mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Categories:

Уголь Украины 6.

Нкачало: 

http://mikul-a.livejournal.com/79736.html
Шахтный самоспасатель ШСС - 1.



    • при выходе из аварийного участка со скоростью 4 км/час — 60

    • номинальное при испытании на стенде — 50

    • при нахождении в покое (испытание на стенде)[2] — 260




Каждый, кто спускается под землю, носит с собой запасной час жизни. Уникальное явления. Нигде, ни в какой другой профессии такого нет.
Помогает ли это при реальной аварийной ситуации? Обязательно, но не всегда. Специфика данного прибора заключается в том, что для начала его работы надо выдохнуть воздух в специальный дыхательный мешок. Который находится в самоспасателе. А для того что бы выдохнуть, его надо вдохнуть. Но при взрыве -  аварии подымается столько пыли, что можно моментально забить ей легкие при вдохе.
Мне приходилось ходить по специальным выработкам. Т. Н. конвейрным штрекам. Дело в том, что уголь от места добычи до бункера накопителя, который тоже находится под землей, транспортируется специальными ленточными конвейерами. Как говорят на шахте лентой. Для этого, кроме всего прочего, строят  специальные горизонтальные тоннели - конвейерные штреки. Там мало кто ходит, только те кто их обслуживает. И когда я ходил, то на почве (внизу, на земле, если проводит аналогию с поверхностью)  был слой угольной пыли мне по щиколотку. Пыль такая как цемент, плывущая, чем то напоминающая воду. Если происходит какая нибудь локальная вспышка метана, то это по большому счету очень большой беды не приносит. Грубо говоря может пострадать несколько человек. Но дело в том, что вспышка метана действует как детонатор. Она подымает тучу угольной пыли и воспламеняет ее. Основную разрушительную силу несет именно взрыв смеси угольной пыли и воздуха. А так как пространство под землей ограничено тоннелем - выработкой, то идет волна с огромной нарастающей скоростью, которая вздымает пыль, перемешивая ее с воздухом и  и воспламеняя. Такой протяженный на много сотен метров взрыв.  И горе тому, кто оказался на пути этого смерча - ураган. Шансов почти нет. Шанс воспользоваться самоспасателем есть у тех, кто не попал под действие этого урагана.

Вопросы безопасности занимают в деятельности шахты огромное место. Для этого все капитальные выработки как минимум дублируются. Два шахтных ствола. Два квершлага  - тоннеля, параллельно идущего на каждое крыло шахты.  Между ними мелкие тоннели - сбойки, для того что бы можно было перейти с одного на другой, в случае необходимости. С каждого участка прокладывается пеший маршрут к стволу, что бы можно было покинуть аварийный участок. По этому маршруту идет воздух с поверхности. На этом пути никакие работы не ведутся и он поддерживается в пригодном состоянии. Раз в три месяца каждый участок, каждая смена ходят по этому маршруту пешком. И именно для того, что бы выйти с аварийного участка на безопасный маршрут и нужен самоспасатель. Составляется план ликвидации аварии. И в нем обязательно указывается маршрут выхода к стволу с каждого участка. Этот план доводится до каждого работающего под роспись. По стволу смонтирована специальная лестница, по которой можно подняться на поверхность. Лестница смонтирована пролетами, как в обычном подьезде многоэтажки, только из металла. Мне доводилось подыматься по такой лестнице с глубина восемьсот метров на поверхность.  Описать невозможно, надо только хоть раз пройти. Последние сто метров не шел, а полз. Время заняло два часа сорок минут.

Но с регулярной периодичностью взрывы все таки происходят. Почему? Есть в процессе добычи угля некая тонкость, о которой мало кто знает. Тонкость эта заключается в том, что максимальное количество угля, добываемого из данной конкретной лавы не зависит от максимальной производительности добычного комплекса. Дело в том, что в угольном пласте содержится рассредоточенный газ - метан. Он находится под небольшим ( а бывает что под хорошим) давлением. При работе рабочего органа добычного комбайна, при рубке угля, этот метан попадает в шахтную атмосферу. Чем больше угля извлекается, тем больше метана попадает в атмосферу. И наступает такой момент, когда система вентиляции уже не способно отводить это метан с места добычи. Он начинает накапливаться. И это количество угля, при котором вентиляция способна отвести выделяемый метан без его накопления и есть максимальная производительность добычного комплекса для данного конкретного участка.  Можно при этом еще нарастить добычу, мощность комбайна позволит. Но вступают ограничения по газу метану. И если в атмосфере вблизи места добычи, датчики метана определяют превышение концентрации свыше одного процента, включается звуковая предупредительная сигнализация. А если концентрация превысит два процента, то отключается вся электроаппаратура и все оборудование останавливается.

Есть еще одна тонкость. Она заключается в том, что вся система транспортировки и выдачи угля на поверхность очень ритмична. Скорость ленты конвейера можно увеличить - уменьшить в очень в ограниченном диапазоне. Емкость подземного бункера - накопителя то же не безразмерна. Возможности подьемной машины, которая выдает уголь на поверхность в специальных бункерах - скипах то же не беспредельна. Да и обьем этих скипов то же накладывает ограничения на количество выдаваемого угля. К чему я это все пишу?. А к тому, что механизмам свойственно ломаться. И практически на всех шахтах остался Советский рудимент. Суточный план добычи угля. А в конце и месячный план. Он составляется конечно не с учетом максимально возможного количества угля, которого может добыть шахта, но очень близко к этому.

И вот представьте, на каком то добычном участке поломался комбайн. Участок остановился. Уголь не идет. Хорошо если механик участка толковый, а другие там не удерживаются. И за пару часов поломку исправили. А если на пол смены?. А если на сутки, двое. Все ходят на ушах. У начальника участка телефон ярко красный. Маты долетают до стратосферы. Все зашуганы - перепуганы. ПЛАН СРЫВАЕТСЯ. Ну вот поломка исправлена. Начальник участка добычникам - любым способом нагнать отставание! И понеслось. Или курткой накрыли датчики метана. Или кол вставили в защитную аппаратуру. Но кроме всего, у каждого рабочего есть индивидуальный газоанализатор. Вот на него и смотрят. Он конечно начинает пищать, когда концентрация метана превышает один процент, но это терпимо.  Идут на это, как поход на минное поле. Нижний предел концентрации взрываемости метана 4.3 процента. И на этот процент в таких случаях  ориентируются. Но  ведь человеческий глаз не автоматика. И в добавок, когда такой аврал, про это можно и забыть. И идет постепенное накопление метана. И обычно взрывы как раз и происходят в конце смены, когда добыча сверх допустимой в самом разгаре.

Большая часть взрывов происходит именно по этой причине. Как избежать этого? Рецепт известен давно. Это перевод всех, кто добывает уголь на фиксированную ставку. Т.е. если поломался комплекс сиди и не рыпайся. Не твое это дело. Это дело службы механика. Отставания в добыче угля тебя не касается. Твоя зарплата не будет особо зависеть от плана. Если шахта хочет работать с постоянной добычей, то должны суетиться соответствующие службы. Надежное оборудование. Постоянная профилактика, предупреждение поломок оборудование. Но это ведь требует напряженной работы многих служб и людей. А кому это надо? Те, кто по долгу службы должны этим заниматься, в забое не сидят. Своей шкурой не рискуют. Люди погибли? Наберем других. Желающих хватает. Сколько шахт закрыли.

На Западе все работают на фиксированных ставках, там нет сдельщины.
Tags: Донбасс
Subscribe

  • С воскресных покатушек.

    Сегодня идет легкий весенний дождик, который сделал мне выходной в моих огородных делах. А в воскресенье был настоящий солнечный весенний день.…

  • Что нужно знать о сумеречном украинском военном гении.

    Это пограничная река Деркул. Я фотографировал здесь за пару лет до войны. Это брод. Ему как минимум лет четыреста. Он так же обозначен на царских…

  • Юнна Мориц. Стихи о Донбассе.

    А не надо грозным басом Разговаривать с Донбассом, Там не будет базы НАТО, Это - всё, что видеть надо. Там Бессмертный Полк Детей, Он - превыше…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

  • С воскресных покатушек.

    Сегодня идет легкий весенний дождик, который сделал мне выходной в моих огородных делах. А в воскресенье был настоящий солнечный весенний день.…

  • Что нужно знать о сумеречном украинском военном гении.

    Это пограничная река Деркул. Я фотографировал здесь за пару лет до войны. Это брод. Ему как минимум лет четыреста. Он так же обозначен на царских…

  • Юнна Мориц. Стихи о Донбассе.

    А не надо грозным басом Разговаривать с Донбассом, Там не будет базы НАТО, Это - всё, что видеть надо. Там Бессмертный Полк Детей, Он - превыше…