компаниями и просто отдельными лицами. Всех их объединила одна цель – захват земельных участков и выставление на них заявочных столбов.

Восемь лет эксплуатировал этот рудник Джон Лонгйир. Затем американский предприниматель перепродал его Большой норвежской шпицбергенской угольной акционерной компании «Стуре Ношке Спитсберген кюлькомпани/Store Norske Spitsbergen Kulkompani A/S (SNSK)», которая владеет им до сих пор. Новые хозяева стали по-новому называть свой рудник, переведя слово «город» с английского на норвежский язык. Так Лонгийер–Сити превратился в Лонгйир–Бюен. Однако в разговорной речи столицу архипелага обычно называют Лонгиер.

В 1909 году норвежцы начали геологоразведочные работы на уголь южной части Конгс-фьорда, а в 1917 – Кингсбейская угольная компания приступила к сооружению самой северной в мире шахты. Вскоре на 79-й параллели возник рудник Ню-Олесун. Новый Олесун стал самым северным на Земле городком. В 1963 году из-за частых обвалов и несчастных случаев, вызванных взрывом газа метана, норвежское правительство вынуждено было закрыть шахту.

Помимо предпринимателей США, Норвегии и Англии шпицбергеновским углём заинтересовались и другие страны. Шведы в 1910 организовали своё акционерное общество году, назвав его «Ис-фьорд – Бельсунн». К началу первой мировой войны они закрепили за собой участок в бухте Браганца, на северной стороне внутренней части залива Ван-Мейен-фьорд – здесь находится прекрасное месторождение угля, пласты которого выходят на поверхность на высоте 70-80 метров. В 1917 году построили рудник Свеагрува – «Шведская шахта» и приступили к добыче угля.

В начале века Северные районы России испытывали крайнюю необходимость в угле. В связи с этим понятен интерес, который проявили к Шпицбергену русские предприниматели в то время. Первая экспедиция была предпринята в 1911 году. Закончилась неудачей. На следующий год с аналогичными целями на архипелаг отправилась государственная экспедиция во главе с В.А. Русановым. Анализ полученных образцов и разрезов убедительно свидетельствовал о том, что обследованные и застолбленные экспедицией Русанова участки весьма перспективны на уголь.

Вскоре после этого, в конце 1912 года, группа петербургских и архангельских коммерсантов образовала товарищество под названием «Грумант» – Торговый дом А. Г. Агафелов и К°. Лицам, вошедшим в него, Горный департамент официально оформил собственность на угольные месторождения, открытые Русановым. Основная цель этого частного предприятия, пользовавшегося поддержкой государства, состояла в проведении разработок и сбыте шпицбергенского угля.

В 1913 году пароход «Мария» и небольшой бот «Грумант» доставили на архипелаг новую русскую геологическую экспедицию, организованную товариществом «Грумант». Детальные геологоразведочные исследования, проведённые на угленосных участках, закреплённых год назад, доказали ещё раз их промышленное значение и позволили оценить запасы угля в 4 миллиарда пудов минимально.

Половину добытого во время разведок угля (5000 пудов) той же осенью пароход «Мария» привёз в Санкт-Петербург. Проведённые в столице России анализы подтвердили мнение геологов о том, что шпицбергенский каменный уголь по своим качествам не уступает лучшим маркам иностранного «чёрного золота» на материке. В последующие два года товарищество «Грумант» продолжало вести геологические изыскания запасов угля на архипелаге, а рабочие остались зимовать на берегу Колсбухты.

История добычи угля на российских рудниках берет свое начало с июля 1920 года, когда было принято постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР по вопросам использования месторождений каменного угля на Шпицбергене. Этим постановлением было предписано выяснить детальные условия перехода в распоряжение Правительства предприятий Шпицбергенского каменноугольного общества.

В августе 1921 года было образовано объединение лесной промышленности Северо-Беломорского района – государственный трест «Северолес», которому и было поручено заняться вопросами организации добычи угля на Шпицбергене. В тот период на шахте «Грумант» добычу угля осуществляло акционерное общество «Англо-русский Грумант». Оно предложило Правительству РСФСР войти пайщиком в указанное общество.

В 1923 году «Северолес» приобрёл часть акций у грумантской компании. Добыча угля в тот период достигла 20 тыс. тонн в год. В уставе государственного треста «Северолес» указывалось, что его главная цель – исследование горных, всякого рода промысловых (рыбных, звериных) и других богатств острова Шпицберген, а также изучение условий разработки и последующей эксплуатации месторождений каменного угля и других полезных ископаемых.

В июле 1925 года на остров была направлена советская экспедиция. Всесторонне изучив предложение, специалисты «Северолеса» пришли к выводу, что вступление в компанию «Англо - русский Грумант» позволит ускорить решение проблемы снабжения топливом северных областей России, решить нужды морского флота и железнодорожного транспорта северных областей.

Однако сложившийся объём добычи не мог удовлетворить потребности Севера страны в угле. Требовалось заметно увеличить рост добычи топлива на руднике Грумант, а также приобрести новые земельные угленосные участки. Поэтому в 1927 году Трест «Северолес» становится собственником участка «Пирамида», расположенного в самом конце Ис-фьорда.

12 июня 1931 году между объединением «Северолес» и обществом «Англо-русский Грумант» было подписано соглашение о выкупе всех акций. Шахта «Грумант» и Грумантское угольное месторождение, состоящее из 8 земельных участков общей площадью около 80 кв. километров, полностью перешло во владение треста «Северолес».


https://arcticugol.ru/
Tags: история, шахта
Subscribe

  • Зориновка.

    Когда то давно, задолго до войны, гуляли мы с ребенком в окрестностях хутора Малинового. Хутор стоит не очень далеко от печально известной…

  • Луганский литейный завод. Главный заводской пруд.

    Время неумолимо движется вперед, Каждое мгновение сегоднешнего прерващается в прошлое. Каждое маетериальное превращается в духовное. У человека есть…

  • Луганск. 14.02.2018.

    14 февраля — День освобождения Луганска от немецко-фашистских захватчиков Семьдесят пять лет лет назад в далёком 1943 году, 14 февраля,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments