mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Category:

Старый сибирский соболь.

При написании предыдущей записи, надо было уточнить кое какие даты. Зашел на Вики, открыл статью, посвященную истории Луганского литейного завода и с удивлением обнаружил что статья эта слегка подредактирована. Я в свое время сильно заинтересовался историей возникновения Луганского литейного завода и статью с Вики внимательно тогда еще изучил. Нынешняя редакция этой статьи заставила меня задуматься о многом.

Я всегда считал, что писанина моя в Живом журнале - это, ну не баловство, а место для изложения кое каких то своих мыслей .Мыслей не претендующих на какую то истину, а как альтернативный вариант рассмотрения нашей непростой истории. Оказывается я не совсем прав. Кое кто очень внимательно читает мои статьи, посвященные истории, делает выводы и вносит правки, хотя бы в Вики.

Что я имею ввиду?  Первоначальное знакомство с историей зарождения Луганска и того завода, Луганского литейного, от которого пошел город Луганск, слегка завораживает. Еще бы, такие имена, особенно Карл Гаскойн. Который поменял свою шотландскую родину и приехал трудиться на благо далекой России. И не только он, но и те соратники, которых он привез с собой. А название самой старой улицы Луганска - Английской, наполняет сердце гордостью. Но очарование быстро прошло, как только я углубился в детали этой истории, истории строительства и начала работы литейного завода.

Есть много фактов в той отредактированной статье, которые указывают на некоторые не очень хорошие вещи. На деятельность этого английского десанта. Который при внимательном рассмотрении оказался совсем не тем, что о нем думают.

"Луганский литейный завод действовал и продолжал расширяться. В 1803 году закончили домну № 2, которая была на треть меньше первой. В 1804 году установили паровую машину для сверления пушек (раньше механизмы на этом участке приводились в движение силой действия воды). Кроме доменного и литейного на заводе работали кузнечный, слесарный, столярный, токарный цеха, производство по обработке камня. Возводились административные здания и жилые дома[5].

В 1804 году английский механик Макли закончил сооружение первой машины и мельницы для сверления пушек. В это время завод выпускал пушки, снаряды, гранаты и другие виды вооружения и снабжал ими Черноморский флот"


Гидротехнические сооружения будущего завода до сих пор впечатляют. Осталась дамба от главного заводского пруда, длиной больше километра.

"Как планировал Карл Гаскойн, для завода возводилось сложное гидротехническое сооружение. По характеристике министра финансов Петра Фёдоровича Брока, для снабжения завода водой на речке Лугань и впадающей в неё речке Белая устроена огромная плотина, поднимающая воду на 6 аршин и имеющая посередине спуск шириной 50 саженей, через который стекает излишняя вода. От этой первой плотины в сторону был проведён канал, впадающий в речку Ольховка, которая также поднята подобной плотиной, оттуда канал этот идет под горой до самого завода на пространстве семи вёрст. Прямо же от плотины, изливающаяся через спуск первой плотины вода несколько ниже образует новый пруд с такою же плотиною. На ней была устроена мукомольная мельница, взамен четырёх старых. Сам завод стоял на низком месте, подтапливаемом весенними водами. Чтобы предотвратить затопление завода, был насыпан высокий земляной вал наподобие крепостного. Поблизости от завода был выкопан огромный резервуар, чтобы сохранить на всё лето весеннюю воду"

Современный человек вспоминает за лопату, когда ему надо перекопать огород на дачном участке, да и то, если он у него есть .Что такое вырыть два канала общей протяженностью больше десяти верст, и насыпать дамбу длиной больше километра, современный человек осознать не может. Не представляет, сколько надо для этого труда и сколько надо для этого людей. Для этого на строительство каналов и прудов привлекались и солдаты, и каторжане, и скопцы, и бродячие польские солдаты. Все равно строительство этих сооружения продвигалось медленно. И эта стройка тормозила начало работы завода. А для чего они, все эти дамбы и каналы, были нужны, если через пару лет на заводе начали появляться паровые машины? Мало того, вскоре и на самом заводе был освоен выпуск этих паровых машин.

Это так планировал Карл Гаскойн.

Если рассматривать историю зарождения Луганского литейного завода в контексте истории Луганска, сама эта история выглядит впечатляюще. А если рассматривать историю Луганского завода в контексте истории России, то тогда всплывают некоторые другие вещи, не совсем завораживающие.

Для строительства литейного завода были выделены громадные по тем временам деньги. Больше семисот тысяч рублей. Это был остаток тех средств, которые были выделены на строительство Черноморского флота. И даже этот факт заставляет задуматься и считать, что Луганский литейный завод рассматривался как часть этого Черноморского флота. Который должен был поставлять на флот пушки и ядра. И должен был изготовлять пушки и ядра из чугуна, выплавленного из местной руды.

Но Черное море долго было вотчиной Англии. Английские купцы занимались на Черном море работорговлей. А главный хозяин Черного моря, Османская империя, очень долго была там  главной силой. Появление России на Черном море очень сильно не устраивала Англию. Это появление отвлекало очень большие силы османов на сдерживание России. И уменьшало османскую экспансию в Европу, основного конкурента Англии на то время

И получился очень интересный расклад. Специалисты, которые строили завод по снабжению оружием Черноморского флота были поданными Англии.

Построили домну, наладили поставки местной руды, добычу угля и получения из него кокса. Провели всего лишь одну плавку и сразу же сделали вывод, что из местного сырья выплавлять чугун невозможно. Уже сам этот факт должен вызывать подозрение. И подтвердить и опровергнуть этот факт в то время было некому. В России до Луганского завода на каменноугольном коксе чугун не выплавляли нигде.

Но завод то построили и он начал работать на привозном чугуне.

"Во исполнение решения чиновников, весной 1808 года пермский купец Попов доставил из Камско-Воткинского завода вешними водами в Луганск 15 000 пудов уральского чугуна знаменитой марки «Старый сибирский соболь» и завод продолжил выпуск продукции военного и гражданского назначения"

С Урала, поперек течения главных европейских российских рек. Больше двух тысяч верст.

А вот интересно, знает ли кто нибудь сейчас, сколько чугуна можно отвезти на одной конной повозке?

Обычная лошадь, не тяжеловес, больше пол тонны груза тянуть не может. Полтонны груза - это тридцать пудов. 15000 пудов - это пятьсот ходок. Хоть этот чугун и везли частично водой, но между реками его надо было везти в подводах.

Хоть старый сибирский соболь, хоть молодой.

Но завод то построили и он вынужден был работать на привозном чугуне. И поэтому продукция его оказалась дорогой и приносила казне только убытки. И это предопределило дальнейшую его судьбу.  Ситуацию несколько оттянула Крымская война. Луганский завод оказался самым близким к театру военных действий и снабжал флот пушками и ядрами не взирая на затраты. После окончания войны встал вопрос о его закрытии и в 1887 году завод остановили и закрыли.

Главный заводской пруд можно было использовать для предотвращения подтопления города талыми водами весной. Но и для этого он оказался не приспособленный. Славно потрудились английские специалисты.

Петр Алексеевич прорубил окно в Европу. И через это окно, кроме нормальных людей, в Россию хлынули авантюристы и скрытые враги.  Карл Гаскойн с соратники оказался из этой плеяды.

Tags: Луганск, Луганский завод., история
Subscribe

  • Не буди лихо...

    Интересно читать сейчас новости про все те европейские страсти, которые развернулись вокруг Северного потока 2 и вокруг Газпрома. Особенно…

  • Классика жанра.

    Пять стадий принятия неизбежного. 1. Отрицание 2. Гнев 3. Торг 4. Депрессия 5. Принятие Наверное, правильней надо написать - пять стадий осознания…

  • Стройка.

    Самая первая моя поездка за пределы Луганска в этом году была в средине апреля. Разминался после зимней сидячки. Поехал я на источник святого…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments