mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Category:

Родаково - Лихая. Инженерный шедевр. Ностальжи.

лихая7

Батин дизель. В 1964 году в Луганск начали поступать венгерские дизель - поезда. Но уже модифицированного исполнения. Вместо "Д" в Луганск начали приходить "Д 1". Примерно в это же время батя переучился на машиниста дизель - поезда и начинал работать еще помощником машиниста. Д 1 отличался от "Д" несколько большей мощностью дизеля и на нем была уже автоматическая трехступенчатая трансмиссия. Когда трогался дизель Д, можно было, если внимательно прислушаться, услышать и почувствовать, как там переключались передачи .Дизель - поезд еле заметно, слегка дергался. На Д 1 переключения ступеней было по другому. Он плавно трогался, потом при скорости в сорок километров автоматом сбрасывались обороты и включалась вторая ступень и дизель так же автоматом набирал обороты и ехал уже намного быстрей. Третья ступень включалась при скорости в семьдесят. Не на многих пригородных маршрутах эти поезда ехали под третьей ступенью. Исключением был маршрут Луганск - Лихая. Я с батей неоднократно ездил в кабине и видел и чувствовал это . Хорошая была ветка, скоростная. Но все хорошее приходит к концу. По мере старения этих поездов, все реже и реже они так ездили. Переставала автоматом включаться вторая ступень, только принудительно, путем пересброса  оборотов при определенной скорости. Тогда могла включится и вторая ступень. На третьей они перестали ездить совсем.

И дизели и коробки передач венгры выпускали по германской лицензии. Электрооборудование так же было не венгерским, большая часть было английским. И когда развалился соцлагерь, участь этих дизель - поездов была предрешена.
Был один кусочек железной дороги, не на этом участке, где дизель - поезда набирали скорость в сто километров в час. Это небольшой кусок от станции Новосветловский до станции Моторный, по моему, Это остановка в черте села Николаевка на Донце. Там был крутой уклон. При трогании с места, батя просто сбрасывал тормоза и дизель - поезд начинал катится, набирая все больше и больше скорости. И перед Николаевкой летел со скоростью в сто километров.

Много воды утекло с того времени. Дизель поезда благополучно распилены на металлолом. Ветка возле Николаевки заросла травой, Станица Луганская рядом. Кусок дороги от Изварино до Лихой разобран и от нее остались только насыпи и следы рельсового пути.

лихая6

Дизель поезд прибывал в Лихую на боковой путь. Там же и высаживали пассажиров. Рядом загруженная дорога от Воронежа до Ростова. Этот подьезд к Лихой интересно был устроен. Вот ты едешь по донецкой степи, с ее необьятными просторами, как вдруг дизель начинает тормозить и внезапно останавливается уже на станции Лихая.  На этом  маршруте батя не брал  с собой еду в дорогу. В Лихой была хорошая рабочая столовая для железнодорожников.. Я там то же бывал с батей и могу подтвердить.

лихая24

Уникальная дорога. Уникальна своей красотой окружающего пейзажа, который видно в предыдущей заметке. И остатки железной дороги так и остались частью того пейзажа, совершенно не портя его. Тогда, когда я ездил с батей, меня больше захватывала сама поездка. Пейзаж воспринимался как что то обычное. Сейчас все это смотрится совсем по другому.

лихая5

DSCN7631

DSCN7632

лихая25

Много написано про строительство Транссибирской магистрали. Про эту ветку почти нет ничего. На протяжении примерно в сто километров, две трети дороги проходит по глубоким каньонам, прорубленным в твердых песчаниках.





DSCN7633

На этом небольшом, в общем то, кусочке дороги - шесть тоннелей.

лихая4

Самый короткий из них, длинной метров пятьдесят. Самый длинный свыше двух километров. Один из самых длинных в европейской части России.

лихая2

Дорога эта умирает вместе с Донбассом. У нас этому кусочку дороги еще повезло. От Краснодона по этой дороге вывозится уголь для потребителей. Но сколько это будет продолжаться, неизвестно. Можно было запустить пригородный маршрут до Изварино. Он бы пользовался спросом. Но там дорога под тепловозной тягой. Может быть в этом причина, что туда ничего не ходит.

лихая16

Пройдет с десяток лет и при виде этой картины, никто не поймет, а что здесь было. Откуда взялись эти развалины .А если кто то и узнает в этих развалинах остатки станции, то название ее знать совершенно не будет.

Мы живем посреди развитой индустриальной эпохи. Все достижения этой эпохи воспринимаются нами как все само собой разумеющееся. Нас трудно сейчас чем то удивить, даже полетами в космос. И все наше индустриальное окружение мы точно так же интерполируем на те, прошедшие времена, так же как само собой разумеющееся. И вот этот небольшой кусочек железной дороги, Родаково - Лихая, на фоне всего остального, ведь сегодня не выглядит чем то выдающемся. Но ведь сто лет назад было совсем не так. Не было такой механизации, как сегодня. Если и были какие то машины и механизмы, то они работали с помощью паровых машин. Которым постоянно и каждый день требовались вода и уголь. Не было такого разнообразия взрывчатки для подрыва твердых пород. Не было буровых машин, как сегодня. Не было большегрузных самосвалов для вывоза породы. Темпы строительства этого кусочка поражают. За два года был построен этот инженерный шедевр. Такие темпы строительства в очень сложных ландшафтных условиях Донбасса выглядят и сейчас выдающимися.

И самая главная заслуга тех людей, которые жили, работали и творили в то время в этих местах. Они этой железной дорогой совершенно не испортили пейзаж Дикого Поля. Эта железная дорога гармонично вписалась в этот пейзаж, совершенно не испортив его. Наоборот, добавила гармоничное разнообразие. Которое сегодня, даже в тех местах, где дороги уже нет, совершенно не портит его своими останками.

Мы перестали ценить все это. Перестали оценивать те подвиги наших предков, которые они совершали в то время. Не на войне, а совершенно в мирное время.

Жаль...

"Начальник Екатерининской железной дороги К.Н.Ванифантьев заметил, что для государства южный вариант трассы более предпочтительный, нежели северный из следующих соображений. Во-первых, в случае проведения участка Родаково — Лихая по южному варианту, с Екатерининской (казённой) дороги снимается ок. 50 вагонов грузов в сутки, а по северному — ок. 110 вагонов в сутки, большинство из которых — с нефтеналивом. Кроме того, северный вариант проходит ок. 20 вёрст параллельно казённой дороге в непосредственной близости к ней. Во-вторых, на основе геологической разведки полагалось, что южный вариант трассы более целесообразный с точки зрения обслуживания Белянских и Ольховских месторождений, шахты которых смогут отправлять уголь (при южном варианте трассы) как на Харьков, так и на Лихую. В-третьих, Устав Общества Северодонецкой дороги гласил, что в первую очередь при сооружении участка Родаково — Лихая будет построен участок Родаково — Успенское, что соответствует южному варианту трассы. А технические и финансовые трудности, о которых говорит Общество, по мнению Ванифантьева, не могут иметь решающего значения перед интересами промышленности."

Часть фото с ресурсов:
http://kamensk-istoriya.ru/foto-star/362-lihaja-izvarino.html
https://meotyda.ru/node/804
https://vadimbass.livejournal.com/

Tags: Донбасс, железная дорога, история, ностальжи
Subscribe

  • Не буди лихо...

    Интересно читать сейчас новости про все те европейские страсти, которые развернулись вокруг Северного потока 2 и вокруг Газпрома. Особенно…

  • Классика жанра.

    Пять стадий принятия неизбежного. 1. Отрицание 2. Гнев 3. Торг 4. Депрессия 5. Принятие Наверное, правильней надо написать - пять стадий осознания…

  • Стройка.

    Самая первая моя поездка за пределы Луганска в этом году была в средине апреля. Разминался после зимней сидячки. Поехал я на источник святого…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments