mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Categories:

Чернухинская Мадонна.

DSCN83491

Единственная в Европе. С младенцем на руках. Вернее с младеницей. В музее , в этом зале, темно и на фотографии не совсем хорошо видны детали скульптуры. А то, что это именно скульптура, можно говорить однозначно. Она равнозначна скульптурам времен Возрождения. На ней очень тщательно проработаны все детали. Но во времена Возрождения скульптуры творили профессионалы, которые до этого прорабатывали все детали строения человека. А в данном случае, скульптуру эту ваяли обычные люди, да еще и кочевники. И между ними много веков. И Чаша в руках.


мадонна

Интересна история находки Чернухинской Мадонны и почему ее так назвали.

"Найденная в разрушенном кургане у поселка Чернухино статуя сразу привлекла к себе внимание специалистов.

«В 1971 г. у с. Чернухино Перевальского р-на Ворошиловградской обл. в разрушенном кургане обнаружена половецкая каменная статуя, изображающая женскую фигуру, которая хранится сейчас в Ворошиловградском областном краеведческом музее. Она изваяна из твёрдого кварцевого песчаника с вкраплениями крупных зёрен кремня и кварца. Размеры ее 1,3х0,45х0,26 м. Правая часть лица, подбородок, часть правой руки, поверхность спины сбиты. Голова была отколота, но точно соединяется со сколом торса. Несмотря на повреждения, сохранившаяся часть скульптуры даёт нам ясное представление о её первоначальном виде», – так описала статую археолог Любовь Гераськова в опубликованной в 1974 году статье в журнале «Советская археология».

Уникальность ее – в изображенном на животе ребенке. Как всякое уникальное явление культуры, она стала загадкой для исследователей, пытающихся понять представления половцев о мироустройстве. И у ребенка, и у матери выразительно обозначен пол. Ребенок – не мальчик, а девочка. Почему? Ведь половцы были воинственным народом и было бы логичным ожидать изображение будущего воина. Но древний художник стремился подчеркнуть детородное предназначение женщины и девочки. Чем было и что значило это начало в их культуре?

Привлекло внимание специалистов и подробнейшее изображение наряда знатной половчанки.

«Шапочка-колпачок плотно охватывает голову и украшена по краю широкой лентой, орнаментированной вертикальными насечками. Поверх колпачка надет ещё один головной убор, узким языком спускающийся на лоб и широкой лопастью прикрывающий весь затылок. На затылке к лопасти прикреплена застёжка в виде двух квадратов, а на спине лопасть разделяется на две узкие, заострённые к концам полосы (косы?). От макушки к плечам идут, обрамляя голову, два роговидных украшения. Лицо широкое, с выдающимися скулами. Брови и нос изображены в виде Т-образной фигуры. Рот небольшой, с пухлыми губами. Серьги крупные, круглые, с тремя подвесками. Вокруг шеи – ожерелье из подвесок такого же типа и формы, что и у серёжек. Ниже ожерелья – массивная витая гривна. Статуя изображена в облегающем фигуру кафтане. Рукава кафтана оканчиваются на запястьях узкими манжетами. По плечам и предплечьям проходит плавно изгибающаяся, украшенная полукруглыми фестонами нашивка или «пелерина». Сзади видны зубчатые следы этой «пелерины». По талии кафтан перепоясан широким гладким поясом; ниже талии он спускается тремя фестонами, средний из которых имеет форму овальной лопасти», – дает в своей статье подетальное описание одежды Гераськова.

Впрочем, изображение богатого наряда и украшений при всей своей «натуралистичности», по всей видимости, лишь подчеркивали главный замысел художника – создать «живой» образ прародительницы, родоначальницы рода.

«Бёдра обнажены, на ногах сапоги с острыми наколенниками. Грудь, как и у всех женских половецких изваяний, открыта. Под грудью изображён младенец. Ребёнок лежит поперёк живота матери, головой касаясь правой груди, а левой рукой держится за левую грудь. Поза его неестественна для сосущего младенца — он изображён в разворот, лицом к зрителю. Руки у него слишком длинные, ноги наоборот, короткие; на длинном тельце намечены груди и подчёркнут, как и у матери, признак пола. Ребёнок, несомненно, девочка. Руки женщины не касаются ребёнка — они, как этого требовал строгий канон, держат сосуд (очевидно, горшкообразный с выделенными венчиком и донцем). Дно его немного шире горла», – установила Гераськова.

По мнению археолога, тщательность отделки скульптуры свидетельствует, что она относится «к эпохе расцвета половецкого скульптурного искусства». Вывод этот не раскрывает загадку, а лишь добавляет новые.

«Статуя, несмотря на сходство с подавляющим большинством половецких изваяний, изображавших женщин, весьма необычна. Не нарушив обязательных канонических законов половецкой ритуальной скульптуры, мастер создал образ матери с ребёнком, своеобразную статую половецкой «мадонны». Изваяние не имеет себе подобных в средневековой кочевнической скульптуре. Находка его открыла новую, неизвестную ранее страницу самобытного половецкого монументального искусства», – заключила Гераськова в 1974 году.

«Чернухинская мадонна» – наглядное свидетельство того, насколько мало мы еще знаем об истории половцев и их верованиях. А ведь они теснейшим образом контактировали с русичами.

Крупный советский специалист по кочевым народам Средневековья Светлана Плетнёва также обратила пристальное внимание на обнаруженную у Чернухино половецкую статую: «Обнаруженная в разрушенном кургане у с. Чернухино статуя представляет собой единственную пока находку изваяния, изображающего кормящую мать с ребёнком у груди. Несмотря на необычность скульптуры, она, несомненно, половецкая».

По ее мнению, «статуя женщины с ребёнком несет большую смысловую, вернее, культовую нагрузку». Она приходит к выводу, что обнаруженная статуя может свидетельствовать о сохранении пережитков матриархата у половцев.

«Статуя женщины с ребёнком позволяет нам поставить вопрос ещё об одном важном факте сохранения у половцев норм матриархальных отношений, а именно о сохранении матрилинейного счета родства. Женщина изображена с обнажённой грудью. К этой груди приник ребёнок — продолжатель рода. Идея покровителя рода, дарующего силы, выражена здесь особенно ярко и отчётливо. Однако ребёнок не мальчик, как того следовало бы ожидать, исходя из тюркского фольклора. Это девочка. Статуя символизирует, очевидно, образ женщины, дающей жизнь и силы женщине же – непосредственной воспроизводительнице рода. Недаром поэтому у грудного младенца так явственно подчёркнуты мастером признаки пола», – утверждает Светлана Плетнёва.

Известный луганский археолог Константин Красильников предположил, что «Чернухинская мадонна» создана в период наивысшего расцвета половецкого камнерезного искусства, которое наблюдалось накануне вторжения монголов в половецкие степи. Он датирует её концом XII – началом XIII веков."


мадонна2

Вот в этой статье есть ответ на вопрос, почему она так хорошо сохранилась. Она была внутри кургана и не была подвержена воздействию природы и времени.



Многие половецкие скульптуры которые есть, выветрены, смыты дождями и снегом. А эта, как только вышла с под резца скульптора - кочевника.

Ее нашли со сколом головы. Но вот обратите внимание на этот скол. Справа, вниз. Как кто то с силой и с ненавистью ударил по скульптуре чем то тяжелым.



То время, время ее находки, начало семидесятых годов прошлого века, характеризовалось полным отрицанием веры на государственном уровне. Церкви были, но их посещали люди пожилого возраста. И автору описания даже не пришло в голову сравнить образ этой Мадонны  с образом евангельской Девы Марии с младенцем.  А аналогия просматривается.

Время находки, время накануне монгольского вторжения в эти степи. И время уничтожения кыпчаков - половцев монголами. А почему монголы устроили половцам геноцид, выражаясь современным языком. Почему в завоеванной Руси продолжали действовать храмы, их посещали верующие. Обращать русичей в свою веру, монголам даже не приходило в голову. Русь завоевывали, завоевание сопровождалось гибелью коренных жителей, но потом их особо никто из монголов не трогал. А половцы уничтожались на корню, не жалея ни стариков, ни детей, ни женщин. В чем тут была причина, по которой с большой долей вероятностью, была  отбита и голова Чернухинской мадонны?

Лев Николаевич Гумилев утверждал что к моменту вторжения монголов на Русь, в орде уже доминировало христианство несторианского толка. А каую веру исповедовали кыпчаки - половцы? И от которой они не отказались? Тенгрианство. А не в этом ли причина? Кыпчаки, как носители старой веры предков кочевников, как немой укор монголам, которые отказались от той веры предков? Смертельная вражда на уровне мироощущения.

А откуда в нашей вере такое нетерпимое отношение к язычникам - кочевникам? А не от монголов ли оно нам досталось? Ведь до монгольского нашествия отношение между Русью и Степью было несколько иное.

"...Археолог Вулли находит захоронения с писаной металлической чашей в Шумере.

...Евтюхова и Киселев раскапывают курганы с писаными металлическими сосудами на Алтае.

...Акишев обнаруживает металлическую чашу с надписью в кургане близ Алатау.

Во всех трех случаях, рассмотренных в отдельности, вне связи друг с другом, металлический сосуд остается просто сосудом, случайным предметом среди других случайных предметов могильной утвари. Но собранные вместе, они, дополняясь и поясняясь взаимно, неожиданно складываются, как рассыпанные литеры, в слово, прочесть которое мы уже в состоянии, но понять истинный смысл его нам еще предстоит.

Я обращаюсь к Шумерам: более никто не придавал такого значения металлическому сосуду в погребальном обряде.
Сравните описание двух захоронений, между которыми лежат тысячи километров по горизонтали и тысячи лет по вертикали.
«Погребенный был одет в шелковую одежду. В изголовье покойника стоял серебряный сосуд с тюркской рунической надписью «Могучен» и «Хозяин-владелец».

«Труп лежал на правом боку. Вокруг талии был обернут широкий серебряный пояс. В руки покойника тысячелетия назад вложили чашу из самородного золота. Рядом с ней лежала еще одна овальная, тоже золотая. На двух золотых чашах было выгравировано:
Мес-кала-дуг - герой благодатной страны».

Нить, неосторожно протянутая из Алтая в Шумер, была бы очень тонкой и ненадежной связью, если бы закономерность подобных захоронений с металлическим сосудом и там, и там не была бы подтверждена количественно.
Большая сохранность шумерских могил позволяет наблюдать священное отношение к металлическому сосуду. Во всех обнаруженных погребеньях чаша находится у руки покойника, чем и выделяется из среды других (неметаллических) сосудов

«Эта женщина, очевидно, была высокого звания. Она носила драгоценный золотой убор. В руках эта женщина держала рифленый золотой кубок, украшенный резьбой».

«Умершие положены на бок и держат перед собой чаши (металлические). Над ними лежат глиняные сосуды».
Отметим, что не все металлические чаши из шумерских погребении с надписями. Так же, как и на Алтае. Возможно, не надпись придавала чаше символическое звучание, а форма и металл.

Библиография алтайских писаных сосудов несколько  обширней.

Как бы подчеркивая обрядовую важность этого предмета, все без исключения степные каменные бабы держат в руках сосуд. По сообщению Низами кочевые тюрки до принятия мусульманства, поклонялись Бабе с Чашей, как божеству.

Алтайцами изваяние на кургане было истолковано, как изображение покойника, и они превращают Бабу в каменного усатого мужика. Притом алтайские «мужики» держат сосуды именно той формы, которые находят в захоронениях этого района.


Это поразительное соответствие форм металлических сосудов погребений и форм сосудов каменных изваяний замечает и Л. Р. Кызласов. Он предположил, что эти фигуры олицетворяли умерших.

 Обозримый ареал распространения «мужиков с кувшинами» ограничивается Алтаем и Сибирью.

Из 58 обследованных А. Д. Грач истуканов Тувы, лишь три из них держат отчетливо вырезанные чаши, остальные - кувшинчики .

В южно- и западнотюркских степях находят курганных Баб с иной формой сосуда - чашей. Если и там соблюдалась зеркальная композиция, то следует предположить, что в этом районе ритуальным сосудом являлась чаша, а не кувшин.

...Шумерско-тюркская параллель подкрепляется, на мой взгляд, и тем, что своя Баба с сосудом была и в Шумере. Но та Баба, благодаря вавилонским письменным источникам, сохранила свою божественную функцию. По-вавилонски это - Иштор, богиня воскрешения. Мать Огня, восходящего солнца Тамуза. По мифу Иштор спускается в подземный мир, находит и оживляет Тамуза.
Сохранились статуэтки Иштор, где она изображена с сосудом, прижатым к животу.


Шумерский иероглиф  -солнце, перейдя из графического в скулльптурное воплощение, превращается в Чашу наклоненную.

У руки или у изголовья устанавливали полную чашу - гарантию воскрешения. Разбитая чаша - прожитый год. По количеству лет царя, предающегося ночи, кладут в могилу глиняные или деревянные сосуды. И разбивают. Металлический, небьющийся сосуд воплощает идею воскрешения.

Статуя богини воскрешения Ишторе с наклоненной чашей устанавливается над погребением.

Покойник уподоблялся солнцу-тамузу, Иштор должна была его воскресить. Поэтому она стоит над ним с его знаком - наклонной чашей. У кипчаков сохранились припевки «тамуз, тамуз, тамузук!», которые уже совершенно бессмысленно сопровождают любой текст народного стиха, не согласуясь с ним. Мне кажется - это остаток молитвы богу солнца Тамузз - самая употребляемая ее часть. Следы древних переднеазиатских молитв сохраняются в некоторых современных языках, именно в форме народной припевки. «Любопытны урартские (или хурритские) слова, сохранившиеся в припевках грузинских народных песен», - пишет И. М. Дьяконов, ссылаясь на свидетельство А. Сванидзе.

На курганах от Монголии до Венгрии стояли каменные бабы с чашами, образы богини воскрешения Ишторе. Это изваяние и было внешним атрибутом, символом тенгрианского захоронения."


В нашей местности непропорционально много курганов. Никто толком этот феномен обьяснить не может. "Это все нам досталось от кочевников" Но позвольте, кочевой образ жизни предполагает круглосуточный выпас скота. По причине отсутствия или небольшого снежного покрова в степи. В степи летом редки дожди, как и редок снег зимой и стадам доступна, хоть и сухая трава и зимой. Но у нас то зимы снежные.

Можно предположить, что в те времена климат был несколько другой, Но климатический   фактор в расчет практически не берется. Можно предположить, что здесь практиковался полукочевой образ жизни. Летом кочевье, зимой стойловый способ содержания скота. Но, во первых корма, их надо заготавливать на зиму .А кто этим занимался тогда,если стада надо пасти? А где остатки зимних жилищ кочевников? Хоть что то должно было остаться. А этого нет и никогда такого не находили.

А если предположить, что наша местность имела некое сакральное значение для кочевников? Место последнего  приюта предков? Такое предположение хоть как то обьсняет наличие огромного количества курганов.

А как наши историки интерпретируют это?

"Мы не имеем представления об их хижинах, располагавшихся в устье балок, но археологи хорошо изучили «жилища» террафоксов, ушедших в «мир иной».

В погребении вождя стены колодца орнаментированы елочными канелюрами – углублениями в глинистых стенках в виде «елочки»: эту символику называют «древом жизни». Некоторые специалисты считают, что числовое соотношение «елочек» на стенах гробниц отражают лунные циклы.

 Согласно погребальному ритуалу, покойника посыпали красной охрой, от чего впоследствии кости оказываются окрашенными в красный цвет. Мы склоняемся к мнению, что это символ огня, очищения, Солнца. Наши террафоксы у ног покойников оставляли лепешки или шарики, изготовленные из охры, растертой с жиром. У ног вождя Березовского погребения нашли орнаментированный шар диаметром девять сантиметров. Солнце и огонь широко присутствовали в обряде погребения.

В уцелевшей катакомбе этого вождя, в глине пола, назовем так дно камеры, обнаружено выдавленное изображение стопы несколько больше человеческого размера, которое было засыпано также красной охрой. Иногда изображения стопы встречаются в захоронениях катакомбников и в других местностях. Но смысл его нам пока не понятен.

Красная краска была символом огня, имеющего очистительную силу. О таком значении охры свидетельствуют находки ее вместе с золой и углями в глиняных жаровнях – курильницах и случаи, когда глиняный сосуд был поставлен на краску, как на огонь. В наиболее древних захоронениях курильниц еще не было, но угли и зола
(!!!) свидетельствуют об участии огня в обряде.

Отправляя покойника в загробную жизнь, живые давали ему пищу в горшках, в которых были найдены остатки чего-то похожего на просо. Чаще всего находили пустые горшки, в которые, наверное, наливали молоко или кумыс.


Красная охра символизирует яркие звезды, горящие .Зола это потухшие, черные звезды. Дуализм символов захоронение .Яркие звезды, как и земная жизнь, тухнут как уголки золы, когда человек отпрпвляется в мир иной. Жизнь его так же затухает.

"Солнце восходит, идет по небу, очерчивая в небе полукруг. Краснеет на закате. Исчезает. И темнеет мир. Выступают на куполе блестящие звезды. Смерть солнца - ночь, и это наблюдение ложится в основу тенгрианского погребального обряда. Оформился он и ярко проявился впервые - в Шумере.

Знак ночи в старошумерской письменности   купол неба и звезды. Он же означает понятия - тьма, чернота, смерть. Для детей неба цвет траура - черный. (Знак мог толковаться и как развитие предыдущего - опрокинутая чаша. Дождь, кропление. Совмещение понятий смерть - кропление, дождь прочитывается в обычаях древних земледельцев, которые, вызывая дождь, приносили в  жертву человека или, погребая  человека, кропили могилу водой. Философское уравнение - одно не возможно без  другого - решалось просто: если смерть причина, то кропление (дождь) - следствие,  и наоборот).

По форме этого знака созидается архитектура погребения сына Неба - куполовидное. Магия знака была столь велика, что жрецы на первых порах стремились до мельчайших деталей повторить его в атрибутах. Тело Угасшего Солнца осыпалось искусственными звездами - множеством продолговатых бусинок из светлых  драгоценных минералов и металлов. Они сплошной массой покрывают тела царей и цариц Шумера. Это очень важная особенность, черта определяющая уже тенгрианское захоронение. Археологи полагают, что все эти украшения цари и  царицы носили при жизни и унесли их с собой. Тогда надо признать, что и золотые  маски (золото - металл заходящего солнца) тоже детали повседневной одежды  властителей.

Бусы имели значение лишь как погребальные атрибуты. (Потом,  извлеченные грабителями из многочисленных курганов и склепов, они входили в  моду как туалеты и знаки власти живых царей. Бугровщики напяливали на себя  шитые золотом погребальные кафтаны с узкими длинными рукавами, из которых не  высунешь кисти. Они прорезали в районе локтя отверстия для рук и ходили так  волоча по полу концы рукавов. Как говорится, щеголяли спустя рукава. Невежды в  одеждах мертвых. И эти новые цари уже не брали с собой дорогих вещей в могилы.  Но все это потом. В Шумере же кафтаны погребальные еще не расшивали золотом) .

 «Возле  руки царицы стоял красивый золотой кубок. Верхняя  часть тела совершенно скрывалась под массой золотых,  серебряных,  лазуритовых, сердоликовых, агатовых бус».

Не только женщину уходящую украшали бусами. Тело усопшего царя было покрыто  «сотнями бусинок из золота и лазурита».
В каракумском захоронении «звезды» победнее. «Особенно богатым оказалось погребение ребенка, шею и плечи которого охватывали нити бус, содержащих свыше  400 гипсовых, несколько серебряных и лазуритовых бусин».

Эта традиция осыпания «звездами» сохранялась долго, до средних веков н. э.

В Чечено-Ингушетии несколько лет назад открыли погребение в подземной камере-катакомбе.
«Сотни разнообразных по форме и расцветке бусин оказались в ожерелье погребенной  женщины».
В скифском захоронении на Северном Кавказе:  «...кости мужчины усыпаны бусами: бронзовыми (62 шт.), стеклянными и  сурьмяными - 263 шт., захоронение твердо датируется VI веком до н. э.».

Уже в Шумере встречаются соединения бусин. Главная задача удержать звезды непосредственно на теле погребенного
Египтяне усовершенствовали этот метод - они прибинтовывают мелкие драгоценности к телу.

«Трудно даже себе представить, какое невероятное количество украшений было  найдено на мумии. Под каждым слоем бинта обнаруживали все новые и новые  драгоценности... Этот юноша, этот семнадцатилетний фараон был буквально усыпан с  головы, до ног золотом и драгоценными камнями».

Прочтя это сообщение я предположил, что и остальные мумии содержали такое же богатство. Отметил в карточке и отложил до будущих времен. И пожалел, что не  рискнул выступить.

Недавно в информации АПН: «Группа американских ученых из мичиганского университета в сотрудничестве с учеными ОАР обнаружила ценные сокровища в мумиях 29 египетских фараонов, которые хранятся в Каирском музее с 1898 года. Просвечивая  мумии рентгеновскими лучами, ученые пытались получить  дополнительные сведения о физическом развитии древних египтян. К удивлению ученых под слоем смолистого вещества, которым покрывалось после бальзамирования тело умершего, и внутри  самих мумий, они обнаружили при просвечивании золотые браслеты, священные амулеты, инкрустированные драгоценными камнями...

- Это первая находка драгоценностей египетских правителей после открытия в 1922  году гробницы Тутанхамона, - заявил доктор Джеймс Харис, возглавлявший научную экспедицию.

Полагают, что находка ученых даст много новых сведений о культуре, искусстве и истории древних египтян».
«Неожиданная находка ученых» - сколько в этом определении горечи. Неожиданно может открыть памятники культуры сторож музея Акрам-Боба, или экскаваторщик Ахмет-ага, копнувший не в том месте.

Пока громадный накопившийся в разных странах, случайно найденный археологический материал не обобщен теорией, археология не выйдет за пределы землеройного ремесла, и мы будем время от времени читать в газетах сенсационные сообщения, начинающиеся со знаменательной фразы «к великому удивлению ученых было обнаружено...»

Алтайские и иссыкские погребальные костюмы (камзол) - высшая стадия развития шумерской идеи - «золотые бусы - звезды  на  теле  царя - заходящего солнца».

Впервые встречается такое «специфическое» платье в каракумском погребении.

«Вряд ли такое платье, расшитое лазуритовыми бусами, было повседневным, скорее всего, оно было специально сшито для погребения».

В более поздних алтайских курганах (начало н. э.) погребальная одежда изготовляется из китайского «блестящего» материала - шелка.

Но в ранних (VII-V века до н. э.) шелковым халатам предшествуют меховые, расшитые «золотыми бусинами». Причем, количество этих псевдозолотых псевдобусин достигает уже нескольких тысяч.

В Катангинском кургане, благодаря мерзлоте, образовавшейся в этой могиле, хорошо сохранился халат на меху. Мех окрашен в зеленоватые и красные тона (шумерскке цвета смерти и воскрешения) и выложен узором по типу инкрустаций. Халат отделан полосами кожи с нашитыми на него «пуговицами» - «листовое золото, обтягивающее  деревянную и кожаную основу».

Е. С. Видонова, изучавшая детально этот халат отмечает: «Оформление халата потребовало, видимо, много рук и самых разнообразных мастеров-техников. Так, по приблизительному подсчету одних пуговиц (на деревянной основе) было накреплено  до 8000».

Там же: «...покрытых золотом квадратиков из кожи более крупного размера, чем «деревянных» - около 1000 и более мелких свыше 2000. Все это делалось для одного лица».

Все более изощренней и воздушней становится обряд. Грубая шумерская вера, выраженная сотнями бусин литого полновесного золота и камней чистой воды, заменяются в алтайском обряде формальными бусинами (хотя количество их неизмеримо возрастает). Слабеет вера, утончается золото. Главным становится внешний блеск, основа - бытовой материал. (Не так ли в средние века китайские вдовы увильнули от варварского обычая предков, требовавшего самосожжения на «костре господина», сжигая вместо себя женские фигурки, вырезанные из бумаги?)

«Непрактичность» алтайского золота на камзоле подчеркивает и «непрактичность» самого одеяния. Халат имеет «длинные, чрезвычайно узкие рукава, вероятно, декоративного назначения, так как трудно представить, чтобы в такие рукава можно было продеть руки».

...Юноша из Иссыкского кургана был облачен в кожаное одеяние с нашитыми на него более чем 4000 золотых бляшек. На голове он имел золотой «шлем» с навершием в виде литого из золота горного козла. (Рогатые животные - солнечные божества в Шумере). Талию его перехватывал широкий золотой пояс. По одну сторону от него  лежал бронзовый меч с золотой рукояткой, у руки - серебряная чаша с надписью. Вспомните описание захоронения шумерского царя. Основные знаки совпадают: 1) шлем из электра (сплав золота и серебра), 2) широкий серебряный пояс, 3) усыпан золотыми бусинами, 4) две золотые чаши с надписями. Если учесть, что между ними почти 2 тысячелетия, то совпадения основных метафор погребальных формул можно считать почти буквальными. (В лингвистике такое соотношение назвалось бы  диалектическим отличием живой формы от праформы)


Можно для удобства повествования разделить на отдельные участки, но очень похожими атрибутами - курганами, тркатовать отдельные моменты, как тебе удобно.

"«Исторически так сложилось, что территорию нынешней Луганщины ранее населяли разные племена и народы, и каждый из них оставил материальную частичку своей истории. В основном, это курганы, – рассказывает Евгений Черных, директор археологического музея Восточноукраинского университета им. В. Даля. – Для Луганской области характерны несколько видов археологических памятников. В первую очередь, это курганы. По нашим данным, в области их около 11 тысяч».

На вопрос, кто первым стал жить постоянно на правобережье Донца, на его Привольнянском выступе, где и расположен Лисичанск, археологи объяснили, что первобытные люди занимались собирательством, рыбалкой, охотой и вели кочевой образ жизни. После приручения отдельных видов животных охотники стали превращаться в скотоводов. Степное скотоводство давало больше продуктов, чем земледелие в степи, и позволяло избытки обменивать на хлеб, металл, соль и др.
(У кого? У таких же бедных и убогих?) А с животными уже можно не кочевать в поисках пищи. К тому же большие стада прирученных животных не позволяли совершать длительные переходы, и проблемой становилось прокормить свои стада в зимний период.

Человек стремится улучшить и совеешенствовать свою жизнь. Если образ жизни принятый потом становится хуже прежнего, это противоречит всей человеческйо логике.

Теперь они стали жить большими родовыми семьями, выпасая своих животных в окрестностях обжитого поселения. А когда семья разрасталась, тогда происходило отселение, и часть подрастающего поколения уходила на новое место, но не очень далеко, а на соседний участок, обычно вверх или вниз по реке. Связи ушедших с оставшимися не порывались. Оставалась определенная культурная и племенная общность. Судя по особенностям захоронений и находкам в них, территория обитания этого племени распространялась от Северска на западе до Славяносербска на востоке, и от Попасной на юге до Северского Донца на севере.

За пределами этой территории также жили катакомбники, принадлежащие к той же культуре, но среда обитания и род занятий привносили свои особенности в жизненный уклад и в обрядность племен. На юге от этих скотоводов находилось медные рудники Бахмутской котловины тех времен, которые являются уникальным памятником археологии, истории горного дела, металлургии и первобытной техники. На Картамышском руднике зафиксировали все циклы металлургического производства – горнодобывающий, металлургический и металлообрабатывающий. Катакомбники-горняки обменивали свои медно-бронзовые изделия на  продукцию скотоводов. А на территории современной Харьковщины жили катакомбники-землепашцы, выращивавшие зерновые культуры.

Вот к таким степным скотоводческим племенам раннекатакомбной культуры относились и те люди, которые первыми обосновались на постоянное местожительство вблизи водоносных балок правобережья Донца

 Археологи подводят нас к одному из захоронений, где в скорченном виде лежит хорошо сохранившийся костяк катакомбника, которому более 4 тысяч лет, и говорят, что, пожалуй, он будет выше даже самого высокого из нас. А среди нас был один из журналистов, имеющий рост 2,07 метра. Весьма высок даже по нашим временам. А ведь считается, что раньше люди были помельче нынешних. Не поверив археологам, взялись за измерения костей. Оказалось, что длина костяка 2,10 м. И еще удивили хорошо сохранившиеся большие зубы, без всякого кариеса.

Оказывается, высокий рост – характерная особенность катакомбников, живших в этой местности. Их мы назвали террафоксами, что означает – люди, проживающие на территории лис: terra – земля, территория, fox – лиса. Это сугубо наша дефиниция, привязывающая их к местности. Ведь нужно же как-то обозначить тот род катакомбников-скотоводов, которые первыми построили свои жилища на лисичанской земле, возле Лисьей балки. Да и жилища в балках, и катакомбные могилы террафоксов напоминают лисьи норы"


Возле тех мест находится Лисья балка от название которой пошло название города Лисичанск. У человека небогатая фантазия, дальше лисьих нор она не выходит.

"Могила - четкая печать религии. Погребальный обряд и его знаковая формула переходит от одного народа к другому лишь вместе с верой, т. е. формой сознания.

Древние были ближе к поэзии природы. Они не стыдились учиться у сусликов и хомяков правилам жизни и смерти. Они рыли норы, их первые катакомбы напоминали архитектуру хомячьих нор. Люди засыпали не навечно. Через какое-нибудь время, может, в следующих поколениях, снова взойдет их солнце. И они выйдут из подземелий в дневной мир, чтобы продолжить земное существование."


Пройдут тысячелетия. Формализуется первая наивная вера - тенгрианство.

Последующие религии учтут опыт несбывшихся надежд тенгрианцев и предложат свои варианты бессмертия, которые труднее проверить эмпирически -

а) на небе, перевоплощаясь в дух,

б) на земле, но перевоплощаясь в другие формы живой материи. Все эти веры возникли, как бессильный протест, несогласие с печальным знанием - жизнь вечна, но формы жизни - смертны.

Индоиранцы ревизуют тему буквального воскрешения в идею перевоплощения в иные земные формы. Формула: царь-солнце, осыпанный звездами, натурализуется удивительно - труп осыпан горячими углями, натуральным огнем. Логическим завершением развития этой идеи стала кремация. И сосуду нашли применение. Пепел дымящийся погребался в кувшине.

Напуганные зрелищем индоиранской погребальной церемонии арабы отразили его в сказочной метафоре: дым-джин, заключенный в кувшине.

Христианство, как более позднее учение, использует и продолжающуюся в Европе традицию тенгрианства и новую религию души. У них правом буквального воскрешения пользуется только бог, детям земли предложена небесная альтернатива.

Почти через тысячелетие оформившееся мусульманство похоронило остатки идеи тенгрианства. Никто, даже бог, не воскрешает, ибо, как сказано, бог бессмертен. И соответственно, меняются формулы погребальных обрядов. И только тюрки и монголы продолжают нести сквозь мечи новых воинствующих религий первую наивную мечту младенческого человечества, святую веру в плотское воскрешение.

И одевая покойника в блестящие одежды, и вручая металлический сосуд, они засыпали склеп уже просто круглыми булыжниками (звезды), воздвигали курган устанавливали на нем изваяние богини воскрешения и всекали ей в руки точную копию той посудины, и лили на свежую землю кумыс» и молились: «Славный! Если ты родишься, то родись снова на нашей земле».
Удивительна память человечества!.
.
Сто лет прожила старушка. Последние годы копила монеты. Тихо, без мучении, угасла. И пока несли до машины, бросали горстями на тело монеты. И всю дорогу до кладбища. И последние звенящие пригоршни падали в могилу вместе с первыми лопатами сухой февральской земли... (Алма-Ата, Казахская ССР, 1971 год после рождества Христова, 6000 лет тенгрианства).
Удивительны формы развития смысла!

а) Смысл осыпания бусами и металлическими предметами знатных покойников с потерей письменного знака, из буквалистского, описательного развивается в поэтический, в соответствии с философией тенгрианства. Человеку таким образом желают возрождения.

б) Ритуал переносится на живых - осыпая новобрачных серебряными монетами или любыми другими мелкими дорогими предметами, тюрки желают им произвести новую жизнь и самим жить вечно. Желают? Точнее желали. Ибо обряд этот сохранился лишь внешне. Содержание его исполнителям уже давно не известно. А название «шашу» не выражает истории обычая, он только описывает действие.  Шашу - сыпать, осыпать.

в) И в погребальном обряде смысл утрачен, остается традиция. Участники церемонии бросают в могилу монеты (как христиане - горсти земли. Изменился материал «звезд», уцелел лишь жест)


Удивительно живуч термин культа!

Придя в Азию тюрки передали культ бога-неба тенгip монголам. Их древнейшее культурное взаимодействие отразилось в языках. Пласты общей лексики и сходства некоторых грамматических моментов позволяет лингвистам считать монгольские и тюркские языки генетически родственными, восходящими к одному общему источнику - алтайскому праязыку. Миф, порожденный методом индоевропейского языкознания. Хотя даже этим методом можно было отличить заимствование от родства.

...Позже всех расстались с тенгри кипчакские племена. Как за спасительную нить, связывающую их с великим прошлым, держались они за Имя. По нити этой били мечи мусульманских, буддийских и христианских миссионеров.

В XIII веке монголы разгромили кипчаков. Часть из них оказалась в Венгрии. К XX веку они забыли язык, имя свое, приняли христианство, но что-то держало их вместе, хотя мало их осталось. И когда, выходя из христианской церкви к Карцаге, они садились в круг начинать нехристианскую молитву, люди, окружив, смеялись их словам: Тенгри, Тенгри, амен! Тенгри, Тенгри, амен!

Люди хохотали до упаду. Им казалось уморительным, что скуластые эти старики, так сурово и преданно молятся кукурузе. (Кукуруза по-венгерски - тенгери).

Из всего родного кипчакского языка старики эти запомнили только одно - Имя. Не относящееся к основному фонду


С Праздником тебя, Чернухинская Мадонна!


Некоторые фото из журнала Варандея, когда он посещал наши места.
Часть материала из книги Олжаса Сулейменова "Аз и Я"
https://lugansk1.info/63482-chernuhinskaya-madonna-zagadka-dalekogo-proshlogo/

https://thelib.info/logika/2464259-luganskaya-oblast-slavitsya-svoim-arheologicheskim-potencialom-kopat-i-kopat-shutyat-mestnye-arheologi-i-uveryajut-chto-raboty-hvatit-ne-na-odin-desyatok-let/
Сергей КАЛЕНЮК, Николай ЛОМАКО - http://www.lisichansk.org.ua/%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9-%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8E%D0%BA-%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9-%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BA%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B0/

Tags: Донбасс, Луганск, история, наш дом., наш край, наш маленький и хрупкий мир.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments