mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Category:

Большой Суходол.

DSCN8656

Следующим селом у меня на пути оказалось село Большой Суходол. На этом селе (именно "на", а не "в", на его истории) я задержусь несколько дольше. Хотя село это я проехал достаточно быстро. Скатился со свистом с южного склона балки Сухой Дол. Чуть задержался возле магазина в селе, прикупив себе воду на дорогу. А затем пешком поднялся по северному склону балки, толкая велосипед. Полтора километра вверх.


DSCN8659

Места задесь, в плане истории, очень интересные. Можно даже сказать, уникальные. Возле села Большой Суходол, в нескольких километрах севернее, сошлись две эпохи. Здесь проходила граница между Славяносербией и Областью Войска Донского.

Серьезных исследований, связанных с историей села Большой Суходол нет. Может что то и осталось в архивах, но это что то никому не интересно. Поиск в сети практически ничего не дал. Попались две заметки. Одна в блоге с фотографиями этих мест. Автору блога показалось, что эти фотографии выглядят скучно и он решил их разбавить небольшим количеством текста.

"Необыкновенной красоты панорама села Большой Суходол.Это одно из самых старых сел на территории нашего района. Первое упоминание в истории о селе Большой Суходол было еще в 1650 году. В те далекие времена это живописное место на берегу Северского Донца заселили Донские казаки. Хутор Большой Суходол был одним из самых богатых хуторов станицы Гундоровской Области Войска Донского. В 1885 году здесь была построена одна из самых богатых и красивых церквей и имела она имя Свято-Георгиевской."

Ну да. В то время в этой самой богатой и красивой церкви, службу вел всего один батюшка и один псаломщик.

И еще одна заметка посвященная этому селу, чуть поболее, но мути в ней несколько больше.

"Великосуходольский сельский совет расположен в восточной части Краснодонского района Луганской Народной Республики. Административный центр сельского совета -  село Великий Суходол.

В состав Великосуходольского сельского совета входят села Беленькое, Малый Суходол, Подгорное, Поповка.

Территория сельского совета граничит с Давыдо-Никольским, Белоскелеватским, Пореченским и Верхнегерасимовским сельскими советами Краснодонского района и имеет границу с Ростовской областью Российской Федерации по реке Северский Донец. Общая площадь земель в границах сельского совета составляет 1540,9 га Численность населения - 2198 чел.

село Великий Суходол - административный центр сельского совета, расположено на правом берегу Северского Донца, в 30 км от центра города Краснодона.  С севера на юг  граничит с Каменским районом Ростовской области (Россия) - 12 км по суше, и 18 км по реке. С городами  Краснодон и Луганск село связано автодорогой. Площадь населенного пункта -779,1га.

 Население составляет – 1440 человек, количество дворов – 539, количество улиц - 15

Территория края была заселена в глубокой древности. Своими корнями история села уходит в VIII век до нашей эры.

Начиная с 1650 года, на реке Северский Донец стояли запорожские охранные пикеты, которые следили за татарскими перелазами. Это первое упоминание о селе,  и по этой причине -1650 год можно считать годом основания села Большой Суходол. Крупные пикеты были выставлены  в Суходолах  и через 12 лет в Макаровом Яру ныне село Пархоменко.

Когда в 1670 году вспыхнуло восстание под руководством Степана Разина, население нашего края помогало ему оружием, продовольствием, людьми.

 Во время гражданской войны село Большой Суходол освобождали отдельные отряды Конной армии С.М. Буденного."


Это с городского портала города Краснодон .Большой Суходол входит в состав Краснодонского района.

Ну и теперь неспешный разбор той мути, написанной в этих двух заметках.

В семнадцатом веке земли, лежащие на правом берегу Донца и дальше на юг от русла, именовались Крымской стороной. Да - да, по имени того Крыма, который сейчас Ялта, Новый свет, Массандра и Крымский мост. Но в те времена Крымом владели и жили в нем крымские татары и крымская сторона подразумевала владение этими землями. И в то время донские казаки жили на левом берегу Донца, который носил название Ногайская сторона и со своих городков, раскинувшихся по берегам Донца, носа не высовывали. Сами должны понимать, почему. И не могли донские казаки в те времена, от слова совсем, селится на правом берегу Донца, на Крымской стороне.

Не, можно понять того мальчика или девочку, которым поручили подготовить историческую справку по селу Большой Суходол. Но куда смотрели старший товарищи? А никуда. Историческая компетентность старших товарищей на таком же уровне. Все те же, шустрые и пронырливые запорожские казаки.

суходол1

Так выглядит местность на противоположном от села Большой Сукходол берегу Донца. Это Ростовская область. Слева, в центре снимка, видно бугор у подножья которого стоит Суходол.

суходол

А так выглядит дорога на этом берегу, идущая вдоль русла Донца. Это все та же Ростовская область.

Я очень много провел ночей на берегу Донца .Ночью и днем, рядом с Кружиловкой и напротив, регулярно слышно гул автомобильных моторов. Там, на той стороне, от станицы Митякинской идет асфальтированная дорога до трассы М04 Дон. На берегу возле Давыдо Никольского шума автомобильных моторов значительно меньше .На той стороне идет ответление от митякинской дороги к хутору Грачики. Асфальтированное ответление. Когда я ночевал возле Поповки, шума автомобильных моторов я не слышал вообще. Там с дуру ездят только грибники и туристы. Которые регулярно садятся по днище в этих зыбучих песках. Но это сейчас. А тогда, в те прошлые времена  даже таких дорог здесь не было.

Это я о том, о котором много писал, когда разбирал историю села Пархоменко - Макров Яр. Проехать дальше, переправившись через Донец, можно только в ограниченных местах .Вдоль русел притоков, впадающих в Донец.

Очень мне понравилось словосочетание "татарские перелазы", особенно в  привязке к  местности у будущего села Большой Суходол. Вдоль которого Донец течет с севера на юг. И перелазить надо в восточном направлении. А дальше то куда? Дальше на восток, для поиска столицы Золотой Орды?

Что бы  понять настоящий ход истории, надо с исторической точки зрения вознестись чуть повыше. И с этой высоты рассматривать историю всех этих Суходольских пикетов с шустрыми и пронырливыми запорожскими казаками  и не только.

А с большей  высоты и видно больше.

К средине семнадцатого века, практически было завершено строительство южной пограничной укрепленной линии России. Это когда появились крепость Ахтырка, крепость Сумы, крепость Изюм, Валуйки и Белгород.  А в промежутках между этими крепостями были возведены трудно преодолимые укрепления с небольшими гарнизонами. И время первого упоминания о селе Пархоменко - Макаров Яр ( которого тогда еще не было) и про эти все суходольские пикеты с шустрыми и пронырливыми, чудно совпадает с завершением строительства этой пограничной черты.  И все эти пикеты, которые появились здесь - это были передовые наблюдательные пункты именно южной пограничной черты России и никак по другому.

Ну а теперь о том материале, стоящем историческом материале, который я нашел в сети.

В 1896 году вышла одна интерсная книга. "Донская епархия в ее настоящем положении." (По статистическим данным 1896 года) Издательство Донская типография, Новочеркасск 1896 год. Автор этого справочника Кириллов Андрей Александрович. Суходолу в этом справочнике посвящен оидин абзац, но достаточно информативный:

"Хутор Суходол, Донецекого округа, Гундоровской станицы.

Георгиевская церковь построена в 1885 году, деревянная, однопрестольная. Метрики и исповедные росписи с основания храма.

Хутор находится в 130 верстах от епархиального города Новочеркасск и в 35 верстах от благочинного. В состав прихода входят хутора: Подгорный в 3 - х верстах, Малый Суходол в 7 - ми верстах, Манохин в 7 - ми верстах и Хрящи в 6 - и верстах.

Причт из одного священника и одного псаломщика пользуется доходами до 1320 рублей в год. и двумя подцерковными домами.

Первого октября 1885 года здесь была открыта церковно - приходская школа.

Прихожан православных числится 996 мужского пола и 1019 женского пола."


DSCN8658

Георгиевская церковь была деревянной и до наших дней не дожила. Сейчас на том месте, где был храм, стоит памятный знак.

теплое

Это деревянный казачий  храм в селе Нижне Теплое, который сохранился до наших дней. Такой могла быть и Георгиевская церковь в селе Суходол.

Теперь, исходя из того небольшого абзаца, можно прикинуть ,когда окончательно сформировалось село Суходол. В те времена церковь исполняла обязанности того, что сейчас имеет название портал государственных услуг. Церковь регистрировала браки, в метрических книгах вела записи о рождении и смерти. До того, как в Суходоле появилась церковь, жители села вынуждены были ездить регистрировать такие вещи в ближайший соседний  храм. А это станица Гундоровская, в тридцати пяти верстах от Суходола. Что бы обвенчаться, надо было садится в повозки и ехать в Гундоровскую. Что бы отпеть усопшего, надо было ездить за священником в Гундоровскую. Когда Суходол был небольшим селом, с этим мирились. Но когда село разрослось, возникла необходимость в собственном храме для этих вещей. А это примерно за десять лет до появления Георгиевской церкви. 1875 год. Но это тот момент, когда Суходол стал большим селом.  А когда было время первых поселенцев на месте будущего Суходола?

А это время не могло быть раньше того, когда в Диком Поле возникла Славяносербия.  Именно, когда уже Дикое Поле стало заселятся селами и жителями, а не тогда, когда здесь появились первые шанцы сербских гусарских полков. Время, когда исчезла опасность повторных набегов крымских татар и когда Россия уже полностью завоевала северное Приазовье и черноморское побережье Крыма. А это третья четверть восемнадцатого века.

Небраться любят смаковать историю села Макаров Яр. Это для них такой специфический маркер и фетиш для доказательства на примере казака Макара того, что первыми поселенцами в этих местах были запорожские казаки. Но Макар поселился в том яру, который потом стал Макаровым Яром и по имени этого яра назвали село, так же в то время, время Славяносербии. И когда уже здесь не боялись никого. В биографии казака Макара есть один исторический прикол. Очень неприятный  для небратьев. Оставной казак Макр со домочадцы, поселяясь в этих местах, мечтал обрести на старости лет свободу и покой. А попал в крепостные сербскому полковнику Шевичу.

Годовой доход Георгиевского храма в Суходоле составлял 1320 рублей. По тем временам значительная сумма. Это говорит о зажиточности жителей Суходола.

Уникальность этих мест заключается еще и в том, что Слаявносербия и Донской край сошлись в одном месте и можно сравнивать их образ жизни. Но что бы такое видеть, ковыряться пальцем во всех дырках и высасывать потом из пальца историю этих мест мало. Надо все это видеть собственными глазами. И здесь в глаза бросается отличие в способах расположения славяносербских поселений  и поселений донских казаков.

Места будущих поселений Славяносербии выбирались исходя из будущего земледелия, как способа обеспечить себя пропитанием. Слявяносребские села по берегам  располагались в тех места, где к Донцу подходили широкие долины или старые и не крутые овраги. И где не было такого крутого берега, как у села Подгорное. Там,  где крутые берега переставали быть крутыми и плавно спускались к Донцу. Так стоит Давыдо Никольское, так стоит Кружиловка и Пархоменко. Точно так же выбирались места и на местах первых сербско - гусарских шанцев. Каменного Брода, Вергунки и Красного Яра в окрестностях будущего Луганска. Так поселялись и на месте первых шанцев по берегу Донца. В Раевке и Желтом. И потом, когда появились остальные села здесь, Веселая Гора и Паньковка, такой способ поселения сохранялся.

Донские поселения, места для них, выбирались несколько по другому способу. Как раз под высокими берегами. Но. Между поселениями и Донцом всегда присутствует широкая пойма. Место с неиссякаемым плодородием. Когда земля в пойме постоянно обогащалась илом во время паводков. А распаханные целинные земли требовали постоянного внесения навоза для поддержания плодородности. И такой способ поселения донских казаков связан с их укладом жизни, тем, которые шел из глубины веков .Когда пропитание добывалось с помощью рыбной ловли и охоты. И земли вокруг служили только для огородов и небольшого посева зерновых, но уже потом. Дон стал житницей России несколько позже. Когда начали осваивать донскую целину.

Ну а теперь немного фотографий этих красивейших мест. Выложу их все сразу. Не хотелось разбавлять целостный текст красивыми фотграфиями.

DSCN8661

DSCN8683

DSCN8681



DSCN8684

DSCN8685

DSCN8687

DSCN8686

DSCN8671

DSCN8672

Проехав эти красивые места, я покатил дальше. К селу Давыдо Никольскому. Которое расположилос у Давыдовой горы. Котрую видно в далеке на горизонте на последней фотрафии

Фото песчанйо местности напротив Суходола из блога http://www.meotyda.ru/sites/default/files/images/uploads/Stanichnik/uploads/299/5c7929aecf0ee534f8bdcdd5f6906089.jpg

Фото оервянной церкви в селе Нижне Теплое с ресурса Panoramio.

Tags: Донбасс, Луганск, и только ветер., история, наш дом., наш край
Subscribe

  • Не буди лихо...

    Интересно читать сейчас новости про все те европейские страсти, которые развернулись вокруг Северного потока 2 и вокруг Газпрома. Особенно…

  • Классика жанра.

    Пять стадий принятия неизбежного. 1. Отрицание 2. Гнев 3. Торг 4. Депрессия 5. Принятие Наверное, правильней надо написать - пять стадий осознания…

  • Стройка.

    Самая первая моя поездка за пределы Луганска в этом году была в средине апреля. Разминался после зимней сидячки. Поехал я на источник святого…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments