mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Categories:

Родаково - Лихая. История.



Что бы подвести черту по теме железнодорожной ветки Родаково - Лихая, приведу еще немного исторических фактов, которые связаны с этой веткой. Сейчас не очень много пишут и вспоминают факты и события, связанные с Гражданской войной, начавшейся после Октября. Тему эту умышленно задвигают на задворки сети. А про отдельные выдающиеся эпизоды этой кровопролитной войны, эпизоды, связанные с действиями и поступками героев этой войны со стороны красного лагеря, стараются не вспоминать вообще. Это особенно касается личности Климента Ефремовича Ворошилова. Но мне, как жителю города, связанного с жизнью и деятельностью Ворошилова, знать это надо. Мало того, эти знания надо еще и несколько переосмысливать, выискивать интересные факты в его деятельности, которые мало или никому не известные.

Сейчас уже мало кто интересуется одним эпизодом Гражданской войны. Отступлением сводных отрядов Донецко - Криворожской республики под командованием Ворошилова к Царицину. Это один из центральных эпизодов Гражданской войны. Ее перелом. Когда Красная армия выиграла сражение за Царицын. Отстояла его и перешла потом в наступление .И сводные отряды ДКР и сам Ворошилов сыграли в этом сражении едва ли не главную роль. Тогда же Ворошилов взаимодействовал непосредственно со Сталиниым. Сталин воочию убедился в выдающихся организационных и полководческих талантах Ворошилов. И этот факт сильно повлиял в положительную сторону в дальнейшей карьера Ворошилова.

Фотография станции Лутугино в заглавии поста выложена не случайно. Сама эта станция сыграла очень важную роль в тех прошедших событиях, хотя роль эта была весьма пассивной. Но такое то же бывает. И станция эта стояла на той же самой ветке, Родаково - Лихая.
До того, как была запущена в эксплуатацию ветка Родаково - Лихая, была построена ветка из Харькова до Родаково. Потом, то же до начала эксплуатации ветки Родаково - Лихая, была построена ветка от Лихой до Царицина. И когда ветка из Родаково заработала, то она замкнула это новое направление на юг. От Харькова до Царицина. Эта новая ветка позволила значительно разгрузить южные направления из Харькова в Ростов и из Воронежа на Ростов. А из Царицина донбасские грузы получили новую возможность ехать дальше, в центр России.

И тогда же можно было из Луганска ехать на юг и в центр России двумя маршрутами. Через Миллерово до воронежской ветки и до Лутугино и дальше, по родаковской ветке. Движение на юг по родаковской ветке было предпочтительней. Экономилось примерно сто километров пробега.

Но Ворошилов для своего передвижения к Царицыну выбрал маршрут через Миллерово. А почему? Неужели он этого не знал? Неужели в то непростое время экономия в сто километров не явилась для него преимуществом?

Знал. И знал очень хорошо. Знал все нюансы, связанные с маршрутом через Лутугино. Отступления сводного отряда ДКР во главе с Ворошиловым происходило по железной дороге. Передвигалось несколько железнодорожных составов. В этих вагонах были не только бойцы, но и их семьи. Караван был большой и сильно растянутый на железной дороге. Но двигаться надо было компактно, состав за составом, хвост в хвост.

Когда строилась эта ветка, Родаково - Лихая, сразу же начали строить подход к этой ветке со стороны Луганска. Но подход был очень интересный. Если для составов, двигающихся по родаковской ветке с юга на север и обратно, станция Лутугино была проходной, то для составов. двигающихся из Луганска, станция Лутугино была полутупиковой. А как это? Одна и та же станция?

Тогда не было построено обходных путей мимо Лутугино, когда составы из Луганска могли заезжать на родаковскую ветку, минуя Лутугино. Им надо было заезжать на эту станцию. Но это было еще не все. Составам на этой станции надо было менять направление движения. Именно самим составам,а не направление вообще. Состав заезжал на станцию, отцеплялся паровоз. Он ехал на поворотный круг, там его разворачивали и он прицеплялся в бывший хвост состава, который теперь становился головой. И только тогда состав продолжал свое движение или на юг или север. Поэтому Лутугино для движения из Луганска было полутупиковой станцией.

Эо было хорошо известно Ворошилову. Станция Лутугино была не очень большой. На ней бы не поместился весь тот караван из поездов. Мало того, разворот движения занял бы уйму времени, которого было в обрез. И поэтому был выбран маршрут через Миллерово. Хоть длинней на сто километров, но в этих условиях он был быстрей по времени.

Если бы был выбран этот маршрут, через Лутугино, весь этот караван очень легко было бы заблокировать в тех глубоких и длинных путевых каньонах, которых на этой ветке было очень много. И заблокировать капитально. И не факт, что Ворошилов бы добрался до Царицина. И вот это такое расположение ветки в Лутугино, сыграло свою положительную роль в той Гражданской войне. Хоть пассивную, но очень важную.

А противодействие движению Ворошилова было очень капитальным. Как легко можно было остановить движение составов? Да очень просто, разобрав железнодорожный путь. Так белогвардейская армия и делала. Сразу же начиная за станицей Каменской. Как поступал Ворошилов? Его бойцы отбивали кусок территории вдоль железной дороги, держали там оборону. В это же время остальные разбирали железнодорожное полотно позади каравана из составов, переносили рельсы веред и настилали разобранный путь вновь. Настилали под пулями и снарядами, но медленно и верно продвигались к намеченной цели. И так продолжалось почти до самого Царицина.

Современному жителю трудно это представить. Трудно по причине окружения его бытовыми удобствами. Когда можно запустить любое устройство легким движением одного пальца. Но тогда люди жили совершенно в других условиях. В условиях тяжелого физического труда и такие действия не были чем то необычным. Люди морально были подготовлены к таким действиям.

Почему был выбрано именно южное направление этой ветки? Выбрано в результате споров и борьбы аргументов? А это стало сильно видно, когда эта ветка была построена. Эта ветка прошла через те районы угледобычи, в которых добывался исключительно коксующийся уголь. Белянские копи, Успенский рудник. Сорокинские рудники, район нынешнего Донецка в Ростовской области. До самой Лихой ветка проходила рядом с шахтами, добывающими коксующийся уголь.

Есть на этой ветке станция, которая интересно называется, Урало Кавказ. Она, как и одноименный поселок стоит у самой нынешней границы с Россией. Поселок этот возник с одноименной шахтой, которая так и называлась тоже. Урало Кавказ. Шахта эта дожила до нынешних времен под именем шахта Донецкая, но убита была уже при неньке. Шахта заработала накануне ввода в работу ветки Родаково - Лихая, в 1913 году.  Откуда в наших местах появилось такое экзотическое название, с местами этими никак не связанное? А шахту эту начало строить Акционерное обществ урало - кавказских рудников. Общество это, судя по названию, имело большой опыт строительства рудников, как на Урале, так и на Кавказе. Примечательный факт. Владельцы этого общества не выводили свои доходы куда то в будущие офшоры, а предпочитали вкладывать в развитие. Строительство и освоение новых мест и рудников. В отличии от нынешних

лихая1

Нижнее фото из журнала https://vadimbass.livejournal.com/

Tags: Донбасс, история
Subscribe

  • Классика жанра.

    Пять стадий принятия неизбежного. 1. Отрицание 2. Гнев 3. Торг 4. Депрессия 5. Принятие Наверное, правильней надо написать - пять стадий осознания…

  • Как пэрэмога постепенно превращается в зраду.

    Комментарий официального представителя МИД РФ в связи с задержанием наблюдателя СЦКК 13 октября на линии соприкосновения в Донбассе украинскими…

  • Первозвановка, Луганчик и все остальное.

    Последний раз ездил на велосипеде на рыбалку в Поповку. Потом закрутили домашние дела. Почти месяц перерыва. Аж соскучился по дороге. Погода была…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments